Открытый урок по изобразительному искусству 5 класс Неменский "Народное искусство" название урока «Культурный код России: путешествие по карте народных художественных промыслов»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ильина Елена Петровна

урок подготовлен к конкурсу "Учитель года- 2026"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсный урок: «Культурный код России: путешествие по карте народных художественных промыслов»

Ход урока (с таймингом и акцентами для жюри)

1. Организационный момент. Мотивация. (3-4 минуты)    слайд1

Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы, теперь садитесь.

меня зовут Ильина Елена Петровна и я проведу у Вас урок изобразительного искусства. Ребята мы сегодня отправляемся в экспедицию, поэтому не обязательно во время ответа на уроке вставать, можете отвечать сидя с мест, подняв руку для ответа.

Внимание на экран!

Приём "Немой ряд".    слайд1(вкючить)

На экране — динамичный, под музыку (например, "Калинка-Малинка" в современной аранжировке) видеоряд: макро-фрагменты узоров (хохломская ветвь, капля гжели, точки дымковской игрушки, соцветие павлопосадского платка).

Учитель: "Что объединяет все эти изображения? (Они все красивые, это узоры, орнамент)

Учитель: Где мы могли это видеть?" (на посуде, одежде, это народное искусство)

Создание интриги: слайд 2

Учитель: "Совершенно верно. Это — уникальный культурный код России. Но почему в одной стране родилось такое разнообразие художественных языков? Сегодня мы станем исследователями и попробуем не просто узнать, а понять логику этого кода. Наш ключ к разгадке — карта России".

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (4-5 минут)

 На доске висит карта России. Учитель размещает на ней два контрастных изображения, например, дымковскую барышню и гжельский кумган.

· Проблемный диалог:

Учитель: "Посмотрите на эти два предмета. Они из одной страны?

Ученик: Да.

Учитель: Они оба сделаны из глины?

Ученик: Да.

 Учитель: Они изготовлены в одной местности? (указать на карте)

Ученик: Нет

Учитель: Почему же они так непохожи? (Они из разных промыслов)

Учитель: Что заставило мастеров выбрать именно такие цвета и формы?" Если ученики не скажут сказать самой (разная природа, разные традиции, доступные материалы).

Формулировка проблемы:

Учитель: "Значит, за каждым промыслом стоит своя история, своя природа и свой образ мыслей народа. Как по одному предмету можно "прочитать" историю, географию и душу целого народа? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экспедицию".

3. "Экспедиция по промыслам России". Открытие нового знания. (10 минут)      слайд 3

Деление на группы:

Учитель: При входе ребята вы получили маршрутные листы и сразу разделились на группы в экспедиции, назовите пожалуйста, как называется ваша группа: (дети по очереди называют свои группы экспедиции)

Обращение к 2 группе : Как называется ваша группа?.... и т.д

  · Примеры "групп":

    1. "Золотая тайга" (Хохлома, Городец) — промыслы, рожденные у леса.

    2. "Синь белых снегов" (Гжель, Великоустюжское чернение по серебру) — холодная элегантность.

    3. "Глиняная сказка" (Дымковская, Каргопольская игрушка) — обрядовые образы.

    4. "Тканый узор" (Павлопосадские платки, Вологодское кружево) — текстильная география.

Задание для групп (алгоритм на доске):

 Учитель: 1. Изучите материалы в Папке-досье они у вас на столах, найдите               их. (тексты, изображения).

  2. Заполните "Паспорт промысла" он у вас лежат на столах. Найдите его.

     Давайте посмотрим из каких разделов собран паспорт. …имя  слайд 5

 География: Где живёт промысел?

 Стихия: Главный материал?  

 Палитра: Ключевые цвета и их символика?

 Герои: Кто и что изображено?

 Гипотеза: Как природа и быт региона повлияли на его облик?

Физминутка: слайд 6

Учитель: Вы наверно устали, все встаем и повторяем за мной. Спасибо. Садитесь.

Учитель: А теперь ребята, послушайте меня внимательно.

  Создайте визуальный кластер вашего промысла на листе паспорта, используя ключевые слова, свои рисунки.  Распределите разделы паспорта между собой, чтобы каждый из Вас работал над своим отчетом. Сведения для паспорта берем из Досье по промыслу.

В разделе палитра вы еще можете и нарисовать, ответы на поставленные вопросы на ваших листах паспорта.

У кого ни будь есть вопросы по заполнению паспорта?

