Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Цыбина Татьяна Анатольевна

Конспект бинарного урока литературы и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_literatury_i_istorii.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы" (бинарный урок литературы и истории)

КОНСПЕКТ

бинарного урока литературы и истории

«Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы».

Тема: Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы.

Цели:

Познакомить с историческими событиями Великой Отечественной войны.

Показать их отражение в русской литературе.

Прививать интерес к историческому наследию страны.

Ход урока.

Учитель литературы.

Сегодня у нас необычный урок, проведем его с учителем истории Андреем Вячеславовичем. А посвящен он будет одному из важных событий Великой Отечественной войны.

Учитель истории (слайд 1-11)

Учитель литературы (слайд 6)

Дорога жизни. Об этом нам расскажут Регина и Даша. Они подготовили исследовательскую работу на эту тему. (Презентация).

(слайд 12) Война оставляла глубокие раны в сердцах. И те, кто пережил Великую Отечественную, имели честь поделиться впечатлениями с потомками. Важной точкой в войне стала блокада Ленинграда. Это была трагедия всего народа, но вместе с тем это также была гордость Советского Союза. Оправившись, такие прозаики, как Л. Пантелеев (Алексей Еремеев), Михаил Чулаки, Лидия Гинзбург, Николай Тихонов, Тамара Цинберг пишут свои лучшие произведения, фундаментом для которых стала блокада Ленинграда.

Мы поговорим о рассказе Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Еще одна судьба связана с блокадой Ленинграда. Тамара Сергеевна Цинберг родилась в городе-герое и всю жизнь там работала. «Седьмая симфония» - ее личные воспоминания. Пережив блокаду, она решила поделиться с миром трагической судьбой своих горожан. Тамара Цинберг пережила блокаду своего родного города и впоследствии помогала его восстанавливать. Она, как никто другой, знала, что именно труд дает силы человеку выжить в любые времена, такую идею она вложила в свою повесть.

О чем рассказ?. Анализ рассказа.(слайд 14).

Кто скажет: «Какова идея данного произведения?»

«Седьмая симфония», где вы встречали еще это название? «Седьмая симфония» Шостаковича. Великое произведение, написанное в блокадном Ленинграде.(Презентация) Алмаз.

Как вы думаете: «Почему рассказ назван «Седьмая симфония?»

Ответ: Седьмая симфония Шостаковича как символ ужасов блокады и триумфа над нацизмом. Рассказ – это тоже символ мужества и стойкости не только солдат, но всех жителей города: детей, стариков, женщин.  

Седьмая симфония сплотила ленинградцев и в самый сложный момент показала, что город продолжает жить. Так весь мир увидел, что великая музыка, написанная кровью, обладает сокрушительной силой. А жители и защитники блокадного Ленинграда получили памятник, который невозможно разрушить. Даже в Польше и Прибалтике, где сейчас ломают монументы советским солдатам, симфония Шестаковича звучит столь же решительно и мощно, как и 77 лет назад.

Так и рассказ показал всему миру, что невозможно запугать, сломить, убить советского человека.

В заключении я хочу прочесть отрывок из «Седьмой симфонии»

И вот они сидят все трое рядом, у одного конца большого письменного стола.

«Да, многого мы не знали», — думает Воронов, задумчиво глядя перед собой. Этот чужой изголодавшийся мальчик — с какой недетской серьезностью, молча, почти торжественно, ест он черный солдатский хлеб. И глубокая серьезность ребенка придает сейчас твоему хлебу небывалую, неисчислимую ценность. А это и есть его настоящая цена. Какое счастье — разделить с другими то немногое, что ты имеешь. Не лишнее, не лакомства — насущный свой хлеб. Как хорошо сидеть с ними вместе перед столом, на котором разложено все нехитрое твое добро: хлеб, тушенка, припорошенный махоркой сахар; и скромный стол этот может сейчас поспорить с самым пышным пиршественным столом.

Кривая печурка, сделанная из куска покореженной жести, потрескивает и попахивает дымком, а на ней закоптелый чайник поет чудесную песенку, песенку мира и домашнего очага. Песенка становится громче, крышка чайника подпрыгивает и стучит. Катя тотчас вскакивает и бежит к печурке.

Назад она возвращается медленно — сияющая, похорошевшая, с чайником в руке — и торжественно разливает чай в щербатые старые кружки.

Воронов берет свою кружку и начинает пить.

Лучшее вино не сравнится сейчас в его глазах с этим жидким блокадным чаем.

ВЫВОД:

Это повесть о драматических и тяжелых годах, пережить которые помогла только доброта людей. Светлые души, оставшиеся в окружении, жили за счет помощи друг друга. Такие произведения о блокаде Ленинграда написаны изнутри. Победы героев - это победы автора. В целом это исторический очерк военных лет. Повесть рассказывает о двух детях, которые по иронии судьбы оказались рядом. Читатели сочувствуют героям и сопереживают им. И рядом с ужасами войны книга учит любить друг друга.

Нельзя не вспомнить и о великой поэтессе того времени Ольге Берггольц.(слйд 1)

Рассказ ученика о поэтессе (слайд 2-6) Кирилл

Стихотворение читает учитель

Заключение (Слайд 17) Видео Салют над Ленинградом.

Салют над Ленинградом

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвАлась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –+

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

Залпы Победы

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз.

Счастье... Радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший во едино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.

Вера Инбер, 1944 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века

Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века.Урок с применением сингапурских структур...

Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века

Урок обощающий  пр произведениям А.С.грибоедова "Горе от ума", А.С. Пушкина "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"с использованием сингапурских структур....

Сценарий урока литературы в 11 классе "Музыкальные экскурсы великой русской литературы"

Урок-исследование в 11 классе проводится  после изучения темы «Творчество А.И.Куприна» в мыследеятельностной технологии, носит интегрированный характер. Класс делится на 4 группы, каждая из котор...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Разновидности пейзажей в русской литературе"

Презентация к уроку литературы в 9 классе  "Разновидности пейзажей в русской литературе"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)

Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...