урок географии в 6 классе по теме "Атмосферное давление" + презентация
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Денисова Светлана Михайловна

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода

к УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник   ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение»
Урок по теме «Атмосферное давление» 3-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

Оборудование: «мобильный класс» (минимальное количество ноутбуков с доступом в Интернет -  4 шт.), учебник, задания для работы с ЭОР - 4шт.(по количеству групп), карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги – для проведения опыта, программа «Интерактивное голосование. ехе», презентация «Атмосферное давление». Урок можно провести без использования «мобильного класса ». В таком случае ЭОР «Атмосферное давление» необходимо распечатать и выдать каждой группе, а опыт с ртутным барометром и измерением массы воздуха продемонстрировать на интерактивной доске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44 »

города Владимира

Методическая разработка

«Современный урок географии  с использованием ИКТ »

Тема урока: «Атмосферное давление»

Класс: 6

                                            ФИО педагога:     Денисова Светлана Михайловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода

к УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник   ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение»
Урок по теме «Атмосферное давление» 3-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

Оборудование: «мобильный класс» (минимальное количество ноутбуков с доступом в Интернет -  4 шт.), учебник, задания для работы с ЭОР - 4шт.(по количеству групп), карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги – для проведения опыта, программа «Интерактивное голосование. ехе», презентация «Атмосферное давление». Урок можно провести без использования «мобильного класса ». В таком случае ЭОР «Атмосферное давление» необходимо распечатать и выдать каждой группе, а опыт с ртутным барометром и измерением массы воздуха продемонстрировать на интерактивной доске.

Цель урока:

1.Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

2.Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в  учении, используя для этого проблемные ситуации. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

 I. Образовательные задачи: 

  1. Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
  2. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
  3. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

II. Развивающие задачи: 

  1. Развивать  логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .
  2. Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.
  3. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

III. Воспитательные задачи: 

  1. Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.
  2. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок решения познавательных задач

Методы и приемы обучения: исследовательский и алгоритмический метод

(при работе с ЭОР), эвристическая беседа.

Ход урока.

I.Организационная часть урока

- Взаимное приветствие;

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды во Владимире на сегодня. (Учащиеся работают в сети ИНТЕРНЕТ – ВЛАДИМИР - GISMETEO)

 слайд № 1.

- С какими элементами погоды мы уже знакомы?

- Какая  t воздуха указана в прогнозе?

- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)

- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 2

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

      в  пробном действии.

3.1Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):

  1. узнать что такое АД;
  2. почему АД измеряется в мм  рт. ст.;
  3. зачем в прогнозах погоды указывают АД;
  4. что влияет на изменение АД;
  5. учиться работать в группах.

 3.2.Учитель демонстрирует опыт со стаканами (или предлагает видеофрагмент) Возьмите стакан, заполните его водой, накройте листком бумаги, плотно прижмите бумагу к стакану с водой и переверните и подержите так некоторое время. Намокшая бумага прилипает к краям стакана за счет сил поверхностного натяжения. Если вы медленно уберёте руку, то увидите, что вода не может вылиться из перевернутого стакана.

Рассказывает об опыте Торричелли с «Магдебургскими тарелками»             слайд № 3, 4

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр 35,5 см. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха примерно в 7 тысяч килограммов.

3.3. Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов.

       Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

IV. Открытие нового знания.

4.1. Для решения, возникшей проблемной ситуации учитель предлагает учащимся работу с ЭОР. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание  слайд № 5

                          «Задания для учащихся по работе с ЭОР»                

          I.Найдите в ИНТЕРНЕТЕ информационный модуль

            «Атмосферное давление» на сайте Федеральный центр информационных

образовательных ресурсов:

fcior.edu.ru         ПОИСК         Строка поиска:

вводим фразу: информационный модуль «Атмосферное давление»        ______   Искать  ________ Загрузить

 

           II. Познакомьтесь с содержанием модуля, ответьте на вопросы и выполните  задания.

             1.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?

             2. Просмотрите видео «Опыт Торичелли».

                 2.1. Почему ртуть не выливается из трубки ?

