Интегрированный урок (литература + география) Африка в поэзии Гумилёва.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Коробова Наталья Витальевна

Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.

,

Цели    урока:

  • Вспомнить (обобщить) из курса 7класса знания географических объектов Африки;
  • Показать экзотическую природу Африки глазами поэта - романтика Гумилёва;
  • Развивать умение работать в группе;
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного через поэзию Гумилёва.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • Этническая музыка Африки;
  • Песня «Жираф» в исполнении Ваенги.
  • карты: физическая и политическая карты мира, географические атласы для учащихся 10-11 классов;
  • презентация «Образ территории »
  • подборка стихов Гумилева;
  • выставка творческих работ учащихся 5-6 классов;
  •  иллюстраций по теме Африка
  •  Для коллажа на две группы: ватман, контурная карта Африки, ножницы, клей, цветные карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_afrika_v_poezii_guimlyova.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература + география)

 Африка в поэзии Гумилёва.

  • Коробова Наталья Витальевна, учитель географии.
  • Ерёмина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы 

Разделы: Литература. география

Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.

,

Цели    урока:

  • Вспомнить (обобщить) из курса 7класса знания географических объектов Африки;
  • Показать экзотическую природу Африки глазами поэта - романтика Гумилёва;
  • Развивать умение работать в группе;
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного через поэзию Гумилёва.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • Этническая музыка Африки;
  • Песня «Жираф» в исполнении Ваенги.
  • карты: физическая и политическая карты мира, географические атласы для учащихся 10-11 классов;
  • презентация «Образ территории »
  • подборка стихов Гумилева;
  • выставка творческих работ учащихся 5-6 классов;
  •  иллюстраций по теме Африка
  •  Для коллажа на две группы: ватман, контурная карта Африки, ножницы, клей, цветные карандаши.

Ход урока:

Организационный момент

1 мин.

На столах учащихся: атлас, тексты стихотворные. Материалы для коллажа.

Индукция (наведение).

2 мин.

Звучит музыка Африканские мотивы

Г. Это звуки этнической музыки с континента …

Африка.

Демонстрация карты на доске.

Л. Назовите неординарную личность из поэтов Серебренного века, кто связан с Африкой.

Гумилёв

Африка в поэзии Гумилева.

Красочные, живые, образные описания важны для географии. Как сказал известный географ Игорь Михайлович Забелин: «…если на секунду представить невероятное – что в истории человечества никогда не было поэзии, - то можно смело утверждать, что сегодня у нас не было бы и тех блестящих научных достижений, которыми мы по праву гордимся. Не потому, разумеется, что ученый не может жить без поэта, а потому что современная наука не может развиваться без высокой способности к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством».

  Отправимся и мы вслед за поэтом…

Слушают музыку.

Отвечают на вопросы.

Составляют тему урока.

7   мин

Презентация «Африка глазами Гумилёва»

Презентацию представляет ученик.

Географические названия  выписывают.

физкультминутка

3 мин

Л. У каждого человека свои ассоциации со словом Африка. Ваши ассоциации.

Г.Для меня Африка- это ад (жарко. нет воды, крокодилы, ядовитые змеи, пожары, болезни).

Л.

Предлагают свои варианты ассоциаций.

Самоконструкция

5 ин

Л. Анализ стихотворения.

Г. Географическая культура – это географический объект ищу на карте. Подчеркните географические объекты Африки, которые встретились в тексте.

Анализируют стихотворения делая пометки.

Подчеркивая географические объекты Африки.

Разрыв

Социоконструкция.

14 мин.

Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов

Г. Предлагаем создать каждой группе коллаж, используя и иллюстрации по группам Рай и Ад. Выписанные географические объекты Африки обозначить на контурной карте.

Приложение 1(подсказка)

Выполняют коллаж по группам Ад и Рай в поэзии Гумилёва.

Социализация – «обнародование».

6 мин

Представление коллажа.

Рефлексия.

4 мин.

Л. Африка в поэзии Гумилёва (меняем знак)…

Высказывают свою точку зрения продолжая изменённое предложение.

