Географические координаты
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Мизеева Анна Германовна

·             

Обеспечить усвоение знаний о географических координатах и умений определять географические координаты объектов на глобусе и карте полушарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_kl_geografich_koordinaty.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

География

Тема: Географические координаты 

Класс: 6

Цель

Обеспечить усвоение знаний о географических координатах и умений определять географические координаты объектов на глобусе и карте полушарий.

Задачи

  • Обеспечить усвоение и закрепление терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».
  • Создать условия для формирования умений определять географические координаты объектов на глобусе и карте полушарий.
  • Развивать навыки работы с ЭОР.
  • Формировать картографическую грамотность.
  • Воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Основное содержание темы, термины и понятия: 

  • Определение географических координат географических объектов на карте и глобусе.
  • Географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Планируемые результаты

Личностные ____________________________________________________

  • Познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
  • Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. 

Метапредметные ________________________________________________

Познавательные

Умение давать определения понятиям.

Регулятивные

Умение:

  • целеполагания, включая постановку новых целей;
  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные 

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Предметные ____________________________________________________

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Знание:

  • содержания терминов и понятий: географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;
  • осознание необходимости понимать и читать карту.

В сфере географической деятельности:

Умение

  • определять географические координаты объектов;
  • определять географические объекты по заданным  координатам.

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.

Ресурсы

Учебник географии, атлас по географии для 6 класса, физическая карта полушарий, глобус.

Электронные учебные модули:

Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. И1.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14AA88DE-17C1-C7A1-6DA0-843C0DC9C6D4/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.i1.2.oms

Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. П1.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14CE5196-137B-DFFB-E9C8-0C29DA6EB1C8/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.p1.3.oms

Глобус и географические координаты.

http://85.142.23.53/packages/rnmc/704412B7-117B-591F-DB27-F2C763D9763E/1.0.0.1/GEOGRF_1.1.1.4k1_baz.oms

Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. К1.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14B40E44-1C8F-3DA9-FEDD-7A004ADE9EAC/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.k1.3.oms 

Межпредметные связи ___________________________________________

Окружающий мир, 1-4 класс. Тема «Глобус как модель Земли».

Математика (модуль «Геометрия»), 5 класс. Тема «Окружность и круг»

Формы работы 

Фронтальная (Ф).

В паре (П).

Индивидуальная (И).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • Актуализировать имеющиеся знания о географической карте, градусной сетке.
  • Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учитель:

  • настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности
  • сообщает тему урока
  • раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
  • сообщает о значимости содержания урока.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

  • Актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний):

1. Почему глобус называют моделью Земли?

2. Что называют полюсом?

3. Какую условную линию называют экватором? Параллелью? Меридианом?

4. Каковы существенные признаки меридианов?

5. Какие главные признаки параллелей?

6. Чем отличается меридиан и параллель?

7. В чем сходство параллели и экватора?

8. Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь с запада на восток по экватору?

Ситуативные задания:

1. Покажите на глобусе (карте полушарий) Северный и Южный полюсы; Северное и Южное полушария.

2. Покажите на глобусе нулевой меридиан. Вспомните, как еще его называют, почему?

3. Определите на глобусе Восточное и Западное полушария. Какие меридианы делят земной шар на два полушария - Восточное и Западное?

4. Расскажите, кто из вас играл в морской бой. Что собой представляет игровое поле? Как можно определить местоположение корабля?

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Учебно-познавательная деятельность

        

        Цель

        Обеспечить усвоение и закрепление терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», умений определять географические координаты объектов на глобусе и карте полушарий

Учитель:

Обращает внимание на эпиграф урока - стихотворение:

На карте – огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»

Такое понятие ввёл человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – её долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

(Источник: http://netedu.ru/node/3808)

        Формулирует проблему урока: «Каждый из людей имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» любого географического объекта?»

Вводное слово учителя

В стихотворении говорится о дорогах, ведущих к каждой точке на глобусе или карте. Эти дороги и есть географическая широта и географическая долгота, которые, пересекаясь, дают географические координаты любого объекта.

Учитель:

Обращает внимание на план изучения нового материала на доске:

  1. Географическая широта.
  2. Географическая долгота.
  3. Географические координаты.
  4. Значимость географических координат в жизни людей.

Сообщает сведения о Гиппархе Никейском, древнегреческом астрономе, географе и математике II века до н. э., кто первым заговорил о географических координатах.

(Справка для учителя:

Гиппа́рх Нике́йский (ок. 190 г. до н. э. — ок. 120 г. до н. э.)  — древнегреческий астроном, географ и математик II века до н. э., часто называемый величайшим астрономом античности. Главной заслугой Гиппарха считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона.

О вкладе Гиппарха в географию сообщает Страбон. Гиппарх определил географические координаты ряда пунктов. Он написал сочинение «Против Эратосфена», где резко и отчасти несправедливо критикует последнего за использование ненадёжных источников (свидетельств моряков, купцов) при определении местоположения населённых пунктов, считая, что для определения широт и долгот (ему также приписывают введение этих понятий) можно использовать только точные астрономические данные. Удовлетворить этому строгому требованию человечество оказалось не в состоянии более полутора тысячелетий, да Гиппарх и сам был вынужден прибегать к свидетельствам того типа, которые он критиковал.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85)

Изучение нового материала

Учитель:

Объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана урока (проводит инструктаж).

Организует усвоение новых терминов и понятий в ходе познавательной деятельности обучающихся.

Разъясняет при необходимости сущность понятий, оказывает консультативную помощь.

