Урок литературы в 5 классе "Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Основная дидактическая цель урока - создать условия для раскрытия обучающимися идейного замысла произведения, фокусируя внимание детей на опорных точках рассказа, помогающих раскрыть сюжет, проблематику, композицию и авторскую идею. Применяются активные методы обучения: прием психологического настроя на урок "Волшебная поляна", прием "Вопросы по теме", метод самоопределения (дети ставят задачу на урок), проблемная ситуация, диалоговое общение, прием "Найди в тексте", работа в парах, прием "Закончи предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_chelovek.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    5 класс

                                                         

Класс: 5. Открытый урок. Литература. Районный конкурс «Учитель года». Дата проведения: 02.03.2021

Урок  №  48  Тема урока:  «Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Тип урока:          открытие новых знаний

Дидактическая цель:  создать условия для раскрытия учащимися идейного замысла произведения, фокусируя внимание обучающихся на опорных точках рассказа, помогающих раскрыть сюжет, проблематику, композицию и авторскую идею.

Задачи:

образовательные:

формировать умение слушать художественный текст, видеть сюжетную линию, составлять план рассказа, понимать композицию рассказа;

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать навыки работы в группе, навыки взаимопомощи;

развивать эмоциональную сферу ребенка

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение к учебному труду, способность ставить цель и достигать ее.

метапредметные:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

  • развивать творческое и аналитическое  мышление;
  • развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
  • уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.

  • развивать умение работать в  парах;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Методы: активные методы обучения (системно- деятельностный подход, проблемная ситуация), прием «Волшебная поляна», работа в парах, работа с таблицей

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование презентации, видео- и аудиофайлов; практические: использование раздаточного материала, таблиц

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для активизации мыслительной деятельности, выполнения учебных задач

Относительно дидактических задач:

Открытие нового знания, первичное закрепление знаний, освоение аналитических умений ;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

Александровск, каб.7

Оборудование:

Видеоролик, раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, колонки, цветы

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, дорогие ребята!

Прием психологического настроя на урок «Волшебная поляна».

На улице зима, давно уже нет ярких красок в природе. Вы скучаете по солнечным летним дням?

Чтобы развеять зимнюю тоску- добавим на наш урок летнего настроения.

Представьте, что наш класс – солнечная поляна, где зацвели прекрасные цветы.

Давайте прикрепим цветы там, где вам понравится.

 Стало веселее, теплее? Как природа может влиять на человека? Как человек может влиять на природу?

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

  1. Введение в тему

  1. Постановка учебной задачи на урок

3  минут

Сегодня мы будем говорить о взаимодействии человека и природы, для это нам нужно познакомиться  с произведением  К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Давайте запишем тему урока.

Как вы думаете, о чем мы про читаем?  (О природе и человеке)

Почему автор назвал свое произведение «Заячьи лапы»?

Чему он хотел нас научить?

Вы готовы сейчас дать ответ на этот вопрос?

А что нам нужно сделать на уроке, чтобы найти ответ на это вопрос?

Значит, ставим с вами задачу на урок: познакомиться с произведением, и ответить на вопросы:

 Почему рассказ назван «Заячьи лапы»? Чему учит нас это произведение? (записывают в таблицу) Как природа влияет на человека и человек на природу?

Записывают тему урока

ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ

Рассуждают, предлагают

 Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии.

Записывают вопрос к уроку.

  1. Подготовительная работа к чтению, слушанию. Словарная работа
  2. Знакомство с текстом.

Видеопросмотр.

Физминутка

Чтение текста учителем. Прием параллельного чтения. Чтение детьми, по цепочке,  по ролям

1  минута

7 минут

3 минуты

1 минута

2 минуты

3 минуты

2 минуты

Подготовительная работа со словами. Устно.

Демонстрирует видеозапись

Вопросы:

  1. С какими героями рассказа вы познакомились?
  2. Чем они заняты? К кому они обращаются за помощью?
  3. В какой момент вам стало жаль Ваню?
  4. Кто из героев вам не понравился? Почему?

(Составляем план первого рассказа, записываем в таблицу)

Физические упражнения

Прием параллельного чтения

Вопросы:

Какую историю мы узнали о зайце?

Связь с другим учебным предметом ОБЖ

О каком страшном бедствии идет речь?