Самоанализ

Учащиеся расписываются на коллаже с выставлением отметки.

Задание для самостоятельной работы

Заключение.

3 мин.

Г. пишу географию в стихах…Это самая поэтическая наука. Гумилев.

Песня «Жираф» в исполнении Ваенги

Приложение 1

Африка у Н.С. Гумилёва часто олицетворяет рай.

Африка в поэзии Николая Гумилёва очень часто связана с понятием рая. Но многозначность и глубина понятия "рай” предусматривает ширину и многоплановость связей. Африка у Гумилёва может быть "земным раем” в метафорическом смысле. Например, она противопоставляется повседневной серости и банальности:

Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору,
В Африку, как прежде, как тогда,
Лечь под царственную сикомору
И не подниматься никогда.
Бархатом меня покроет вечер,
А луна оденет в серебро,
И, быть может, не припомнит ветер,
Что когда-то я служил в бюро.
(«Вероятно, в жизни предыдущей...»)

Это бюро с его канцелярской волокитой настолько постыдное воспоминание для героя, восхищённого Африкой, что тот боится — как бы Африка, одевшая его, как принца, в бархат и серебро, не узнала о подобном позоре и не разгневалась на подобную пустую трату времени.

Африка может быть противопоставлена религиозной нетерпимости, фанатичной и ненужной даже верующим. Так, африканский ислам в Африке Гумилёва одобряется Богом:

...должны мусульмане
Пред Аллахом свершить омовенье
...................................
Люди молятся. Тихо в Судане,
И над ним, над огромным ребёнком,
Верю, верю, склоняется Бог.
(«Судан»)

Слово "Бог” Гумилёв, человек религиозный, употреблять может только в христианском значении. И тем не менее в Африке все вековые споры затихают перед величием самой Африки — места без фанатизма, земного рая. Африка может быть раем в религиозном смысле:

О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
(«Вступление»)

О чём ещё могут серафимы говорить шёпотом, то есть с почтением, как не о Боге или о чём-то, тесно с Ним связанном? Гумилёв, как человек верующий, вряд ли стал бы всуе употреблять религиозные термины. При этом Бог для него — не абстракция.

Наоборот, всё связанное с Богом очень реально и может принимать конкретные формы. Так рай принимает форму Африки. Или Африка — форму рая, райского сада:

Садовод всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи
Прихотливых мимоз и акаций,
Расселил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провёл многоводные реки
И в могучем порыве восторга
Создал тихое озеро Чад.
(«Судан»)

Это не рай, но отражение рая, земная копия, обладающая при этом многими свойствами прототипа. Например, в этом "земном райском саду” есть райские животные:

...далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор.
(«Жираф»)

Этот прекрасный жираф, полный "грациозной неги”, так изящен и изыскан, что не может не быть райским животным, священным и волшебным.

Африка настолько близка к Богу, что в ней совершаются настоящие чудеса:

...Ничто меня утешить не могло.
О смерти я тогда молился Богу
И сам её приблизить был готов.
Но этот сад, он был во всём подобен
Священным рощам молодого мира...
......................................
И, помню, я воскликнул: "Выше горя
И глубже смерти — жизнь!”
(«Эзбекие»)

Герой этого стихотворения исцелился духовно от одного присутствия в прекрасном каирском саду!

Отблески рая на Африке всюду. Даже гибельная Сахара — это "земные небеса”, отражение "горнего пожара” на Земле:

...эта вечная слава песка —
Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где лёгкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара.
(«Сахара»)

Африка связана и с понятием ада. Сама природа Африки инфернальна, или, во всяком случае, бывает таковой:

Но роднят обитателей степи
Иногда луговые пожары.
........................................
Этот день — оглушительный праздник,
Что приветливый Дьявол устроил
Даме Смерти и Ужасу брату!
(«Судан»)

На ту же тему:

Ветер гонит тучу дыма,
Словно грозного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.
..............................
Словно там, под сводом ада,
Дьявол щёлкает бичом,
Чтобы грешников громада
Вышла бешеным смерчом.
(«Лесной пожар»)

А ветра "горней” Сахары

Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
(«Сахара»)

Животные Африки также инфернальны. Именно из Африки приходит дух леопарда, который

...не знает и не спросит,
Чем душа моя горда,
Только душу эту бросит,
Сам не ведая куда.
(«Леопард»)

При этом он является "вражьей силой”. Понятно, что гумилёвский леопард — демоническое создание. Тем более удивительно, что леопард — коренной житель Африки — и должен быть созданием райским, как вышеописанный жираф.

Леопард — не единственное адское животное Африки. Есть там гиена, живущая на могиле "преступной, но пленительной царицы”, гиена, про которую Гумилёв говорит:

Её стенанья яростны и грубы,
Её глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
(«Гиена»)

Явно и чётко инфернальны и некоторые африканские сюжеты. Например, в Африке же живёт владыка, который сказал своему полководцу:

Видишь солнце над морем? Ступай!
Ты достоин
Быть слугой моего золотого отца!
(«Дагомея»)

После этого

Полководец царю поклонился в молчанье
И с утёса в бурливую воду прыгнул,
И тонул он в воде...
........................................
Он исчез. И блистало лицо у владыки
Точно чёрное солнце подземной страны.
(«Дагомея»)

Кем бы ни был этот владыка, райским созданием его не назовёшь! Больше того, он напоминает дьявола — у кого же ещё на лице могут быть отблески подземного пламени, адского огня? Только у сатаны. И в Африке же у Гумилёва живут инфернальные создания — абиссинцы. Вслушаемся в их песни:

Слава нашему хозяину-европейцу!
Он храбр, но он недогадлив.
У него такое нежное тело,
Его сладко будет пронзить ножом.
(«Абиссинские песни»)

Эта нечеловечески, инфернально жестокая песня исполняется созданиями, живущими в нечеловеческих условиях, настоящем "социальном аду”:

Мы должны чистить его [европейца] вещи,
Мы должны стеречь его мулов,
А вечером есть солонину,
Которая испортилась днём.
(«Абиссинские песни»)

Европейцы делают с африканцами что хотят:

Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада...
..................................
Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен...
..................................
Он сказал мне, что едва ли
И во Франции видали
Обольстительней меня,
И как только день растает,
Для двоих он оседлает
Берберийского коня.
.....................................
А теперь, как мёртвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.

(«Озеро Чад»)

Вышеизложенное позволяет говорить о глубокой связи понятий Африки и ада в поэзии Гумилёва.

Приложение 2

Географические объекты из стихотворений Н. Гумилёва.

Жираф

Оз. Чад

Ещё раз вы вспомните меня

Вступление

Африка, Евразия

Красное море

Красное море. Ходейцы

Суэцкий канал

Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив

Нигер

Бусса, Гомба, Тимбухту,Судан, ущелье Бенин, Сокото, Сонгаи

Египет

Египет, Мемфис, Фивы, Нил

Абиссиния

Красное море, Судан, Тигрэ, Амхаре, Тана,Гондер, Нил

Сахара

Сахара, Сирия, Гоби, Красное море, Персидский залив, Сибирь. Средиземное море, Туареги, Тибести, Марзук, Гадамес, Париж, Москва, Афины

Замбези

Замбези

Озеро Чад

Чад, Франция, Марсель

Судан

Судан, Чад, Красное море

Гиена

Нил

Носорог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Пейзаж в поэзии и живописи начала XX века"

Конспект урока литературы и ИЗО для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством И.А.Бунина, учатся анализировать стихотворения,  живописные пейзажи, проводят параллели между поэзией и жи...

Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года

В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...

Конспект урока литературы в 11 классе "Николай Гумилёв и эпоха Возрождения"

Сопоставительный анализ предусматривает рассмотрение произведений в сравнении. Мы с вами будем рассматривать перечисленные произведения Н. Гумилева и произведения эпохи Возрождения по следующим параме...