Урок "Вода в подземных кладовых", урок по технологии критического мышления.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Тарасевич Дина Ивановна

 Урок "Вода в подземных кладовых"  (внутренние воды) в курсе 6-ого класса с использованием УМК издательства "Вентана-Граф",  учебник А. А. Летягина разработан по технологии критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn_vody.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Гидросфера»

«Вода в «земных кладовых»

Цель урока: познакомиться с видами внутренних вод, дать их краткую характеристику, рассмотреть их распространение по территории России;

                     учиться работать в парах и микрогруппах, распределяя обязанности, само-

обучению и взаимообучению; учиться безконфликтному общению;

                     развивать умения работать с текстом, выявляя общее и различие, составлять сводные таблицы самостоятельно.

Ход урока

1 этап

Класс делится на группы по количеству заданий (или с некоторым превышением)

2 этап

Группе предлагаются вопросы (стадия вызова):

             Верите ли вы:

  1. что есть географические объекты, которые вырабатывают больше кислоро-        

да  чем лес?

                    2. если бы все ледники растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы на

                        60 м?

                    3.  на территории России есть естественные холодильники, где продукты не

                         портятся, а сейчас создан музей, где хранятся семена все возделываемых

                         растений.

                    4. О каком явлении в народе говорится «Где проберется, того и наберется»?

                    5.  Почему в 1912 г основали Международный ледовый патруль?

3 этап

Группа работает по текстам небольшое количество  времени (ознакомительно)

            -- ледники (учебник, стр 137)

            -- покровные ледники (учебник, стр 137)

            -- горные ледники (учебник, стр 138)

            -- многолетняя мерзлота (выписка из текста)

            -- подземные воды (учебник, стр 139)

            -- болота (выписка из текста)

Учащимся предлагается составить «шапку» таблицы, т. е., что будет включать в себя таблица.  

  Тема 1

  Тема 2

  Линии сравнения    

  Тема 4

  Тема 5

  Тема 6

Окончательный вариант таблицы заносится в тетрадь.

               ледники

  вопросы

сравнения

многолетняя

  мерзлота

 подземные

     воды

  болота

покровные

  ледники

   горные

  ледники

4 этап

Учащиеся подробно знакомятся с текстами, которые имеются индивидуально и, уже в группах, рассматривая свои тексты составляют какие линии сравнения могут прослеживаться по различным видам внутренних вод.

Заполняется средняя колонка таблицы.

5 этап.

Группы заполняют таблицы (начиная каждый со своего вида внутренних вод).  

6 этап

Домашнее задание: заполнить полностью таблицу с помощью других участников группы

Отвечают на вопросы.

             Верите ли вы:

  1. что есть географические объекты, которые вырабатывают больше кислоро-        

да  чем лес?

                    2. если бы все ледники растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы на

                        60 м?

                    3.  на территории России есть естественные холодильники, где продукты не

                         портятся, а сейчас создан музей, где хранятся семена все возделываемых

                         растений.

                    4. О каком явлении в народе говорится «Где проберется, того и наберется»?

                    5.  Почему в 1912 г основали Международный ледовый патруль?

Во власти вечной мерзлоты

Когда снежных запасов не хватает для образования  ледников, а холода – в избытке, возникновения льда неизбежно. Только тогда он уходит вглубь, скрываясь под покровом ягеля в тундре, под пологом лиственничной тайги, под моховыми кочками болот. Это вечная, хотя правильнее говорить, многолетняя мерзлота.

        Массив вечной мерзлоты нельзя увидеть, хотя он занимает площадь более 20 млн. км2 – две с половиной Антарктиды. Чистого льда здесь – 3500 тысяч км2.   В России многолетняя мерзлота покрывает половину территории, 11 млн. км2 . В северной части Восточной Сибири мерзлая толща простирается на  глубину почти 1,5 км, и температура там понижается до –15  --  --16˚С. Летом оттаивает только верхний слой мерзлоты. Но с первыми заморозками холод глубин вновь смыкается с замерзающей поверхностью почвы.

        Необыкновенно чутко реагирует мерзлота на все действия человека. Построил он дом – внезапно под домом вспучивается земля, и тот оказывается на боку. Столб, врытый в землю, она «выплевывает» обратно. Дорога, прорубленная в вековой тайге, превращается в цепочку ям и бугров, стальные рельсы встают «на дыбы». Мосты над ничтожнейшим, казалось, ручьями рушатся под напором разрастающегося льда.

        Сегодня человек научился сотрудничать с мерзлотой, причем полностью её сохраняя. Теперь, когда стоится дом, его поднимают на сваях над поверхностью земли, чтобы холод мог свободно под ним циркулировать, а дорогу строят на высокой насыпи. Мерзлоту лучше не трогать! Этот принцип приходится соблюдать.

Болота

        Осторожно – болото! Еще недавно эти два слова казались неотделимыми друг от друга. Болота часто отождествляли с бездонными «чарусами», которые заманивали путника своими неведомыми силами, захватывая его голодными, липкими клещами. Мрачную славу болотам создавали и другие таинственные явления: бегающие синие огоньки, туманы, одурманивающие запахи.

        Если грунтовые воды залегают слишком близко к земной поверхности, то образуется избыточно увлажненный участок суши – болото, на котором происходит накопление останков растений и превращение их в торф. Болото также может образоваться в результате зарастания водоема, например, озера.

        Россия занимает одно из первых мест по заболоченности территории. Больше всего болот в тундре и тайге. Значит, болот много в Западной Сибири, на севере европейской территории и других районах.

        Болота богаты торфом, который используют как удобрения, топливо и на подстилку скоту, из торфа вырабатывают ряд ценных химических продуктов (аммиак, деготь и др.). Еще недавно в стране проводились огромные работы по осушению болот. Но оказалось, что экология во многих районах резко ухудшилась после осушения болот. Болота, словно гигантская губка, впитывают атмосферную влагу, а вместе с ней пыль, копоть, углекислый газ, которые в столь большом количестве производит наша промышленность. Впитывают болота загрязненную влагу, выпускают чистую. Самые великие рек начинаются с болота. Один гектар болота производит больше кислорода, чем один гектар леса.      

Ледники

Учебник, стр 137

Покровные ледники

Учебник, стр 137

Подземные воды

Учебник, стр 139

Подземные воды

Учебник, стр 139

Вопросы по д/з

Верите ли вы:

  1. что есть географические объекты, которые вырабатывают больше кислорода,  чем лес?

              2. если бы все ледники растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы на 60 м?

              3.  на территории России есть естественные холодильники, где продукты не  портятся, а сейчас создан музей, где хранятся семена всех возделываемых   растений.

                    4. О каком явлении в народе говорится «Где проберется, того и наберется»?

                    5.  Почему в 1912 г основали Международный ледовый патруль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс....

Урок в технологии критического мышления 10 кл (угл)

Урок по теме "В поисках счастья " разработан для учащихся  10 класса, изучающих английский язык углубленно по  УМК под редакцией  Афанасьевой О.В....

Урок по технологии критического мышления, 7 класс

Комплекс уроков "Антарктида" создан по технологии критического мышления. Даная работа расчината на 4 часа, так как  тема изучается полностью....

Урок в технологии критического мышления.

Урок в технологии критического мышления по стихотворению М. Ю. Лермонтова" Три пальмы"....

Базовая модель урока по технологии критического мышления

Базовая модель урока по технологии критического мышления представленны в виде трех этапов: «вызов-осмысление-рефлексия» .Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого воспр...