Урок по географии в 6 классе на тему "Влажность воздуха.Облака"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

На уроке рассматриваются понятия абсолютная и относительная влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный водяным паром воздух. Дети обучаются решению задач на определение относительной влажности. Рассматриваются вопросы влияния  разной влажности на организм человека. Решаются логические задачи на определение влажности воздуха. Учащиеся знакомятся с различными типами облаков на основе презентации. Презентация сопровождается песней В.Шаинского "Облака". На уроке широко используется дополнительный материал из разных источников, собранных в приложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc95.5 КБ
Microsoft Office document icon pril._1.doc21.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt162 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  теме  «Влажность  воздуха.  Облака».

Урок  разработан  учителем  МБОУ  «Общеобразовательная  Хетовская

 средняя  школа»    Кузиной  Л.В.

Цель  урока:

-  сформировать  понятия  «воздух,  насыщенный  водяным  паром»,  «воздух,  не насыщенный  водяным  паром».  Что  такое  влажность  абсолютная,  влажность  относительная.

- научиться  решать  задачи  на  определение  абсолютной  и  относительной  влажности  воздуха.

- определить  зависимость  состояния  здоровья  от  влажности  воздуха.

-  как  можно  изменить  влажность  воздуха.

Наглядные  пособия:

•  физическая  карта  мира;

•  схема  учебника;

•  тетради;

•  атласы;

•  схема  насыщенного  и  не насыщенного  воздуха;

• психрометр

•  презентация

Ход  урока:

I.     Орг.  момент.

II.    Проверка  знаний  учащихся  по  теме  «Ветер».

III.   Изучение  нового  материала.

IV.   Презентация  по  теме  «Облака».

В  начале  урока  учитель  приветствует  учеников.  Знакомит  с  порядком  работы.

 Для  проверки  домашнего  задания  задаются  следующие  вопросы:

1.  Что  такое  ветер ?  Причина  ветра ?  Закон  ветра ?  (  ответ  устно  у  доски ).

     Как  определить  по  названию,  откуда  и  куда  дует  ветер ?

2.  На  доске  нарисовать  схемы  муссонов  ( летнего  и  зимнего ),  объяснить  их  действие.

3.  Одному  из  учеников  даётся  карточка  с  вопросами:  Что  такое  бриз ?  Какие  бывают  бризы,  откуда  и  куда  при  этом  дует  ветер?

 Первому  ученику  после  ответа  даётся  дополнительное  задание  на  доске:

1.      762  мм  рт. ст.                            757  мм  рт. ст.

2.       748 мм  рт. ст.                            764  мм  рт. ст.

Откуда  и  куда  дует  ветер  в  первом  случае  и  во  втором ?

Где  ветер  будет  сильнее  и  почему ?

Как  называется  ветер  в  первом  случае ?  во  втором ?

Второй  ученик  объясняет,  что  такое  муссоны,  где  они  бывают,  какие  бывают  муссоны  и  какие  из  них  приносят  осадки.

  Третий  ученик  сдаёт  карточку  учителю.

 Учитель  комментирует  работу  каждого  ученика   и  ставит  оценки.

Затем  учитель  знакомит  учеников  с  темой  урока, целями,  задаёт  домашнее   задание.

§  40.    Тема  урока  пишется  на  доске.

Изучение  нового  материала.

Учитель  задаёт  вопросы  ученикам:

- какие  состояния  воды  вы  знаете ?

- что  такое  испарение ?

Учитель  приводит  пример:  на  верёвке  повешено  сушиться  бельё.  

При  каких  условиях  оно  высохнет  быстрее ?  (  при  высокой  температуре  и  ветре )

Испаряется  влага  и  при  низкой  температуре.

Куда  же  денется  эта  вода ?  (  будет  в  воздухе ).

Воздух  всегда  содержит  какое-то  количество  водяного  пара.  Абсолютно  сухого  воздуха,  не  содержащего  влаги,  на  Земле  нет.  Даже  в  пустыне (  учитель  показывает  примеры пустынь  на  карте,  а  дети  одновременно  работают  с  атласом).

 Фактическое  содержание  водяного  пара  в  каждом  кубическом  метре воздуха  называется  абсолютной  влажностью.

  Выражается  абсолютная  влажность  в  граммах.

  Например, в 1  куб м.  воздуха  содержится  5  г  водяного  пара.  Это  какая  влажность ?

( абсолютная ).

Физкультминутка ( прил. 4 )

Далее  учитель  переходит  к  формированию  понятий  «насыщенный  воздух» и  «не  насыщенный  воздух».

Что  такое  испаряемость ?  Учитель  поясняет,  что  это  возможное  количество  влаги, которое  может  испариться  при  данной  температуре.