                 2.2. Почему АД измеряется в мм ртутного столба (мм рт.ст.)

                 2.3. Чему равно АД на уровне моря?

             3. Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?

             4. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.

                       Для  этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем  моря, тем …АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке ».

           III. Найдите в ИНТЕРНЕТЕ виртуальную лабораторию.

                  Для этого наберите в строке поиска:   интерактивная  анимация «Демонстрация опыта по определению веса воздуха».

  1. Проведите опыт по определению веса, для этого

      воспользуйтесь   инструкцией.

                  2. Сколько весит 1 л воздуха?

  IV. Воспользуйтесь текстом учебника стр. 139 и ответьте

               на вопрос: как называется современный прибор  для определения АД?

4.2. Учащиеся отвечают на вопросы, проводят опыт в виртуальной лаборатории: взвешивают воздух, смотрят видеофрагмент «работа ртутного барометра».

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Подведение первичных итогов после изучения ЭОР. Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель слушает и корректирует ответы.

Учащиеся объясняют опыт со стаканом и «Магдебургскими тарелками».

 Слайд № 6, 7, 8.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.1.Учитель организует  самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Ребята! Как вы думаете, что влияет на изменение АД?

Запишите в карточку 3 фактора, влияющие на АД?

6.2.Учитель демонстрирует презентацию (слайд № 9-12), чтобы помочь учащимся заполнить карточки с заданием.

Слайд № 9.            Тропосфера на разных широтах имеет разную толщину.  

                               Влияет ли это на АД?

Слайд № 10-11.    Почему воздушные шары  наполняют теплым воздухом?

                               Как t воздуха влияет на АД?

Слайд 12.              Как высота точки над уровнем моря влияет на АД?

                              (Учащиеся  ответили на этот вопрос в работе с ЭОР)

6.3.Учащиеся проверяют свои ответы с эталоном. Слайд № 13:  

 6.4.Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кроншта́дтском  футшто́ке (слайд № 14)

VII. Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2  весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

8.1. Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?

Слайд № 16

 Учащиеся отвечают на вопрос.

«Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.

8.2. Учитель демонстрирует презентацию слайд № 17, 18

Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.

Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.

- Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? (Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой  h/10,5)

- При подъеме на верхний этаж  АД будет повышаться или понижаться?

- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?  

  Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)

-Демонстрация слайда № 19 «Влияние пониженного АД на человека».  

 Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать  

 недомогание в таких зданиях.

- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования  

  АД?

  Слайд № 20(Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД)

- Слайд № 21. В Южной Америке (Перу) на высоте около 4500 метров работает специальная станция для изучения влияния высоты на человеческий организм. Люди, привыкшие к жизни внизу, на уровне моря, с трудом могут пройти несколько десятков шагов на высоте 4500 метров. А те, кто уже акклиматизировался в горной местности, свободно там бегают и занимаются спортивными упражнениями. В  горах Перу на высотах 2000—4000 метров живет более 4 миллионов человек. Почему так происходит?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков.

XI. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

Для этого используется программа «Интерактивное голосование». Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа (одно нажатие – один голос). Результат выводится в виде гистограммы.  Кроме проведения рефлексивного момента на уроке, эту программу можно использовать при проверке знаний учащихся, при проведении опроса мнений, определении симпатий. При использовании этой программы в сочетании с интерактивной доской, ученики могут самостоятельно нажимать кнопки голосования, что неизменно привлекает внимание,  вызывает интерес и положительные эмоции.

X.   Домашнее задание: 

     ξ 25, вопросы презентации Слайд № 23

Использованная литература:

  1. Учебник  Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник   ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение»

  1. Серия «Академический школьный учебник» В. В. Николина География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/index.html

  1. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

    http://fcior.edu.ru/card/4814/atmosfernoe-davlenie.html#        

                       4.Интерактивная  анимация «Демонстрация опыта по  

                          определению веса воздуха».

    http://somit.ru/fisika7_40.htm



Подписи к слайдам:

