Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)
методическая разработка по географии на тему

Статникова Светлана Геннадьевна

в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий  и использовании технологических карт

Скачать:


Предварительный просмотр:

 учитель географии

МАОУ «СОШ» №4  

Статниковой С.Г.

Элементы модульной технологии обучения на уроках географии.

(методические рекомендации) 

Объем информации, которую должен усвоить современный ученик, растет. Увеличивается разнообразие учебников, школьных предметов. Программы усложняются. Зачастую текст учебников написан очень сложным научным языком, трудным для понимания обычного ребенка. Растет объем домашнего задания, что ведет к накоплению усталости школьника, на все это накладываются, физиологические и психологические проблемы переходного возраста. В результате, ни для кого не секрет, что к 9 классу очень многие ребята просто перестают учиться, а лишь посещают школу. Но учитель должен помочь ученику усвоить определённый объём знаний, приобрести необходимые умения и навыки согласно стандарту образования.   С другой стороны способные ученики теряют интерес к учебе, так как их интеллект и скорость работы выше среднего, а они  в обычном классе вынуждены работать в общем режиме. Тем более, что в коллективе  имеются ребята различных темпераментов.

Как решить эти противоречия?

  • Между классно-урочной системой обучения и индивидуальным подходом к каждому ребенку;
  • Между необходимостью обучения и потерей интереса к учебе у многих школьников;
  • Между сложностью усвоения огромного объема информации и ограниченностью времени урока;
  • Между коммуникативными проблемами подросткового возраста и умением работать в команде.

Эти проблемы в какой-то мере решают личностно-ориентированые технологии обучения, к группе которых относится модульное обучение. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, создает комфортные  условия обучения, вырабатывает навыки самостоятельности.

О модуле, модульном обучении и модульных программах можно прочитать в работах Душиной И.В., Юцявичене П.А., Третьякова П.И., Чошанова  М.А., Стародворской Т.Н., 

Этой технологии уделяется достаточно внимания  в статьях методических журналов «География в школе» и газет «География».

Структура модульного обучения по Селевко Г.К.

«– это такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание  учебного материала… Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
  • методическое руководство по достижению целей;
  • практические занятия по формированию необходимых умений;

контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле…»

         

            При организации обучения  географии с использованием модульной технологии  предусматривается  использование системно-деятельностного подхода и особой работы по организации взаимной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение чётко спланированных результатов обучения.

От традиционной дидактики модульную технологию отличают следующие характерные признаки:

1. Теория учебной деятельности: ученик должен учиться  сам, а учитель — создавать для этого необходимые условия.. Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на необходимые процессы полного цикла учебно-познавательной деятельности - восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации последовательность выполнения, которых приводит к достижению поставленных целей.

2. Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надёжно опознать).

3. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление,  поэтому  разноуровневого обучения,

4. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся  формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся  оформляются в виде «технологических карт»,

5. Ориентация учащихся, цель которой — разъяснить основные принципы и способы обучения, контроля и оценки результатов, мотивировать учебную деятельность.

6. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различные сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности,

7. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трёх видах:

  1. входной — для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня;
  2.  текущий или промежуточный — после каждого учебного элемента, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии учащихся (как правило, мягкий, по цепочке — контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения;
  3.  итоговый — чтобы оценить уровень усвоения,

8. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разно уровневого характера) проводится тестирование .

9. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.  Технология обучения «рассчитана» на умение учащихся учиться самостоятельно; но, как и традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и эта технология обучения сохраняет этот недостаток.

В настоящее время в системе образования нет ни одного педагога, который в той или иной степени не был бы знаком с технологией модульного обучения. Кто-то считает её очень эффективной, кто-то обвиняет в однообразии учебной деятельности, что приводит к снижению интереса к предмету, кто-то, соглашаясь с её преимуществами, отмечает большую трудоёмкость для учителя.

В данных рекомендациях предлагается интеграция элементов нескольких технологий.

Основой, является сочетание структуры модульного обучения  с логическими опорными конспектами. Так же используются методические приемы технологии формирования приёмов учебной работы, творческих мастерских, коммуникативно-диалоговой деятельности, проектной деятельности, а так же интегральной, то есть личностно-направленных технологий, которые как считает И.С.Якиманская, позволяют «перевести обучение на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности».

Ведущая педагогическая идея  заключается в организации максимальной степени самостоятельности обучения учащихся, в зависимости от сформированности ЗУН и индивидуальных  особенностей личности.

Система работы по модулю предусматривает четкое структурирование курса по темам и количеству часов.

Обязательным условием работы является наличие модульных программ, чтобы учащиеся могли представить себе все «образовательное пространство» в целом. Для работы необходимы сдвоенные уроки.