Почему происходят пожары в лесу?

Работа по композиции и сюжету

Ребята, а вы заметили, что в этом рассказе не один рассказ, а два?

Как можно озаглавить 1 рассказ? – Болезнь и выздоровление зайца.

Как второй? Дед и заяц

Подумайте, какой из рассказов должен идти вначале произведения?

Таким образом, композиция рассказа «рассказ в рассказе» (на доске)

Почему автор нарушил порядок событий?

Автор поменял рассказы местами, чтобы показать нам, что дед долго чувствует вину перед зайцем, зайчик заставил его задуматься о том, как потребительски он относился к природе. Каким был дед в первом рассказе? Как изменился во втором?

Дети слушают.

Отвечают на вопросы

Пересказ истории о зайце

Запись на доске и в тетрадях

Познавательная задача

  1. Формирование умения анализировать текст

5 мин

Давайте найдем в тексте словосочетания, которые помогают понять отношение деда и мальчика к зайцу.

Обратить внимание на то,  с кем встречался дед и Ваня, как их встречали, какую настойчивость проявил дед и Ваня? (записать план в таблицу)

Читают текст, записывают слова

  1.  Вывод урока

8.Рефлексия

6 мин

Выполнение творческой  работы в парах

Автор назвал свое произведение «Заячьи лапы», потому что

Этот рассказ учит нас ….

 (записывают в тетрадях)

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодня работать?

Поднимите смайлики,  соответствующие вашему настроению.

 (2 вида смайликов, улыбающихся и грустных)

Работа в группе. Обсуждение. Вывод

  1. Домашнее задание и оценивание

2 минуты

Подготовить рассказ о животном, которое сделало лучше вас: заставило улыбнуться, сожалеть о чем-то, просить прощения.

Дети в группах дают оценку своей работе. Выставление оценок

Записывают домашнее задание, подходят за оценками

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Название

Тема

Сюжет

Композиция

Идея

Первое марта

Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Название.

Почему?

Заячьи лапы, потому что они спасли, они помогли людям стать добрее, человечнее.

Человек и природа.

Природа делает человека лучше, добрее

СЮЖЕТ

БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЗАЙЦА

1.У ветеринара

2.Баб. Анисья

3. Ваня и заяц

4. У аптекаря

5. У Карла Петровича

6.Выздоровление

Заяц особенный

Дедушкин заяц

Ребенок= заяц

ДЕД И ЗАЯЦ

Композиция «Рассказ в рассказе»

ИДЕЯ (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?)

(Таблица заполняется совместно с детьми по ходу анализа произведения!)

Дом. задание: составить рассказ о друге вашем меньшем.

 Самоанализ урока в 5 классе «Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

 Данный урок проведен в соответствии с КТП, которое  написано в соответствии с Программам общеобразовательных учреждений по литературе, автор Вера Яновна Коровина.

Основной дидактической целью урока было создать условия для раскрытия учащимися идейного замысла произведения, фокусируя внимание обучающихся на опорных точках рассказа, помогающих раскрыть сюжет, проблематику, композицию и авторскую идею.

Этапы урока и методы,  применяемые на уроке, вытекают из цели, служат и работают на её достижение.

Данный урок – урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательные:

формировать умение слушать художественный текст, видеть сюжетную линию, составлять план рассказа, понимать композицию рассказа;

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать навыки работы в группе, навыки взаимопомощи;

развивать эмоциональную сферу ребенка

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение к учебному труду, способность ставить цель и достигать ее.

метапредметные:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

  • развивать творческое и аналитическое  мышление;
  • развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
  • уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.

  • развивать умение работать в  группах;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

№ п/п

Этапы урока

Основные цели

Основные методы и приёмы

Использование ТСО

1

Оргмомент

Создать условия для активного включения в урок.

Пожелание успеха на уроке. Прием психологического настроя на урок «Волшебная поляна»

Цветы, скотч

2

Введение в тему

Как вы думаете, о чем мы про читаем?  (О природе и человеке)

Почему автор назвал свое произведение «Заячьи лапы»?

Чему он хотел нас научить?

Вы готовы сейчас дать ответ на этот вопрос?

А что нам нужно сделать на уроке, чтобы найти ответ на это вопрос?