Тогда приступаем к работе! слайд 7

(время на эту работу дается 10 мин) (включить музыку)

· Роль учителя: Фасилитатор. Не дает готовых ответов, а задает наводящие вопросы группам:

Учитель: "Почему здесь преобладает красный? О чем это может говорить? С какими природными материалами это связано?".

Фиксирует работу групп для жюри.

4. "Отчет экспедиций". Первичное закрепление. (6 минут по 1.5 мин) Символы в руку. (великоустюгское чернение, вологотское кружево)

Учитель: После окончания экспедиции каждая группа представляет отчет по ней. Ребята, чтобы познакомить нас со своим отчетом выходите к доске всей группой и представьте свой отчет. Спасибо вы хорошо поработали!

 слайд 8-9-10-11

(Ваша работа мне понравилась ….оценка за урок 5)

· Каждая группа представляет свой "отчет" — кластер и основные выводы по "Паспорту промысла". Выступление не более 1.5 минут.

· Важный методический ход: После каждого выступления учитель помещает символ промысла на карту России, создавая "живую" карту промыслов.

Обобщение учителя (после всех выступлений):

Учитель: "Итак, наша карта ожила. Мы видим, что

хохлома — это отблеск солнца в дремучей тайге,

гжель — синева зимнего неба,

дымковская игрушка — это глина и радость весеннего праздника...

Каждый промысел — это страница большой книги под названием "Россия". И теперь мы умеем их читать". слайд 12

5. Домашнее задание (дифференцированное). (1-2 минуты)     слайд 13-14

· Прием "Арт-рефлексия":

Учитель: "Представьте, что вы — современный дизайнер. Вам нужно создать логотип или небольшой узор для бренда одежды, гаджетов, используя ДУХ и ПАЛИТРУ одного из изученных промыслов. Посмотрите примеры. Не копируйте, а создайте новый образ!

6. Рефлексия. (1 минут)    слайд 15

 Итоговая рефлексия:

Учитель: На доске — силуэт России. Ученики берут в руки  стикеры разной формы (капельки, листочки и т.д.)

 Ребята вы все очень хорошо сегодня работали в группах, у вас на столах лежат стикеры промыслов. Если вам понравился мой урок разместите пожалуйста стикеры на карте России.

Слайд 16



Предварительный просмотр:

Самоанализ конкурсного урока по изобразительному искусству

Тема: «Культурный код России: путешествие по карте народных художественных промыслов»

Уважаемые члены жюри, коллеги!

Разрешите представить самоанализ урока, который был направлен не просто на передачу знаний о промыслах, а на формирование у учащихся ценностного отношения к наследию своей страны.

 Я считаю, что триединая цель урока была достигнута.

 Личностные: Формирование ценностного отношения к культурному наследию России.

· Метапредметные: Развитие навыков анализа, сравнения, работы с информацией и сотрудничества в группе.

· Предметные: Знание основных видов народных художественных промыслов России.

Проблемный вопрос урока: Как по одному предмету можно "прочитать" историю, географию и душу целого народа?

Рефлексия показала, что дети не просто запомнили названия, а начали рассуждать о символике цвета, о связи орнамента с окружающим миром.        Метапредметные результаты были заложены в структуру урока – исследовательскую деятельность. Учащиеся работали с разными источниками информации, анализировали, сравнивали. В групповой работе развивались навыки коммуникации, сотрудничества и распределения ролей. · Предметные результаты были продемонстрированы на этапе презентации кластеров. Учащиеся уверенно называли центры промыслов, материалы, характерные цветовые решения и образы, аргументируя свой выбор, добывая в ходе собственного исследования.

Активность учащихся была высокой на всех этапах урока.

Группы слушали друг друга, так как им предстояло в конце собрать общую карту «культурного кода».

Рефлексия с использованием тематических стикеров была осмысленной и позволила мне быстро оценить эмоциональное состояние и степень усвоения материала.

На этом уроке моя позиция сознательно сместилась с транслятора знаний на организатора и консультанта. Я не давала готовых ответов, а задавала наводящие вопросы группам. Это стимулировало детей к самостоятельным размышлениям.

Я старалась создать доброжелательную, рабочую атмосферу, где не страшно ошибиться и высказать свою гипотезу.

Основной замысел урока реализован. Учащиеся не просто познакомились с народными промыслами, а увидели их как систему, связанную с географией, историей народов. Проблемный вопрос урока получил свои ответы в ходе их собственной исследовательской деятельности.

Вывод

Урок, на мой взгляд, соответствует духу конкурса «Учитель года», так как в нем продемонстрирован современный, деятельностный подход к обучению, где ученик является субъектом познания, а учитель – его проводником в мире культуры и знаний.


Предварительный просмотр: