Южная Америка
план-конспект урока по географии по теме

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuzhnaya_amerika.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме: «Южная Америка».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, проконтролировать систему знаний учащихся по теме: «Южная Америка».

Структура урока:

1)Организационный момент

2)Обобщение

  а) путешественники -  исследователи Южной Америки

  б) рельеф и полезные ископаемые

  в) климат внутренние воды (работа со слайдом; индивидуальное  задание).

  г) фрагмент видеофильма

  д) кроссворд

  е) игра «кот в мешке»

  ж) население и страны

 3)Подведение итогов; резюме урока

 4)Домашнее задание.

Оборудование: Компьютер, мультимедиаустановка, лицензионный диск «География 6-10 класс», видеофильм «Южная Америка», слайд, физическая и политическая карта Южной Америки, климатограммы.

Персоналии: К.Паустовский, Х.Колумб, Н.Вавилов, А.Гумбольдт.

Ход урока: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях. Не хотел проникнуть в тайны загадки нашей планеты, разгадать секреты древних цивилизаций.

Читая книги В.А. Обручева, Ж. Верна и Р. Стивенсона, мы вместе с героями стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег.

Сегодня мы проведем урок- обобщение по теме: «Южная Америка», на котором мы  попытаемся обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.

Еще совсем недавно Южная Америка была полна загадок. «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Эти слова К. Паустовского стали жизненным кредо многих путешественников, первооткрывателей, мореходов. Благодаря решимости, настойчивости и силе воли этих отважных людей, началось исследование земель.

Давайте вспомним этих замечательных  путешественников. Какова их роль в открытии и в изучении природы Южной Америки? (работа с персоналиями: Х. Колумб, Н. Вавилов, А.Гумбольдт).

Имена каких еще путешественников вы знаете? ( Франсиско Орельяно - совершил первое плавание по реке Амазонке; американский летчик Джимми Энджел – открыл водопад Анхель;Френсис Дрейк – пират-путешественник достиг берегов материка).

Южная Америка имеет множество географических  и природных объектов. С какими формами рельефа прежде всего связано Ваше восприятие? Охарактеризуйте эти объекты, назвав самые главные особенности, покажите их на карте. (г.Анды – горы высокие, молодые. Это самые длинные горные цепи в мире. Высшая точка г.Аконкагуа 6969м. Бразильское и Гвианское плоскогорье – образовались в результате длительного разрушения платформы. Амазонская, Оринокская и Ла-Платская низменности – заболочены, сложены осадочными породами).

А теперь обратимся к природным богатствам материка.

Расшифруйте письмо!

Запись на доске:    Континент не устает удивлять геологов.

Он оказался просто нашпигованным полезными ископаемыми:  

Все это посыпалось как из рога изобилия.

Следующее задание: послушайте, пожалуйста. Готовясь к поездке в Южную Америку, путешественник обнаружил в архиве материал наблюдений, проводимых в разных районах континента на метеостанциях в городах. Однако из-за небрежности архивариуса этикетки папок с материалами перепутались. Помогите путешественнику определить названия городов, в которых велись наблюдения.

Широта

t янв     С

t  июля      С

Кол-во осадков (мм в год)

Название города

0

+ 18  С

+ 38  С

2000-3000

? г.Манаус

45  ю.ш.

-  33  С

+ 38  С

100-250

? г.Сармьенто

6    с.ш.

+ 17  С

+ 37  С

2000-3000

? г.Парамарибо

 

Индивидуальные задания. Определить тип климата по климатограммам.

Что общего мы можем сказать о климате Южной Америке? Это самый влажный материк;   t +20  С …+28  С,  t min =  -35  C; положение материка в низких широтах обеспечивают получение огромного количества солнечного тепла. Океаны и движения воздушных масс создают условия для обильного увлажнения.

        От климата зависит тип питания рек. Назовите крупные реки материка и покажите их на карте?

А теперь послушайте отрывок из рассказа А. Беляева «Мертвая голова».

«Морель ещё не оставлял мысли найти своих спутников или спуститься по одному из притоков к Амазонке и достигнуть жилых мест. Его приводила в ужас мысль, что ему придется отложить путешествие на год. И он решил во что бы то на стало отправиться в путь до окончания периода дождей. Для этого он хотел использовать дождливое время года, с ноября по март беспрерывные ливни превращали ручьи в широкие реки. О направлении заботиться не нужно. Морель устроит плот, сделает запасы пищи и отправится в путь».

        Почему сроки путешествия Мореля могли быть отложены на год? Назовите крупнейшие водопады материка?

Работа со слайдами:  № 6  На какой реке расположен водопад Игуасу?

Что мы можем сказать об озере Титикака (глубина 304 м,  t   + 11  C, самое высокогорное озеро в мире).

        А теперь давайте вспомним какие природные зоны характерны для Южной Америке?  Тропические леса Амазонки. Человек попавший в них дважды, испытывает острую радость: в первый день, когда, ослепленный сказочными богатствами он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада» - писал польский путешественник А.Фидлер.

Как вы объясните смысл  столь эмоционального высказывания?

Давайте посмотрим кинофрагмент.

Давайте с вами попробуем разгадать кроссворд: «Сельва. Южная Америка».

Определите в какой природной зоне встречается животное или растение?

Игра: «Кот в мешке»

Кебрачо                        вискача

Ковыль                        нутрия

Броненосцы                дынное дерево

Страус нанду                какао

Лама                                ленивец

Пампасская кошка

А теперь давайте вспомним страны Южной Америки.

Индивидуальное задание. Установить соответствие столиц государствам.

Групповая работа:

- какие государства расположены на равнинах? (Бразилия, Аргентина, Венесуэла).

- самое крупное государство Южной Америки? (Бразилия).

- самая маленькая страна континента? (Суринам).

- Андские страны (Перу, Боливия, Чили).

- коренные жители материка? (индейцы).

- на каком языке говорит большинство населения Южной Америки? ( на испанском).

        Подходит к концу наш урок. Давайте попытаемся составить короткое резюме по Южной Америке.

Материк уникален, так как это самый…………….. материк.

Здесь находится самая многоводная река ……..,  самые длинные горы……, самое высокогорное озеро……, самые большие по  S леса «лёгкие планеты» …….., обитает самая большая змея на Земле….., самая маленькая птица……

Какие выводы мы можем сделать? Что удалось нам сегодня на уроке? Оценки! Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...