Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с литературными произведениями писателей Кузбасса, с географией родного края посредством художественной литературы.
Приобщает обучающихся к литературному богатству Кузбасса,воспитывает любвь к родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatura.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Атамановская СОШ»
Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»
( В.Мазаев, Г.Немченко).
Разработан учителем высшей квалификационной категории Муковниковой Татьяной Андреевной.
2013-2014
Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»
( В.Мазаев, Г.Немченко).
Нестареющая,вечная
Красота земли родной-
Голубая даль заречная
С луговою тишиной…
М.Небогатов.
Цели урока:
- знакомство с географией Кузбасса посредством художественной литературы;
- приобщение обучающихся к литературному богатству Кузбасса;
- воспитание любви к родному краю.
- Задачи: познакомить обучающихся с некоторыми географическими названиями, встречающимися в произведениях В.Мазаева,Г.Немченко.
- научиться находить те или иные топонимы на карте.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, тексты произведений Мазаева, Немченко, физическая карта Кемеровской области , контурная карта Кемеровской области, Словарь топонимов Кемеровской области.
Нередко, читая книги о дальних странах, мы встречаем экзотические названия городов, стран, которые звучат для нас волнующей музыкой: Сорренто, Акапулько, Париж. А названия наших городов, сел и деревень такие обыкновенные, привычные… И, когда однажды ты прочтешь: « …В Кемерово Мишке оставаться не хотелось » или «Вагоны с эмалевыми табличками «Новокузнецк - Абакан» стояли на первом пути»…И вдруг осознаешь: это ведь о наших краях написано! И хочется прочитать, узнать, о чем расскажет нам писатель!
Многие писатели Кузбасса упоминают в своих произведениях те или иные места нашей малой родины. И от этого они становятся для нас более значимыми и воспринимаются уже в контексте страны.
Гарий Леонтьевич Немченко — известный русский писатель, крупный прозаик, в чьем творчестве талантливо отразились характер и душа истинно русского человека, продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Им написаны замечательные произведения : «Здравствуй, Галочкин!» о строителях Запсиба, «Сережка, антоновский ветеран», тоже о людях Запсиба и др.
В. Мазаев - известный писатель Кузбасса, член Союза писателей России, его произведения самобытны, оригинальны. Проблемы, поднимаемые в повестях и рассказах В.Мазаева, касаются каждого человека. Среди его произведений замечательный рассказ "Небо раскачивалось"(война и ее влияние на судьбы людей), "Грозовая аномалия" (рассказ о людях труда), "Дамба" ( экологические и нравственные проблемы).
Ход урока:
Класс делится на группы:
1 группа: географы, 2 группа: литераторы, 3 группа: ученые-энциклопедисты.
Литераторы получили домашнее задание подготовить произведения кузбасских писателей, в которых упоминаются географические названия нашей области: названия городов, рек поселков. Они приготовили выписки из произведений. (На экране географические названия: Запсиб, р.Есаулка, Междуречье, Новокузнецк...)
Географы находят указанные топонимы на карте Кемеровской области, обозначают их значками (с. Барзас, река Кия, Иня, Терсь)
3 группа представляет справки (название города, поселка, климат, рельеф, население, промышленность и т.д.) - мультимедийное сопровождение.
Затем все обучающися составляют маршрутные листы для заочного путешест-
вия по Кемеровской области.
Д/з: Групповые задания: заочное путешествие по городу Междуреченску, Новокузнецку, Кемерово.
Итог урока: сегодня мы познакомились с некоторыми географическими
названиями, упомянутыми в художественных произведениях кузбасских
писателей, узнали значение некоторых топонимов, услышали рассказ о го-
родах, поселках Кузбасса, приобщившись таким образом к истории Куз-
басса, к ее литературе, географии.
Урок разработан в связи с необходимостью знакомства и изучения литературы Земли Кузнецкой, которую следует рассматривать в контексте всей русской литературы. Раскрыть специфические особенности литературы Кузбасса. Мы раскрыли особенности географического положения топонимов Кемеровской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.
Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры....
Интегрированный урок литература – география: «Путешествие по лермонтовским местам»
Интегрированный урок литература-география "Путешествие по лермонтовским местам"...
Интегрированный урок истории "Оценка исторического события через художественное произведение"
Методическая разработка интегрированного урока (ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА).Тема: Коллективизация. Произведение - "Поднятая целина" Шолохова...
Интегрированный урок (литература + география) Африка в поэзии Гумилёва.
Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.,Цели урока:Вспомнить (обобщить) из курса 7класса знания географических объектов Африки;Пок...
Интегрированный урок обобщения на тему: «Географические модели Земли, работа в графическом редакторе Paint»
Ученики должны уметь: 1.Работать с картами;2. Работать в «ПРОВОДНИКЕ»;3.Запускать электронный учебник и систему навигации в нем.Оборудование: карты атласа 5 класса, компьютеры, на которых ...