Педагогика развития.
статья по географии (11 класс) на тему
Педагогика развития
(выступление на педсовете.)
На сегодняшний день существует не один десяток определений педагогики, но общим является суть этого понятия: -Искусство воспитания и обучения, зависимость задач педагогики от потребностей общества. Если на первых этапах основной образовательного процесса было: «Делай как я, следуй за мной», то сегодня задачи педагогики определяются потребностью общества не просто в грамотном специалисте, а преобразователе, способном справиться с ускоренным развитием общества. Решению этой проблемы отвечает именно педагогика развития(?).
Основоположником педагогики развития можно назвать русского педагога В.П.Вахтерова(1853-1924гг.), который сформулировал и развил теорию эволюционной педагогики в рамках которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека. Ее идею составляет идея целостного развития личности. По Вахтерову формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Посредником между ребенком и окружающей средой выступает педагог. Как сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за расширение и обновление содержания обучения, за активные методы, способствующие развитию самостоятельности мышления ребенка.
Следующим этапом можно выделить 80-е годы, когда новаторской была педагогика сотрудничества, яркими представителями которой были Ш.А.Амонашвили и В.Ф.Шаталов. Параллельно с этим большое внимание уделяется критической педагогике, которая определяется как - наука и искусство творческого обучения. Основным образовательным направлением критической педагогики является развитие творческой личности, причем развитию этого творчества могут служить все предметы. Однако и это направление не решает полностью потребностей общества.
В апреле 1994 года состоялась первая конференция, на которой обсуждались результаты эксперимента внедрения развивающего обучения, которая затем проводится ежегодно. По ключевой тематике этих конференций можно судить о том, как данное направление педагогики внедрялось в школьное образование. На первых этапах основное внимание уделялось возрастной дифференциации, затем главным становится вопрос содержания образования. На 13 конференции педагогика развития определяется как посредничество (см. эволюционная педагогика). Суть педагогики- это трансляция культуры и посредником между ребенком и миром культуры является учитель, который должен готовить ребенка к сотрудничеству с развивающимся обществом. Этому , в частности была посвящена конференция-2009 «Кризис как условие и механизм развития».
Основными проводниками педагогики развития(развивающее обучение) сегодня являются Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин. У них много различий в подходе к данной технологии, но мы выделяем то, что касается роли учителя. Учитель(педагог)- он посредник: в какой оказывается ситуации? С одной стороны готовые «культурные изделия»: научные понятия, эстетические образы. С другой- расположены «детские психики», устоявшиеся стереотипы поведения, семейные характеристики. Все «культурное» принимается за идеальную форму, а все семейно-стихийное и «детское»- за реальную. Таким образом, задача посредника (всего педагогического коллектива) построить поле «потребность-предмет», т.е. поддерживать интерес к процессу обучения( а не к какому-то отдельному предмету) все 11 лет. Учение в рамках педагогики развития( по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову)- это воссоздание культурной формы через выделение и последовательное воспроизведение в совместных действиях учеников и учителя черновиком или чистовиком( в большей степени это зависит от компетенции учителя). Учитель должен способствовать тому, чтобы пробно-поисковое действие приобретало результативное значение. (Другими словами, не каждый ученик будет Толстым или Ньтоном, но каждый может войти в их «рабочие лаборатории» и поиграть с теми «пробными телами» на которых им удалось создать свои произведения).
Естественно, что использование педагогики развития предполагает высокую квалификацию (компетентность) педагога. Но мы хотим привести следующие факты:
1).Сегодня средний возраст учителей -50 и более лет. Что будет через 5-10 лет?
2).Данные социологического опроса студентов педвузов по вопросу : Почему вы выбрали данный ВУЗ?
-интерес к предмету -27%
-желание обучать данному предмету- 16%
-воспитание детей- 19%
-желание иметь высшее образование- 13%
-престиж- 12%
-осознание педагогических способностей- 6% (!)
-обстоятельства- 4%
-материальная сторона- 2%
Педагогика развития с одной стороны предполагает повышение качества образования, с другой- повышение образованности самого учителя. Каким образом?- курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование. Результаты(качество знаний) использования педагогики развития ( на мой взгляд) очень хорошо выразила на 22 конференции (2010г.) Рябинина Л.А.: «Любая внешняя проверка носит оценивающий характер. Необходимо учить учеников и учителей способам самооценивания, а чем больше внешних оценок, тем хуже учителю, но и качество при этом не изменится».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 650.5 КБ | |
| 678.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.
Технологии проектной деятельности школьников включает -личностно-ориентированное обучение - предполагает развитие личности -способность самостоятельно добывать информацию - принимать нестандартные решения -находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Требования к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии: - учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Решать задачи на выделение: Положительных и отрицательных изменений природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, Влияние: роста населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развития системы городских поселении, развития хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности
Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют: учебники атласы рабочие тетради другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода .
В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии. КРИТЕРИИ ТИПЫ ПРОЕКТОВ Содержание Уровень интеграции Продолжительность выполнения проекта Количество участников Способ деятельности Включенность в тематический план Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие и др. Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредменые (учитывают содержание нескольких предметов) Надпредметные (Выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течении года) Индивидуальные, групповые, коллективные Познавательная, творческая, игровая, исследовательская Текущая, игровая
Учебный проект Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект-это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы целенаправленная деятельность учащихся форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта.
Основа проекта В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы Задача проекта формируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Два плана предъявления учебного проекта. Видимый : - тема проекта; - название проекта; - проблема проекта; - задача проекта; - планирование – осуществление; - презентация.
Учебный процесс- Невидимый: - тема учебного курса, урока; - цели и задачи обучения, развития, воспитания; - необходимый уровень ЗУН; - необходимые специфические умения и навыки; - новое содержание; - обобщение; - обеспечение проекта; - организационные формы осуществления проекта.
Методический паспорт учебного проекта. Адресация. 1. Тема учебного проекта. 2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие. 3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы. каждого учащегося; приобщение к полезной деятельности, развитие творческих способностей, формирование навыков по исследовательской деятельности). 4. Возраст учащихся (класс). 5. Время работы над проектом. 6. Режим работы.
паспорт учебного проекта Обеспечение. 7. материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение. 8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты). 9. ЗУН и общеучебные навыки. Необходимые учащимся для самостоятельной работы. 10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте. 11. мотивация к работе.
Паспорт учебного проекта Предполагаемые приращения. 12. Новое содержание и новый взгляд на тему. 13. Новые практические приемы. 14. Обобщение понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта. 15. Развитие навыков: - самостоятельной работы с: источниками информации, инструментами, технологиями - самостоятельного принятия решений - коммуникативности: -в информационном обмене в ролевом взаимодействии - мыслительной деятельности при проектировании, -планировании ,анализе, синтезе, структурировании информации ,самоанализа и рефлексии 16. Воспитание толерантности. 17. Расширение кругозора.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т. е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации . Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся .
Организационная деятельность учащихся при работе над проектом. При работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом; поощряет учеников. Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого. Работа по методу проектов строится в несколько этапов.
Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану: 1. Ознакомление с темой. 2. Распределение обязанностей и составление плана. 3. Работа над проектом. 4. Оформление. 5. Предзащита. 6. Защита.
План, включающий этапы деятельности учителя и учащихся.
Этапы Деятельность учителя и учащихся Предварительная подготовка Мотивация учащихся для работы над проектами Выявление мотивированных детей Познавательно-просветительская работа с учащимися Собственно подготовка Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта Получение дополнительной информации Формирование рабочих групп Планирование Выработка индивидуальных и групповых планов работы Формулирование задач Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез Планирование работы Выбор формы и установление сроков отчета Распределение задач и обязанностей между членами групп Исследование Выполнение исследований под руководством учителя Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования) Анализ информации и формулировка задач и выводов Отчет (презентация) Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая) Оценка Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.) Коллективный анализ деятельности
1-й этап. Выявление учеников, способных творчески работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию , делать выводы, анализировать.
2-й этап. Выбор темы и определение целей работы. Главное — научить учащихся не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями.
3-й этап. установление последовательности выполнения работы. / необходимость контроля со стороны учителя в определении плана действий, постановке задач./
4-й этап. Определение источников информации, с которыми предстоит работать. Источники информации: научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы.
5-й этап. Выбор формы отчета на будущей презентации и представлении. Для этого необходимо : рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Выделение критериев оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д.
6-этап. Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений. Организация работы в группах. Дискуссия /предполагается при работе в группах/
7-й этап. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, ученики приступают к завершающей фазе работы, письменному изложению проекта.
8-й этап. Заключительный этап — защита проекта на конференции. Ученики представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в обсуждении других докладов.
9-й этап. Оценка результатов и процесса . При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы: Насколько удачным оказался проект? Изменился ли я (он, она) в процессе работы? Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой? Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми? Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом? Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему?
Одно из достоинств проектной деятельности — это создание в особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.
Она позволяет : -повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; -реализовать комплексное восприятие учебных предметов; -принимать самостоятельные решения; -поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки . Например: -увеличение умственной нагрузки; -требование более сложной системы оценивания; -увеличение объема работы учителя; -существование риска неудачного выполнения работы; -повышение эмоциональной нагрузки; -нарастание напряжения к сроку сдачи работ .
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого — проектная деятельность.