Основным общеучебным умениям и навыкам работы с источниками информации (прежде всего это учебник, карта), а также составлению логических опорных конспектов и умению их использовать, необходимо обучать учеников, начиная с уроков «Природоведения»   в пятом классе. В начале изучения курса географии, когда ЗУН у шестиклассников не велики, лучше использовать модульные уроки при повторении и закреплении материала. Но модульная структура темы (содержание модуля, разделение его на этапы с формулированием частных  и комплексных дидактических целей) в шестом классе должна  вводиться, так как такая структура урока способствует формированию у школьников навыков  работы с модульными программами .

                   В седьмом и восьмом классах количество таких уроков увеличивается, и в девятом и десятом -  почти все занятия проводятся по структуре модульной технологии, с использованием технологических карт. Что предусматривает максимальную самостоятельность обучения. Баранский Н.Н. по этому поводу писал: «Стоило бы только учителю научить учеников самостоятельно работать над учебником, и он мог бы значительно сократить свои обязанности по объяснению нового урока; он мог бы объяснять … только то, что в объяснении действительно нуждается» .

 Учитель разрабатывает модули, – законченные единицы обучения, состоящие из этапов (учебных элементов). Формулирует  обобщенную дидактическую  цель ко всему модулю. Модуль соответствует теме, так как «дидактической единицей изучения любого предмета является содержание темы, а не урока».

География, как наука – это  модуль, который в современном школьном образовании подразделяется на меньшие модули  (физическая и экономическая география). Они в свою очередь на более мелкие модули, темы -  законченные  информационные блоки.

Модуль

География

                 ↓                                           ↓                                

                       Модуль                                                                          Модуль

              ↓                                ↓            ↓                                        ↓              ↓

                    модуль                      модуль   модуль                           модуль      модуль

                     6 класс                       7 класс    8класс                            9 класс     10 класс

       ↓                 ↓                ↓

модуль        модуль      модуль    модуль

введение       план          карта       литосфера    

           Цели формулируются  к каждому этапу. Ученики быстро понимают необходимость их достижения, так как итоговый контроль строго соответствует целям.

 Все модули строятся по следующей структуре:

Нулевой этап обязательно актуализирует или проверяет уже имеющиеся знания, умения, навыки. Это вводный контроль, который обычно проходит в виде беседы или проговаривания опорных конспектов и заканчивается тестированием или другой письменной работой, что даёт возможность учителю реализовать одновременно две цели: – диагностическую и позволяет активизировать  оперативную память учащихся.  На этом этапе развивается речь, так как говорят все ребята.  Задаются проблемные вопросы,  уточняется всё, что непонятно и при этом идёт закрепление знаний, умений, навыков. Оценки ставятся только «5» и «4», поэтому ребята не боятся говорить и чувствуют себя комфортно. Результаты теста показывают, насколько тема усвоена всеми учащимися.

Далее следуют этапы (учебные элементы), количество которых различно – от 5 до 15, и зависит от величины модуля (темы). Каждый из этапов имеет цель: получения новых знаний или умений, или коррекции ЗУН, или систематизации и т.д. Они непосредственно связаны со средствами обучения и содержат задания, которые необходимо выполнить учащимся с указаниями по их выполнению.

Носитель информации.

Задания для учащихся.

Текстовые: учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати

Изучи текст, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д.

Картографические: атлас, настенные карты, планы, картосхемы

Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику, определи направление, координаты  и т.д.

Табличные: таблицы, графики, блок-диаграммы

Определи, сравни, опиши динамику изменения  и т.д.

Иллюстративные: фото, рисунки, репродукции

Определи, что изображено, составь рассказ, опиши и т.д.

Словесные: учитель, докладчик, лектор

Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т.д.

Компьютерные: базы данных, мультимедийные средства обучения

Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т.д.

Аудиовизуальные: кино, видео, слайды  

Ответь на вопросы, составь свой комментарий  и т.д.

Натурные: географические объекты и явления на местности

Познакомься, зарисуй, научись определять, составь схему, план, замерь и т.д.

 Уровень сложности заданий рассчитан на учащихся со средними способностями, ребята с высоким интеллектом или имеющие холерический и сангвинический темперамент работают гораздо быстрее. Содержание модуля это предусматривает и предлагает ученикам дополнительно выполнить задания повышенного и высокого уровня. Медлительным и «слабым» учитель  помогает, тем более, что уже имеет результаты проверки нулевого этапа, и знает, кому необходима помощь. Добиваясь реализации цели,  ученики изучают текст учебников, дополняют и составляют самостоятельно схемы и опорные конспекты, заполняют таблицы, работают со статистическими материалами и картами.

