Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
    Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

    Котова Ирина Олеговна

    Урок литературы (технология критического мышления)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС.

    Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

    Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.

    Задачи:

    Предметные: обучать доказательству своей точки зрения, выражению своего отношения, навыкам анализа художественного произведения; понятию роли художественной детали в тексте.

    Личностные: воспитывать культуру общения, умение работать в группе, любовь к внимательному чтению литературы; чувства благодарности.

    Метапредметные: развивать умение учащихся критически мыслить, действия контроля и оценки учащимися друг друга, развивать логическое мышление.

    Продолжительность урока – 45 минут.

    Материально-техническое обеспечение урока: конверт, распечатки с пословицами

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    К уроку учащиеся должны прочитать рассказ.

    (Жирным шрифтом выделено то, что делает учитель).

    Урок

    Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

    1. Вызов. Составление кластера.

      - Любите ли вы читать рассказы о животных?

      - К.Г.Паустовский писал и о животных, и о людях, для взрослых и для детей, много писал о природе, о ее общей с человеком жизни.

      Учащиеся делятся на 3 группы (по колонкам) и получают по конверту (во всех конвертах вырезанные дед, мальчик, заяц) с заданием расположить имеющиеся в конверте картинки по степени значимости в рассказе и обосновать свое мнение. После обсуждения отвечает одни человек от группы у доски, прикрепляя на доску картинки магнитами (герои могут расположиться по-разному: дед – мальчик – заяц; заяц – мальчик -  дед и т.д.). Дети доказывают значимость персонажей, обращаясь к содержанию рассказа.

         Итак, мы убедились, что все герои очень важны, и неоднозначность ваших мнений только лишнее тому подтверждение. Поэтому будет логично расположить всех наших героев в одной части кластера – в центральной нижней. Обратим внимание: вместе, в одном ряду оказались люди и представитель животного мира – заяц, часть природы. Попытайтесь сформулировать, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке – о связи человека и природы.

    - А теперь определите, что связало героев, назовите эпизоды из рассказа, условные названия этих эпизодов заполнят кластер. Дети заполняют верхнюю часть кластера.

            

    2. Осмысление.  

    3 группы учащихся (те же три колонки) получают распечатанные пословицы и загадки с заданием: проанализируйте, какие качества зайца отмечает народная мудрость.

    1 группа

    1) В гору бегом, а с горы кувырком. (Загадка)

    2) Без собаки зайца не поймаешь. (Пословица)

    2 группа

    1) Не дорог конь, дорог заяц. (Пословица)

    2) Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублев. (Пословица)

    3 группа

    1) Вор что заяц: и тени своей боится. (Пословица)

    2) Длинные уши, большие глаза, короткий хвост. (Загадка)

         Выступление групп. (1 группа – быстрота, стремительность; 2 группа – то же самое + неуловимость; 3 группа – трусость).

         Обратимся к названию. Рассказ можно было бы назвать и именем дедушки, и именем мальчика, но называется рассказ «Заячьи лапы».

         Составим схему. Первый овал заполните в соответствии с содержанием пословиц: для чего нужны зайцу лапы в первую очередь?

         Чтобы заполнить последний овал, обратитесь к тексту рассказа и выпишите слова Вани о том, что случилось с заячьими лапами.

         «Заячьи лапы» - это яркая художественная деталь, и название рассказа не содержит указания на героизм зайца. Заяц невольно спас человека. Природа не столь разумна, как человек, она не творит сознательно зло или добро. На это способен человек.

    - Что сделали люди? (Дедушка понял, что у зайца обожжены лапы и сделал свои выводы: поступил как человек благодарный, разумный. Мальчик Ваня ищет врача, не отступает, проявляет настойчивость и целеустремленность).

     «Фишбоун».

        Обратимся к описаниям природы в рассказе. Многие из вас, когда читают произведения, пропускают или читают невнимательно описания природы. Сегодня при составлении схемы мы попытаемся убедиться, насколько важно быть внимательным ко всему, что нас окружает.

         - Как вы думаете, зачем в произведении нужны описания природы?

    (предположения детей можно поместить на отдельную часть доски: передать красоту, сопутствовать душевному состоянию человека…).

         Вместе с ребятами пронумеруем эпизоды-описания природы, и учащиеся  каждой группы  попытаются заполнить пустые части. С одной стороны (слева) – ключевые слова из описания, с другой – функции этих пейзажей.

         После окончания работы в группах совместно составляем «фишбоун» на доске.

    Поместим фрагменты-описания природы.

    1. «Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах».
    2.  «Ваня нашел на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца...», «Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»
    3. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень». «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар».
    4. «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер».
    5. «Этой осенью я ночевал у дела Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь».

     

    3. Рефлексия. Составление синквейна.

         Мы увидели, что описание природы выполняет самые различные функции. Какие из ваших предположений не оправдались? (Например, описание природы дает возможность читателю любоваться красотой). Для чего же нужны описания природы в рассказе? Они служат выражению авторской идеи в художественном произведении. Запишем это в «хвост», в итог размышлений. Природа всегда с нами рядом, она мудра, и человек должен понимать ее голос, уметь слушать.

         Я предлагаю вам по итогу урока (можно посмотреть на тему еще раз) составить 2 синквейна (на выбор учащихся). В одном синквейне первым словом будет «природа», в другом – «человек». Возможно,  последними словами в каждом из синквейнов будут «человек» и «природа» возможно, слово «вместе» будет в конце.

    Примерно так:

    1.   Человек

    Разумный бережный

    Слушает, учится, внимает

    Человек должен слышать голос природы

    Природа

    2. Природа

    Умная, чуткая

    Учит, показывает, страдает

    Природа – сила

    Человек

         Дети читают свои синквейны, класс оценивает.

         Ребята, на следующем уроке нам предстоит познакомиться с другим рассказом К.Г.Паустовского – «Теплый хлеб». За образами природы будем наблюдать снова, попытайтесь сами дома, прочитав рассказ, выявить авторскую идею и обратите внимание на описания природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

    ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

    Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

    Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

    Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)

    Урок  ЛВС по теме: Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён...

    Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

    РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб »  Учитель:  русского языка и литературы Мыгыш  Н.Г.Класс:  5 .Тип урока: урок-м...

    План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".

    Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...