Литература. 1. И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. АСТ. Москва.2004. 2. А.А. Гин. Приемы педагогической техники. Москва. Вита- Пресс,2003. 3. Н.И. Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М» М., 2001. 4. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. МИПКРО.-М.,2001. 5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М.,1998. 6. В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании. Журнал «География в школе» №6 2002г. 7. Н.В. Лысова. Проектная деятельность в обучении географии. Журнал «География в школе» №2 2005г. 8. Т.А. Новикова. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Школьные технологии.-2000.- №2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим ! Дни равноденствия- 21 марта , 23 сентября- Солнце в зените над экватором. 21 декабря-день зимнего солнцестояния-Солнце в зените над южным тропиком 22 июня-день летнего солнцестояния-Солнце в зените над северным тропиком 66,5 с.ш.-северный полярный круг 66,6 ю.ш.-южный полярный круг 23,5 ю.ш .; 23,5 с.ш . –тропики(солнце в зените один раз в году)
Наклон земной оси
Движение Земли вокруг Солнца
Повторим ! Длина дуги одного часового пояса-15 градусов. При движении на восток от Гринвичского меридиана время каждого последующего пояса увеличивается на один час При движении к западу от Гринвичского меридиана время каждого последующего часового пояса уменьшается на один час
Задание №1 Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в 9 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование своего ответа.
Решение: Определяем полуденный меридиан: (12-9)х15=45 (15-длина дуги одного часового пояса) Дальше всего от полуденного меридиана располагается т. D ,значит здесь солнце ниже всего над горизонтом.
Задание№2 Определить географическую долготу пункта, если известно что 14 июня местное время в нем 3 часа, а в Лондоне в этот момент –полночь. 1).Определяем часовой пояс пункта: отличается от Лондона на три часа, время больше, значит двигаемся на восток – III часовой пояс. 2)Длина дуги одного часового пояса-15 градусов, значит пункт будет удален на 15х3=45 3)Пункт находится на меридиане- 45 в.д.
Задание №3 На каком меридиане расположен пункт, если в полдень по Гринвичу местное время на нем 9 часов? (45 з.д .)
Повторим! Полуденная высота Солнца над горизонтом на данной паралели равна разности между высотой Солнца над паралелью , над которой оно стоит в зените и разницей в широте между этими паралелями Полуденная высота Солнца над горизонтом одинакова на паралелях , расположеных на одинаковом расстоянии от паралели над которой оно в зените
Задание №4 Определить высоту солнца над горизонтом в день летнего солнцестояния в полдень в Санкт-Петербурге. Где на Земле в этот день Солнце будет находиться на такой же высоте над горизонтом ? 1)Находим полуденную высоту Солнца в Санкт-Петербурге 90 - ( 59 -23,5 ) = 54,5 2)Определяем паралель , где Солнце находится на такой же высоте,как в Санкт-Петербурге: -Санкт-Петербург находится от тропика на расстоянии : 59-23,5=35,5 - на расстоянии 35,5 от северного тропика расположена параллель 23,5- 35,5= -12, т.е.
Задание №5 Определить географическую широту пункта, если там 21 марта в полдень тень от предметов падает на север. 21 марта солнце в зените над экватором, значит пункт находится в северном полушарии. Географическая широта- Х, 90-(х-0)=45, отсюда х=45, т.е. пункт находится на широте 45 с.ш .
Повторим! Продолжительность светового дня в июле уменьшается при движении к югу от северного тропика Продолжительность светового дня в январе уменьшается при движении к северу от южного тропика Солнце в зените бывает только на паралелях между северным и южным тропиком
Задание №6 В каком из африканских государств наблюдается наименьшая продолжительность светового дня в июле? Ход ваших мыслей запишите. Можно ли утверждать, что в Африке есть страны , над территорией которых Солнце никогда не бывает в зените ? Обосновать .
Повторим! Е=Р-С (в расчете на тысячу человек) Для развитых стран характерно: -низкий естественный прирост - депопуляция -старение населения -ПВП – «трапеция» Для развивающихся стран характерно: -высокий естественный прирост -высокая доля детей -ПВП- «треугольная»
Задание №7 Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – Алжире, Чили или Италии – показатель смертности в расчете на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или рассуждения. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наибольший.
Демографические показатели вопросы Алжир Чили Италия Общая численность населения 33,3 16,3 58,1 Доля населения в возрасте до 15 лет, % 35 25 14 Доля населения старше 65 лет, % 5 8 19 Рождаемость(промилле) 17,1 15 8,5 Естественный прирост( прмилле ) 12,1 9,1 -2,0 Ожидаемая продолжительность жизни 73,5 76,9 80,0 Доля городского населения 49 87 90
Решение: 1 ).Е=Р-С, С=Р-Е Алжир- 5 пр., Чили- 6пр. Италия- 10,5пр. 2)Доля лиц старше 65 лет: Италия-19%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ
Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами фи...
Сценарий занятия по мыследеятельностной педагогике. Развитие способности различение.
Мыследеятельностная педагогика. Сценарий занятия на развитие способности различение....
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение». В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитани...

Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...

Статья "Коррекционная педагогика. Развитие познавательных способностей у младших школьников"
Коррекционная педагогика...