Магдебургские полушария
В 1864 году, немецкий физик Ото фон Герике публично провел эксперимент, который доказывал существование атмосферного давления. На глазах у всего Рейхстага, в присутствии императора Фридриха III, 16 лошадей, по 8 с каждой стороны, не смогли разорвать две полые внутри полусферы диаметром всего в 35,5 см, скрепленные между собой.
Магдебургские полушария
В современном Магдебурге памятники в виде полушарий можно встретить почти на каждом углу
Как измерить атмосферное давление?
Впервые весомость воздуха привела людей в замешательство в 1638 году, когда не удалась затея герцога Тосканского украсить сады Флоренции фонтанами - вода не поднималась выше 10,3 м.
Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления.
Ртутный барометр
Высота перевёрнутой трубки = 1 м
1 м = 1000 мм
При высоком атмосферном давлении воздух сильно давит на поверхность ртути в нижней ёмкости….
Ртуть вынуждена из-за давления воздуха заполнять трубку и ртутный столб внутри стеклянной трубки поднимается выше. Количество миллиметров (цифра) увеличивается… Давление – «растёт».
ртуть
Приёмной частью служит круглая металлическая коробка А с гофрированными основаниями, внутри которой сильно разреженный воздух. При повышении атмосферного давления коробка сжимается и тянет прикрепленную к ней пружину; при понижении давления пружина разгибается и верхнее основание коробки поднимается. Перемещение конца пружины передаётся стрелке В, перемещающейся по шкале С.
Барометр – анероид.
Высота тропосферы Над полюсами она поднимается до 9 км, над умеренными широтами — до 10—12 км, а над экватором — до 15 км.
Изменение давления с высотой.
До высоты 2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5 мНа больших высотах эта закономерность нарушается.
?
?
?
?
?
?
Кроншта́дтский футшто́к — футшток для измерения высоты уровня Балтийского моря, установленный на устое Синего моста через Обводный (Проводной) канал в Кронштадте.От нуля Кронштадтского футштока на всей территории бывшего Советского Союза производятся измерения глубин и высот, а также орбиты космических аппаратов.Кронштадтский футшток — один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана.
Вес воздуха
1 м3 воздуха
масса – 1,03 кг
Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет
Третий по высоте дом в мире находится в столице Тайваня Тайбее. Высота этого сооружения составляет 509 метров и состоит оно из 101 этажа. Интересен тот факт, что это сооружение построено в сейсмоопасной зоне.
Специалисты Mitsubishi планирую использовать в скоростных лифтах новые магнитные двигатели. В кабинах новых лифтов будет устанавливаться система контроля давления воздуха, которая сможет компенсировать изменения атмосферного давления при резком изменении высоты. Так же кабины новых лифтов будут оборудованы современной звукоизоляцией, а сверху на них будет нанесено специальное аэродинамическое покрытие, которое снизит сопротивление воздуха, уменьшая шум.
1. Может ли космонавт набрать жидкость в шприц во время полета на космическом корабле, если в кабине поддерживается нормальное атмосферное давление?2. Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки? 3. Почему вода из опрокинутой бутылки выливается рывками, с бульканьем, а из резиновой медицинской грелки вытекает ровной сплошной струёй?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления"

Презентация к изучению нового материала по теме "Давление. Единицы давления". В презентацию включена исследовательская работа, которую проводят ученики. Результаты оформляются в тетради....

Обобщающий урок в 7 классе по теме «Давление. Давление в жидкостях и газах»

Обобщающий урок в 7 классе  по  теме «Давление. Давление в жидкостях и газах»...

План- конспект урока в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления" с использованием ЭОР

Урок по теме "Давление .Единицы давления" в 7 классе разработан с использованием ЭОР, что позволяет познакомить учащихся с физической величиной- давление, а также с ее единицей измерения....

технологическая карта урока в 7 классе по теме "Давление. Давление твердых тел"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Давление. Давление твердых тел"...

Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...

Презентация к уроку в 7 классе по теме «Давление газа»

Презентация по теме "Давление газа" в 7 классе к учебнику А,В, Перышкина. Составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Позволяет методически грамотно и наглядно преподнести учебный м...

Технологическая карта урока географии 6 класс "Атмосферное давление".

Урок географии в 6 классе на тему "Атмосферное давление"....