Значит, ставим с вами задачу на урок: познакомиться с произведением, и ответить на вопросы:

 Почему рассказ назван «Заячьи лапы»? Чему учит нас это произведение?

На протяжении всего урока и учитель и ученики заполняют таблицу, чтобы наглядно и схематически увидеть это произведение.

Риторические вопросы

3

Постановка учебной задачи на урок

А что нам нужно сделать на уроке, чтобы найти ответ на это вопрос?

Значит, ставим с вами задачу на урок: познакомиться с произведением, и ответить на вопросы: Почему рассказ назван «Заячьи лапы»? Чему учит нас это произведение?

(Эти вопросы записывают в таблицу, чтобы зафиксировать их)

Проблемные вопросы

Запись на доске и в тетрадях (см. оформление доски)

4

Подготовительная работа к прочтению, слушанию текста, словарная работа

Провести словарную работу

Чтение ссылок в учебнике

учебник

5

Знакомство с текстом с включением видеоряда и актерского чтения

Пробудить эмоциональный отклик на произведение: ярче представить героев, услышать их голоса, понять их характеры и настроение

Проследить уровень понимания текста

Слушание и просмотр видеофрагмента

Беседа, вопросы по тексту, вопросы, пробуждающие эмоциональную оценку

Ноутбук, колонки, проектор, видеозапись

Физминутка

Создание условий для активного отдыха детей, переключения с умственной деятельности на физическую.

Выполнение упражнений

видео

Чтение учителем. Прием параллельного чтения.

Чтение обучающимися текста, чтение по ролям.

Связь с другим учебным предметом ОБЖ

Создать условия для работы над техникой чтения

Создать условия для осознания масштаба беды, чем опасен пожар для животных, природы

Прием: параллельное чтение

Вопросы к прочитанному, пересказ

Вопрос

учебник

6

Формирование умения анализировать текст.

Работа по композиции рассказа, сюжета

Создать условия для анализа текста

Работа по композиции и сюжету

Ребята, а вы заметили, что в этом рассказе не один рассказ, а два?

Как можно озаглавить 1 рассказ? – Болезнь и выздоровление зайца.

Как второй? Дед и заяц

Подумайте, какой из рассказов должен идти вначале произведения?

Таким образом, композиция рассказа «рассказ в рассказе» (на доске)

Почему автор нарушил порядок событий?

Создать условия для обдумывания построения произведения

Создать условия для внимательного прочтения, работа со словом

(раздаточный материал)

Проблемные вопросы

Вопросы, помощь в формулировании вывода  «Рассказ в рассказе»

Работа в группах, работа с карточками, прием «найди в тексте»

Запись на доске и в тетрадях

Запись на доске

Запись на доске и в тетрадях

7

Вывод урока

Создать условия для самостоятельной творческой работы (исп. прием «закончи предложение») тем самым дети отвечают на вопросы, поставленные вначале урока

Работа в группах, применение приема «закончи предложение»

Запись на доске и в тетрадях

8

Рефлексия

Целью было проследить эмоциональный настрой (исп. смайлики)

смайлики

9

Домашнее задание и оценивание

Отметить успехи учащихся, подбадривание, выставление оценок для сохранения мотивации.

Самооценка, взаимооценка.

дневник

        На данном уроке  дети работают в группах, данная форма позволяет детям обучаться сообща, помогая друг другу.

 Применяются активные методы обучения: прием психологического настроя на урок «Волшебная поляна», приём «Вопросы по теме», метод самоопределения  (дети ставят задачу на урок), проблемная ситуация,  беседа с учащимися, прием «найди в тексте»,  умение работать в парах, приём «закончи предложение».  

Наглядные методы – видеофрагмент,  использование  раздаточного материала.

Для подготовки к уроку использован сайт:

https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%87%D1%8C%D0%B8%20%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%8B&frm=web#urlhash=5926726030056224696 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Приемы создания картины мира в произведениях В. Пелевина".

Презентация к уроку по рассказам В. Пелевина "Бубен внешнего мира", "Хрустальный мир"....

Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»

Урок знакомит учащихся с литературными произведениями писателей Кузбасса, с географией родного края посредством художественной литературы.Приобщает обучающихся к литературному богатству Кузбасса,воспи...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»...