Задание 1.

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14AA88DE-17C1-C7A1-6DA0-843C0DC9C6D4/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.i1.2.oms 

Изучите материалы электронного учебного модуля «Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. И1.», выпишите в тетрадь определения основных понятий темы: географическая широта, географическая долгота. Ответьте, какие элементы составляют географические координаты любого географического объекта.

Расскажите своему товарищу в паре, что вы узнали о географической широте и географической долготе.

(Географическая широта — расстояние в градусах по параллели от экватора до заданной точки на земной поверхности. Географическая широта может быть северной и южной. Географическая широта изменяется от 0 до 90 градусов.

Географическая долгота — расстояние в градусах от нулевого меридиана до заданной точки на земной поверхности. Долгота может быть восточной и западной. Долгота изменяется от 0 до 180 градусов.)

Форма работы: П

Учитель:

Раскрывает значение умения определять географические координаты.

Показывает образец определения географической широты, географической долготы, географических координат объектов, расположенных на обозначенных на глобусе (карте) параллели и меридиане и то же самое для объектов, расположенных вне обозначенных на глобусе (карте) параллели и меридиане.

Предлагает выполнить в тетради тренировочные задания на определение географической широты, географической долготы, географических координат объектов на основе предложенных образцов.

Задание 2.

Определите географическую широту Санкт-Петербурга, географическую долготу Сантьяго (Чили).

Определите географические координаты городов Мехико и Канберра.

Задание 3. Покажите на глобусе места с самой большой и самой маленькой географической широтой. На каких материках и океанах они находятся?

Задание 4. Покажите на глобусе места с самой большой и самой маленькой географической долготой. На каких материках и океанах они находятся?

Форма работы: П

Учитель заслушивает ответы и систематизирует изученный учебный материал.

После проверки выполненного задания, учитель предлагает провести физкультминутку для снятия напряжения глаз, упражнения для рук.

Повторим движения руками:

С. ш.- вверх;

Ю. ш – вниз;

З.д.- влево;

В.д. – вправо.

Усложним задание (показ точек):

С. ш.; В.д.;

Ю. ш.; В.д.;

Ю. ш.; З.д.;

С. ш.; З.д.

Учитель:

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний и умений с использованием ЭОР «Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. П1

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14CE5196-137B-DFFB-E9C8-0C29DA6EB1C8/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.p1.3.oms

III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы.

Задание 1. 

1 вариант

2 вариант

Определите, какие географические объекты находятся в точках, имеющих следующие географические координаты:

66˚ с.ш. и 170˚ з.д;

52˚ с.ш. и 20˚ в.д.

З6˚ с.ш. и 5˚ з.д.

55˚ ю.ш. и 65˚ з.д.

Задание 2.

Укажите:

  • есть ли на Земле точки, для определения местоположения которых необходимо знать только широту;
  • есть ли на Земле точки, для определения местоположения которых необходимо знать только долготу.

Задание 3. Если вы плывете на восток от точки с координатами 47˚с.ш., 20˚ з.д., берега какого материка вы достигнете?

Задание 4. Корабль, находящийся в точке 30˚ ю.ш., 70˚в.д., потерпел кораблекрушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля - «Надежда» (30˚ ю.ш., 85˚ в.д.) и «Вера» (20˚ ю.ш., 50˚в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну?

Учитель:

Предлагает обучающимся решить, применяя усвоенные на уроке знания, проблемный вопрос о «географическом адресе» своего населенного пункта.

Обобщает изученный материал темы «Географические координаты».

Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы «Географические координаты».

Учитель:

Предлагает выполнить тестовые задания и разъясняет алгоритм работы с контрольным типом ЭОР

«Глобус и географические координаты»

http://85.142.23.53/packages/rnmc/704412B7-117B-591F-DB27-F2C763D9763E/1.0.0.1/GEOGRF_1.1.1.4k1_baz.oms

«Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. К1»

http://85.142.23.53/packages/internet-school/14B40E44-1C8F-3DA9-FEDD-7A004ADE9EAC/0.0.0.0/teleschool.geo.06.04.k1.3.oms 

Форма работы: И.

Задание

Установите соответствие понятие-определение понятия:

1. Географическая широта.

А. Расстояние в градусах от экватора до заданной точки на земной поверхности,  может быть северной и южной.

2. Географическая широта.

Б. Расстояние в градусах от точки на земной поверхности до экватора и нулевого меридиана.

3. Географические координаты.

В. Расстояние в градусах от нулевого меридиана до заданной точки на земной поверхности,  может быть восточной и западной.

V этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Рефлексивная деятельность

Цель

Развивать умения школьников:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложение:

Мне было легче работать над выполнением заданий:

А. в паре;

Б. индивидуально,

потому что:__________________________________________.

Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Домашнее задание:

Повторить материал по учебнику - §2. (Петрова, Н.Н. География. Природа Земли и человек. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / Москва «Мнемозина», 2007. – 216 с.)

Придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) географических координат объектов; б) объекта по географическим координатам.

Литература и сайты

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).

3. Герасимова, Т.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2009.

4. Гиппарх. -  Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/astronomiya/GIPPARH.html

5. Пастухова Н. Урок географии в 6 классе. Географические координаты. http://netedu.ru/node/3808

6. Петрова, Н.Н. География. Природа Земли и человек. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / Москва «Мнемозина», 2007. – 216 с.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/ 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/ 
  • Википедия – свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/
  • Портал «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники // http://netedu.ru/ 
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).

Географический диктант.  (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...