Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayachi_lapy_konspekt.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы   5 класс

Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока:

- развивать речь, воображение учащихся;

- развитие критического мышления;

 развитие умения анализировать поступки и характер героев;

 умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать;

развитие мыслительных операций;

- учить вдумчивому, осознанному чтению;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

 Ход урока.

 

Какие произведения К. Паустовского мы уже читали? Какова главная особенность творчества писателя? О истинной любви к Родине, к людям, к природе.

          -О чем рассказ К. Паустовского "Заячьи лапы"?

    -Только  ли о заячьих лапах говорится в рассказе?

     -Почему автор так назвал произведение?

Какова его тема?( о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. 

На доске- эпиграф.

Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

                                                                                                        Жан Лафонтен.

-Как связаны слова французского баснописца с темой урока, с  рассказом К, Паустовского "Заячьи лапы"? 

Дома вы читали рассказ и составляли его план. Проверяем планы, корректируем. Составляем план коллективно, записываем его в тетрадь в таблицу.

Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

-Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?

Какую цель поставим на уроке? Анализировать текст, оценивать поступки героев произведения. Мы должны выяснить, что самое ценное хотел показать нам автор.

Что удивило вас? Что заставило вас задуматься?

 

  • Осмысление содержания.

 

  Работа в группе:

1 задание. Приём «Логические цепочки»

. Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

-Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?

Он хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика. Который до последнего момента сам не понимает причины заботы о зайце. Автор заставляет читателей испытывать чувства недоумения, удивления, понимания.

Оценивание «Сигнал рукой»

 2 задание. Стратегия «Ромашка Блума» фронтальная работа

-Перед вами волшебная ромашка, на которой записаны вопросы.

Простой: - Кто участвовал в спасении зайца?

Объясняющий: - Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца? 

Уточняющий: Верно ли утверждение, что дед обязан жизнью зайцу?

Оценочный: - Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

Практический:- А вы бы смогли помочь в беде?

Творческий: - Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

Согласны ли вы с мнением ,что лесной пожар это стихийное бедствие.

Подтвердите свои слова текстом.

Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. …….. После пожара остаётся на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные труппы деревьев.

Оценивание «Сигнал рукой»

 3 задание.Работа над образами героев. Составление постера.

- Назовите действующих лиц этого рассказа.?

- Какие качества характеризуют каждого из героев. Выберите из списка те качества, которые характерны для вашего героя и наклейте их рядом с героем.

1группа – Ванька

 2 группа - Дед Ларион

 3 группа – Доктор Карл Петрович, ветеринар

4 группа – Бабка Анисья

 4 задание Выберите пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему они относятся к теме рассказа.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Доброе слово доходит до сердца.

Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

От добра добра не ищут.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Лучше не дари, да после не кори.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.

5 задание .Рефлексия: Линия ценностей

- Как вы считаете о чём этот рассказ?

-Перед вами несколько вариантов ответов. Выберите верный, докажите.

1. Это рассказ о зайце

2. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 . Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

6 задание .Стратегия «Корзина идей»

-Перед вами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на стикерах  

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

Подведение итогов урока

 

Домашнее задание ( по выбору учащегося)

1.Напишите рассказ о случае из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

2. Какие чувства, мысли дед сумел вложить в свое короткое письмо к профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»?(письмен. ответ на вопрос)

3.Напишите сочинение-миниатюру»Я увидел чудо…». Постарайтесь увидеть необычное в обычном явлении и попытайтесь донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.


 


 




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы (технология критического мышления)...

Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...

Литература 5 кл. Работа с текстом учебника. Вопросы по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)

Литература 5 кл. Работа с текстом учебника.Вопросы по  рассказу  К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)...

Конспект урока по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"...

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"

Презентация создана к уроку литературы в 5 классе....