Урок в технологии критического мышления.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Чечегова Галина Вячеславовна

Урок в технологии критического мышления по стихотворению М. Ю. Лермонтова" Три пальмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лермонтов " Три пальмы"62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока литературы в  6 классе.    

                               

Тема : М. Ю. Лермонтов « Три  пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Цель: Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений, дать первоначальное понятие о балладе.

Методические приёмы: Прогнозирование, таблица, словесное рисование, беседа, объяснение теоретических понятий, резюме.

Стадия Вызова.

– Давайте пофантазируем, о чём вам говорит название стихотворения и его подзаголовок « восточное сказание»?  

(Примерные ответы: Действие происходит в пустыне, жара, солнце печёт, нет воды, пальмы зелёные, красивые, стройные)

- О чём вам говорит число 3? ( что-то сказочное, число три встречается в сказках: три дочери, три испытания,…)

-Что вам подсказывает фамилия поэта? ( Основной мотив стихотворений – мотив грусти, одиночества. Отчего- то будет грустно.)

Стадия Содержания.

1. -А давайте узнаем, что же Лермонтов пишет в стихотворении « Три пальмы». (Учитель выразительно читает стихотворение. Спрашивает о впечатлениях детей.)

2.- Реальные или фантастические события изображает поэт в стихотворении? Заполните таблицу. ( Работают в парах. Социализация в классе. Учитель корректирует и  заполняет  таблицу на доске)

Фантастическое

Реальное

  1. Число 3
  2. Олицетворение.
  3. Неожиданное появление каравана сразу после укора пальм небу.

1.Пальмы в пустыне.

2.Караван описан детально

3.Картина привала.

4.Гибель гордых пальм

5.Исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

 Объяснение теоретического понятия: -Такое  стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Откройте Приложение №1, прочитайте. Запишите определение баллады  в тетради.

3. Групповая работа (участники группы обсуждают один из вопросов, приходят к одному мнению, отвечает один из группы, перед ответом читает вопрос, другие группы могут согласиться или не согласиться, сделать свои дополнения). Беседа:

1)Какие картины увидели перед глазами, назовите их, нарисуйте словесно.

2) Как соотносятся первая и последняя картины? Покажите словесный рисунок.

Для чего применил автор такой художественный приём противопоставления?

3)Что значит выражение « питомцы столетий»? Почему автор применяет именно такое выражение?

4)Почему пальмы были погублены? Что не оценили люди?

4.  Объяснение понятия: - Прочитайте строки, в которых говорится о гибели пальм: По корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий. – Что заметили ?Подчеркните повторяющиеся согласные. -Что вы услышали?( Работа в группах.  Социализация в классе.)

  - Такое повторение согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. (Записывают определение в тетради. Приложение№2).

Стадия Рефлексии.  

Беседа:- Насколько подтвердились ваши прогнозы?

 Коллективно  сочиняем  диаманту:

1.Пальмы

2.Красивые, гордые

3. Росли, цвели, увядали.

4.Жизнь, свежесть – смерть, пепел

5.Изрублены, сожжены, пали

6. Не поняты, мертвы

7. Пустота.

Домашнее задание: Предлагаю написать резюме, закончив фразу: « Прочитав балладу « Три пальмы», я почувствовал…» или сочинить  синквейн.

Приложение№1

Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

Приложение №2

Повторение согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс....

Урок в технологии критического мышления 10 кл (угл)

Урок по теме "В поисках счастья " разработан для учащихся  10 класса, изучающих английский язык углубленно по  УМК под редакцией  Афанасьевой О.В....

Урок по технологии критического мышления, 7 класс

Комплекс уроков "Антарктида" создан по технологии критического мышления. Даная работа расчината на 4 часа, так как  тема изучается полностью....

Урок "Вода в подземных кладовых", урок по технологии критического мышления.

Урок "Вода в подземных кладовых"  (внутренние воды) в курсе 6-ого класса с использованием УМК издательства "Вентана-Граф",  учебник А. А. Летягина разработан по технологии критического...

Базовая модель урока по технологии критического мышления

Базовая модель урока по технологии критического мышления представленны в виде трех этапов: «вызов-осмысление-рефлексия» .Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого воспр...