полезные ископаемые тарбагатайского района
консультация (география) по теме

элективный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция 3. Проблемы географического образования и методика преподавания географии

28 марта, 13.00 час. Ауд. 0424 (ул. Смопина, 24а, 4 этаж) Председатели: к.г.н., доцент Ц.Д. Гончиков, к.г.н., доцент С. С. Бахрунова

Секретарь: к. г. н., доцент В. А. Бабиков

1.    Цыремпилон     А.Б.     Подготовка    будущих     географов     к эколого-гуманитарному образованию и воспитанию;

2.    Гончиков    Ц.Д.     Концептуальные   основы    географического образования в Байкальском регионе;

3.    Новиков А.Н., Новикова М.С. Современное геополитическое образование: проблемы и перспективы;

4.    Эрдынеева   М.О.   Проблемы   географического   образования   и методика преподавания географии;

5.   Гончикова Ц. Ж. Этнокультурное образование для жизни в поликультурном обществе;

6.   Бабиков   В.А.,   Маладаева   О.К.   Проектная   деятельность студентов педагогического института БГУ в курсе «География родного края»;

7.   Ардуева   К.   К.,   Бахрунова   С.С.   Научно-исследовательская работа студентов по методике обучения географии;

8.    Артюкова   Т.А.   Роль   школьной  географии  в  формировании ключевых, компетенций;

9.   Краснова  Е.В.  Развитие  коммуникативной компетентности учащихся через технологию проектной деятельности;

 10. Преснякова Н. Г. Использование краеведческого материала при проведении практических работ по теме «Население России»;

11. Скоробач Е.В.  ИКТ в преподавании географии как средство повышения интереса к предмету;

12.  Мункуева 3.  Б. Научно - популярная литература на уроках географии;        

13. Хахинова С. Д. Развитие познавательной деятельности на уроках географии « МОУ СОШ№ 25 г. Улан-Удэ (из опыта работы}:

14. Гармаева     С.Л.    Использование    техники   графического уплотнения учебной информации А. А. Остапенко на уроках географии;

15.Жамбалова О. А. Роль логических опорных конспектов в обучении     географии    с     применением     компьютерных технологий:

16. Ефиркина   В.   Л.   Туристические   походы,   как   средство

приобретения  научного знания  об  окружающем  мире  и экологического воспитания школьников.

Н.Г. Преснякова. Полезные ископаемые Тарбагатайского района

и перспективы их освоения

Н.Г. Преснякова

Программа элективного курса для учащихся 9 класса

«Полезные ископаемые Тарбагатайского района

и перспективы их освоения»

(34 часа)


Пояснительная записка

Главное назначение школьной географии - сформировать у учащихся объективную картину мира, в котором они живут. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей и взаимосовместимостей, отдельных природных компонентов служит хорошей теоретической основой для понимания учащимися сути глобальных экологических проблем, способов организации регионального и местного природопользования. 

География - это единственная учебная дисциплина, которая знакомит учащихся с природой, населением, хозяйством России, других стран мира, а также  региона и района, в котором они живут. Сегодня крайне важно взглянуть   на   мир   с   различных   позиций:   как   представителя  мировой цивилизации, гражданина страны, жителя своей местности.

      К сожалению, малое количество учебных часов отведенных базисным учебным планом не дает возможности подробно остановиться на изучении географии своего региона, района, села, что необходимо для более глубокого осмысления глобальных процессов,  происходящих в  современном  мире. Более  подробное изучение родного края возможно на занятиях элективного Данная программа разработана для учащихся 9-го класса и рассчитана 34 часа.

Особое   внимание   к   специфике   своего   региона,   разностороннему изучению     географии района, населенного     пункта, оценка природно - ресурсных и экономических возможностей развития региона способствует скорейшему включению школьников в решение региональных экологических, социальных, национальных и хозяйственных проблем, повышению их культурологического потенциала.

Цель Курса:   Сформировать   у школьников представление о системе географических характеристик Тарбагатайского района. .задачи курса:

  • Расширить знания учащихся по географии своего района.
  • Научить        учащихся        проводить        наблюдения,        описание,
    картографирование своей местности.
  • Способствовать развитию интереса к географии и истории своего
    района, села.

•»

Ожидаемые результаты:

По   окончании  изучения  элективного  курса  учащиеся должны

знать:

особенности рельефа, связи рельефа со строением земной коры;

орографию и гидрологию района;

историю заселения и культурно-экономическое развитие района

рудные полезные ископаемые района;

геологическую и экономическую характеристику основных

молибденовых месторождений: Жарчихинское, Колобковское,

Харитоновское, Надеинское;

экологические проблемы района;

перспективы характера труда населения своего района.

