«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Ежикова Ирина Александровна

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение.

Задачи:

  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать у учащихся критическое мышление;
  •  воспитывать у детей чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paustovskiy_zayachi_lapy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Ежикова Ирина Александровна

Школа: МБОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области

Предмет: Литература

Класс: 5 класс

Урок открытия нового

Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2/

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровина.- 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим"

http:/magdagachi1.ru

ЦЕЛЬ:  формировать умение анализировать художественное произведение.

Задачи:

  1. учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
  2. развивать у учащихся критическое мышление;
  3. воспитывать у детей чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

Используемые приёмы: кластер, толстые и тонкие вопросы, синквейн.

ХОД УРОКА

                                                                                    Человек должен жить в сфере добра,

                                                                                     эта сфера добра создастся им самим.

                                                                                     Она создаётся из его добрых дел,

                                                                                     добрых чувств, памяти на добро.

                                                                                                                          Д.Лихачёв

I. Актуализация знаний. Стадия «Вызов».

- Дома вы прочитали рассказ К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься? Поделитесь своими чувствами.

(ученики делятся своими впечатлениями)

-  Выделите главную проблему (связь человека и природы, отношение людей друг к другу, людская доброта и отзывчивость)

 - Прочитайте эпиграф. Как вы поняли, что такое сфера добра? (добрые дела, добрые чувства, память на добро). Что же такое «доброта»? Давайте заглянем  в «Толковый словарь» Ожегова (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение):

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным»

-Составим кластер.

Добро

Дела

Память

Чувство

                                  Любовь

Забота

Сострадание

Соучастие

   Милосердие

Помощь

  Отзывчивость

- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

II. Стадия «Осмысление»

Работа по группам:

1группа – Начертите систему образов произведения в виде схемы, составьте словесный портрет героев, используя понятия, которые мы вынесли в кластер;

2 группа – работа с пословицами. Выберете  из списка пословицы и поговорки,  относящиеся к теме урока.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

От добра добра не ищут.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Лучше не дари, да после не кори.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

 Жизнь дана на добрые дела.

Проверка работы групп. После того как схема образов произведения  будет составлена, начинаем вспоминать поступки героев, выяснять их причины и обобщать всё, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каждого, особенно главных героев рассказа.

Примерная схема образов произведения:

 

                                Забота, помощь,                                          Забота, помощь,

Ваня Малявин Малявин

Дед  Ларион

Заяц

                                Отзывчивость                                              отзывчивость                                                                                                                                                                                                                          

          Кричит, но                                                                                          Доброта,

Бабка Анисья

Аптекарь

помогает найти доктора                                                                         душевность                                                                

Понимание, помощь,

сострадание, милосердие                                                     Равнодушен  к   людям и животным

Ветеринар

Доктор Карл  Петрович

Дед  Ларион:

  1. отзывчивый;
  2.  робкий;
  3.  добрый;
  4. заботится о зайце.

Ваня Малявин:

  1. упорный;
  2.  заботливый;
  3. старательный;
  4.  шустрый;
  5.  очень добрый;
  6. отзывчивый.

Бабка Анисья:

  1. любопытная;
  2.  жалостливая;
  3.  душевная;
  4.  Добрая.

Ветеринар:

  1. злой;
  2. невоспитанный;
  3.  равнодушный;
  4. жестокий;
  5.  грубый

Аптекарь:

  1. нервный;
  2.  сердитый;
  3.  раздражённый, но добрый;
  4. помогает найти доктора.

Доктор Карл Петрович:

  1. интеллигентный;
  2.  образованный;
  3. строгий;
  4.  добрый;
  5. помогает  вылечить зайца;
  6. проявляет сострадание и милосердие.

Вопросы учителя: приём «Толстый и тонкий вопросы».

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! )

- Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?

- Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)

- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

- Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.   Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, затем понимания и откровения).

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?

(Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку).

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

- Известны ли вам случаи, когда животные помогали людям? Приведите примеры.

Выступление 2 группы:

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Жизнь дана на добрые дела.

III. Стадия  «Рефлексия».

- Составьте  синквейны, относящиеся к теме урока. 1 ряд  по теме «Природа», 2 ряд – по теме «Человек».

Пример синквейнов:

  1.   Человек

  Ответственный, отзывчивый

  Слушает, учится, сопереживает

     Человек должен слышать голос природы

      Часть природы

2. Природа

Щедрая, не всегда спокойная

      Дарит, приходит на помощь, не помнит зла

      Берегите природу!

      Наша планета

Дети читают свои синквейны. Коллективное обсуждение.

- Вернёмся к кластеру:  какие добрые дела мы должны совершить, чтобы природа ответила нам тем же? ( Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей).

Построение «мостика» на следующий урок: на следующем уроке мы с вами поговорим  об особенностях писательской манеры Паустовского и о лиризме его  пейзажей.

Домашнее задание:

нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5-м классе произведений Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы (технология критического мышления)...

Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение»

Урок дает учащимся понятие о приложении как особом виде определения, знакомит со способами выражения приложений, формирует правописные умения,  монологическую и диало­гическую речь, способствует ...

Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»...

Конспект урока по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"...

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"

Презентация создана к уроку литературы в 5 классе....

Урок литературы в 5 классе "Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Основная дидактическая цель урока - создать условия для раскрытия обучающимися идейного замысла произведения, фокусируя внимание детей на опорных точках рассказа, помогающих раскрыть сюжет, проблемати...