При работе с модулем, значительное место занимает работа с текстом учебника,  так как  «для подготовки к ВУЗу и для самостоятельной работы по самообразованию умение работать с книгой не менее важно, чем усвоение определенного минимума знаний» (Баранский Н.Н.). 

     Работа со сложными этапами проводится под  руководством учителя, при этом  сильные ученики могут работать самостоятельно и используют дополнительные источники. Такие этапы проговариваются, затем проводится промежуточный контроль,  класс отвечает на вопросы  теста, при этом не запрещается использовать конспекты. К этому моменту в тетрадях имеется опорный конспект, который соответствует этапам модуля. Промежуточный контроль в виде мягких форм с самооценкой или взаимопроверкой проводится в конце урока (или 2-х) в виде теста, результаты которого оцениваются школьниками самостоятельно, что позволяет каждому ребёнку знать успешность своей работы на протяжении всего урока.

 После этого следует рефлексия.

                  Большие возможности при такой системе преподавания дают готовые рабочие тетради. Ещё Баранский Н.Н. говорил о «введении рабочей тетради по географии при обязательном условии массового издания для каждого класса таких тетрадей с соответствующими контурами» они содержат задания, вопросы и тесты, которые учитель может предложить выполнить ребятам в классе для закрепления материала или дома.

Предпоследним этапом любого модуля является итоговый контроль, который, так же как и обучающие этапы,    дифференцирован и имеет задания на «5», «4» и «3».

В состав контрольной работы входят вопросы, как промежуточных тестов так и новые и обязательно предлагаются задания творческого характера, при выполнении, которых ребята не только показывают знания материала, но и своё отношение, и свои пути решения проблемы.

Заключительный  этап – обобщение и коррекция. Он проводится после итогового контроля, когда учитель чётко знает степень усвоения учащимися темы. На этом этапе проводится анализ контрольной работы, работа над ошибками, отработка умений. Ученики, хорошо усвоившие тему, могут углубить свои знания, работая с дополнительными источниками информации, что предусмотрено в технологической карте.

 Таким образом, в соответствии с содержанием модуля учитель разрабатывает технологические карты.

Они включают: название модуля, количество часов предусмотренных на его изучение, его содержание и учебные элементы – этапы изучения модуля-темы, каждый из которых содержит частную дидактическую цель, учебное содержание и технологию овладения им, то есть указания ученику, как достичь этой цели.

технологические карты.

  • это, прежде всего чёткая структура урока.
  • соответствуют  содержанию модуля  
  •  разрабатываются  учителем

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • учитель, прежде всего, должен научить приёмам работы с информацией (текстом, рисунками, схемами, картами, дополнительными источниками информации);
  •  научить кратким записям (схемы, таблицы, опорные конспекты) и умениям их          

 использовать;

  • научить добиваться цели;
  • учитель создаёт комфортную обстановку для работы учеников, каждый работает в своём темпе, содержание этапов модуля рассчитано на среднего ученика и средний темп работы, слабым и медлительным детям необходима помощь, сильные имеют возможность не ждать, а расширять и углублять знания;

знания, добытые самостоятельно, усваиваются я гораздо лучше, чем преподнесённые в готовом виде учителем;

  • максимальная обратная связь через выполнение тестовых заданий, диалог, «проговаривание» логических опорных конспектов, контрольные работы;
  • необходимо знать психологические особенности своих учеников и прежде всего темперамент: холерики  и сангвиники работают быстро, но однообразие им не интересно, флегматики – медленно, меланхолики – боятся нового.

учитель должен побуждать творить, но каждый ученик это делает по-своему               

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • учащиеся учатся сопоставлять результаты работы с её целью.
  • возрастает  уровень самостоятельности при изучении учебного материала;
  • учащиеся осваивают новые приемы работы;
  • растёт познавательный интерес к предмету ;
  • повышается уровень и качество ЗУН;

источники:

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания географии. – М., 1987

  1. Душина И.В. Теория методики и технологии обучения географии. М., 2002.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., Народное  образование, 1998.

  1. Шамова Т.И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. - М., 1994

  1. Шатных А.В. Теория и практика модульного обучения географии. – Курган, 2005.

  1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1998

  1. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии

Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль....

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Использование модульных технологий обучения на уроках химии

Цель проекта:определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках химии.  Задачи:*Определить сущность и механизм...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Применение модульной технологии обучения на уроках химии.

Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии....

Модульная технология обучения на уроках географии

Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагог...

"Современные подходы к конструированию урока географии". Методические рекомендации

Данная статья содержит ряд приемов по формированию и развитию функциональной грамотности на уроках географии. Эффективность урока определяется его истоком – этапом мотивации. Интеграция различны...