Учащиеся должны уметь

  • работать   с   тектонической,   физической,   геологической   картами, геохронологической шкалой;
  • составлять   экономический   прогноз  развития  района,   организации
    природоведческого и краеведческого туризма;
  • выполнять реферативные, творческие работы, проекты по изученным
    темам.

Информационно-методическое обеспечение занятий: используются материалы учебников и атласов по географии (6 -10 классы), учебника «География Бурятии» (авт. В. Эрдынеева), атласа «Республика Бурятия», карты республики Бурятия, фондовые материалы Министерства природных ресурсов РБ, НИИ геологии РБ, геологического музея г. Улан-Удэ и Жарчихинского камнекернохранилища (Тарбагатайский район РБ).

Внутренняя логика элективного курса предполагает сочетание

теоретических занятий с реализацией проектных методик и выполнением практических работ. Например, школьникам предлагается следующая тематика:

Практические работы:

  1. Подборка     шкалы     Мооса.     Определение     твердых     материалов.
    Определение горных пород минералов по определителю.
  2. Работа в Жарчихинском камнекернохранилище с образцами горных
    пород и минералов. Составленные коллекции «Основные полезные
    ископаемые Республики Бурятия».

Творческие (проектные) работы :

  1. Возможности организации туризма в Тарбагатайском районе
    Республики Бурятия.
  2. Перспективы освоения Тарбагатайского рудного узла.

3. Разработка      окисленных      руд      Жарчихинского      молибденового месторождения.

Тематическое планирование

Тома

Кол-во часов

Форма работы

1

Географо-экономический и геологический обзор региона

6

Лекция

2

Общие геологические сведения

6

Практическая работа с геологической картой района

3

Полезные ископаемые района

10

Работа с фондовыми материалами, практическая работа. Экскурсия

4

Перспективы освоения месторождений

6

Лекция; практическая работа по определению состояния туристических краев. Маршрутная экскурсия.

5

Экологические проблемы района

2

Работа с дополнительными материалами, с фондовыми материалами.

6

Методика составления рефератов и проектов по

изученным темам

4

Лекция, практическая работа

Всего: 34 часа



  1.  

Содержание курса

    Тема № 1. Географо-экономический и геологический обзор региона

Территория, орография, климат Байкальского региона. История заселения и культурно-экономическое развитие Тарбагатайского района. Наука геология, задачи и проблемы геологии в Бурятии. Основные этапы геологического изучения района. Имена исследователей на карте Бурятии.

                       Тема № 2. Обще-геологические сведения

Понятие о породах и минералах (минералогия и петрография). Шкала Мооса — набор эталонных минералов, расположенных в порядке возрастающей твердости, для определения относительной твердости. Рудные полезные ископаемые. Геологическая карта Тарбагатайского района. Составители геологической карты района - геологи-первопроходцы.

Тема № 3. Полезные ископаемые района

Поиск месторождений полезных ископаемых. Основные полезные ископаемые района. История их открытия и изучения - краткая геологическая и экономическая характеристика основных месторождений: Жарчихинское, Колобковское, Харитоновское, Надеинское молибденовые месторождения. Понятие о качестве руд, их запасов, способах добычи и обогащения. Экономическая ценность месторождений.

Тема №4. Перспективы освоения месторождений

Источники финансирования, методы освоения, в том числе экологически пасные. Сохранение природно-ландшафтных геологических памятников (местности    Жарчиха,    Омулевка),    памятников    религиозно-культурного наследил Тарбагатайского района. Перспективы экономического развития иона:     развитие     сырьевого     комплекса,     аграрно-перерабатывающего комплекса, организация природоведческого и краеведческого туризма.

Тема №5. Экологические проблемы района

Тарбагатайский район  - вторая водоохранная зона Байкала. Проблемы переработки рудных месторождений методом выщелачивания. Экологический мониторинг района.

Тема №6. Методика составления рефератов и проектов по изученным темам

Формулировка темы, составление плана, отбор литературы. Исследовательские методы работы. Выполнение работы. Оформление исследовательской работы.

                                 Литература

  1. Историко-культурный атлас Бурятии.- М.:ИПЦ «Дизайн. Информация,
    Картография», 2001.
  2. Эрдынеева В.А. География Бурятии: Учебник для 8 класса - Улан-Удэ,
    1999.
  3. Фондовые материалы Министерства природных ресурсов Республики
    Бурятия, НИИ геологии Республики Бурятия, геологического музея РБ,
    Жарчихинского камнехранилища.

4.        Отчеты районного отдела планирования экономики.
5.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ископаемые России

План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс....

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые.

Материал содержит презентацию к уроку "Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые", для обучающихся 7 класса....

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса

Практическая работа №4   Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...

Программа кафедры экологии "Ноосфера" Тарбагатайского района

Формирование банка инноваций по этноэкологическому  образаванию и учебнометодической работе педагагов...

Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...