Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Муковникова Татьяна Андреевна

Урок знакомит учащихся с литературными произведениями писателей Кузбасса, с географией родного края посредством художественной литературы.

Приобщает обучающихся к литературному богатству Кузбасса,воспитывает  любвь к родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatura.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Атамановская СОШ»

Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»

( В.Мазаев, Г.Немченко).

            Разработан учителем высшей квалификационной категории Муковниковой Татьяной Андреевной.

2013-2014

Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»

( В.Мазаев, Г.Немченко).

                                                                                        Нестареющая,вечная

                                                                                        Красота земли родной-

                                                                                        Голубая даль заречная

                                                                                        С луговою тишиной…

                                                                                                         М.Небогатов.

Цели  урока:

  • знакомство с географией Кузбасса посредством художественной литературы;
  • приобщение обучающихся к литературному богатству Кузбасса;
  • воспитание любви к родному краю.
  • Задачи: познакомить обучающихся с некоторыми географическими названиями, встречающимися  в произведениях В.Мазаева,Г.Немченко.
  • научиться находить те или иные  топонимы на карте.

Оборудование  урока:

 мультимедийный проектор, тексты произведений Мазаева, Немченко, физическая карта Кемеровской области , контурная карта Кемеровской области, Словарь топонимов Кемеровской области.

         Нередко, читая книги о дальних странах, мы встречаем экзотические названия городов, стран, которые звучат для нас волнующей музыкой: Сорренто, Акапулько, Париж. А названия наших городов, сел и деревень такие обыкновенные, привычные… И, когда однажды  ты прочтешь: « …В Кемерово  Мишке оставаться не хотелось » или «Вагоны с эмалевыми табличками  «Новокузнецк - Абакан» стояли на первом пути»…И вдруг осознаешь: это ведь о наших краях  написано! И хочется прочитать, узнать, о чем расскажет нам писатель!

Многие писатели Кузбасса упоминают в своих произведениях те или иные места нашей малой родины. И от этого они становятся для нас более значимыми и воспринимаются уже в контексте страны.

        Гарий Леонтьевич Немченко — известный русский писатель, крупный прозаик, в чьем творчестве талантливо отразились характер и душа истинно русского человека, продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Им написаны замечательные произведения : «Здравствуй, Галочкин!» о строителях Запсиба, «Сережка, антоновский ветеран», тоже о людях Запсиба и др.

        В. Мазаев - известный писатель Кузбасса, член  Союза писателей России, его произведения самобытны, оригинальны. Проблемы, поднимаемые в повестях  и рассказах В.Мазаева, касаются каждого человека. Среди его произведений  замечательный рассказ "Небо раскачивалось"(война и ее влияние на судьбы людей), "Грозовая аномалия" (рассказ о людях труда), "Дамба" ( экологические и нравственные проблемы).

Ход урока:

Класс делится на группы:

1 группа: географы, 2 группа: литераторы, 3 группа: ученые-энциклопедисты.

   Литераторы  получили домашнее задание подготовить произведения кузбасских писателей, в которых упоминаются географические названия нашей области: названия городов, рек поселков. Они приготовили выписки из произведений. (На экране географические названия: Запсиб, р.Есаулка, Междуречье, Новокузнецк...)

    Географы находят указанные топонимы на карте Кемеровской области, обозначают их значками (с. Барзас, река Кия, Иня, Терсь)

   3 группа представляет справки (название города, поселка, климат, рельеф, население, промышленность и т.д.) - мультимедийное сопровождение.

Затем все обучающися  составляют маршрутные листы для заочного путешест-

вия по Кемеровской области.

Д/з: Групповые задания: заочное путешествие по городу Междуреченску,  Новокузнецку,  Кемерово.

Итог урока:  сегодня мы познакомились с некоторыми географическими

названиями, упомянутыми в художественных произведениях кузбасских

писателей, узнали значение некоторых топонимов, услышали рассказ о го-

родах, поселках Кузбасса, приобщившись таким образом к истории Куз-

басса, к ее литературе, географии.

        Урок разработан в связи с необходимостью знакомства и изучения литературы Земли Кузнецкой, которую следует рассматривать в контексте всей русской литературы. Раскрыть специфические особенности литературы Кузбасса. Мы раскрыли особенности географического положения топонимов Кемеровской области. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Интегрированный урок литература – география: «Путешествие по лермонтовским местам»

Интегрированный урок литература-география "Путешествие по лермонтовским местам"...

Интегрированный урок истории "Оценка исторического события через художественное произведение"

Методическая разработка интегрированного урока (ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА).Тема: Коллективизация. Произведение - "Поднятая целина" Шолохова...

Интегрированный урок (литература + география) Африка в поэзии Гумилёва.

Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.,Цели    урока:Вспомнить (обобщить) из курса 7класса знания географических объектов Африки;Пок...

Интегрированный урок обобщения на тему: «Географические модели Земли, работа в графическом редакторе Paint»

Ученики должны уметь: 1.Работать с картами;2. Работать в «ПРОВОДНИКЕ»;3.Запускать электронный учебник и систему навигации в нем.Оборудование: карты атласа 5 класса, компьютеры, на которых ...