При  какой  температуре  может  больше  испариться  влаги ?   (  при  высокой )

Ученики  работают  со  схемой   77  «Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры»    стр.  121  учебника.

- Сколько  влаги  может  содержаться  при    t°  =  - 20° C   (  1 г ).  Это  максимум.

-  может  содержаться  0,5 г ?  ( да )

- 1 г (да )

- 1,5 г  ( нет ).

 При     t°  =  + 30° C   сколько  влаги  может  содержать  1  куб м воздуха ?   (  30 г ).  

-  может  содержаться    21  г ?   ( да )

Может  ли  1  куб м  воздуха  при  данной  t°  вместить  25  г  воды?  ( да )

- 30 г ( да )

-  32 г ? ( нет ).

  Значит,  если  воздух  содержит  столько  водяного  пара, сколько  он  может  впитать,  то воздух  считается  насыщенным  водяным  паром.

   Если   1  куб м  воздуха  содержит  водяного  пара  меньше,  чем  он  может  впитать,  то  воздух  будет  не  насыщенным  водяным  паром.

  Учитель  предлагает  ученикам  2  схемы  (  см.  прил. 1).  Нужно  определить,  какой  знак    поставить,  чтобы  воздух  был  не  насыщенным  водяным  паром (  знак  < ).

Чтобы  воздух  был  насыщенным  водяным  паром   ?  (  знак  =  ).

  А  что  же  такое  относительная  влажность  воздуха. ?  

     Это  отношение  фактического  содержания  водяного  пара  к  возможному,  выраженное

  в  %.

                                      факт.сод.

  Вл. ( отн. ) =    —          х  100 %            

                                      возм. сод.               

  Ученики  решают  задачу.  Учитель записывает  решение на доске.

t°  =  + 30° C  

факт.  сод-ние  вод. пара   в 1 куб м  воздуха  = 27 г.

_________________________________________

 Вл. абс = ?

Возм. сод-ние  вод. пара = ?

Вл. отн. = ?

Насыщен  ли  воздух  вод. паром ?

Сколько  влаги  не  хватает  воздуху  до  насыщения,  

если  он  не  насыщен  водяным  паром ?  

-  Где  находим  ответ  на  вопрос,  что  такое  вл.  абс. ?  (  это  фактическое  содержание  водяного  пара )

Значит,  чему  она  равна ?   (  27 г ).

 Где  находим  ответ  на вопрос  о  возможном  содержании  водяного  пара ?  (  в  схеме

учебника ).

Сколько  влаги  может  содержать  воздух   при  t°  =  + 30° C ?   (  30 г ).

Может  содержать  30 г,  а  фактически  содержит  27 г.  Воздух  какой ?  Не насыщенный

водяным паром.

Определяем  относительную  влажность  воздуха.  ( 90 % ).

А  сколько  может быть максимальная  относительная  влажность  воздуха?    

- 100 %.  

-Значит  воздух  какой ?

-Не  насыщенный..

Сколько  влаги  не  хватает  до  насыщения ?  ( 30г – 27 г  =  3 г. ).  

Воздух влажный,  но  всё-таки  не  насыщенный.

Ребята,  а  какой  воздух  по  влажности  самый  подходящий  для  здоровья  человека. ?

 Учёные  определили,  что  оптимальная   относительная  влажность  от  40% до  60 %.

Для  определения  относительной  влажности  воздуха  используют  прибор -  психрометр.

Учитель  показывает  ученикам  прибор, рассказывает  о  принципе  его  работы.  Ученики  видят,  что  стрелочка  находится  между  цифрами  40  и  50,  а  точнее,  46.  Значит,  чему  равна  относительная  влажность  воздуха  в  данном  кабинете ?  

-  46 %.  Это  оптимальная  относительная  влажность.

Очень  сухой  воздух  раздражает   слизистую  оболочку  гортани.  От  такого  воздуха  высыхают  слёзные мешочки,  из  которых  выделяется  жидкость,  увлажняющая  глазное  яблоко  и  выделяющая  специальные  противомикробные  вещества.  Повреждается  роговица  глаза. Сухой  воздух  влияет  отрицательно  на  кожу.  (  см.  прил. 2 )

 При   вдыхании  через  ротовую  полость   сырого  холодного  воздуха (  такой  в  нашей  местности )  люди  страдают  простудными  заболеваниями:   например, ангиной.   Нужно  дышать  через  носовую  полость,  где  воздух  согревается  и  очищается.  

 Детям  предлагается  решить  логическую  задачу:

  К  больному  ребёнку  пришёл  доктор.  У  ребёнка  была  температура,  сухой  тяжёлый кашель.  Доктор  осмотрел  больного,  назначил  лечение.  При  этом  сказал,  что  в  комнате  очень  сухой  воздух.  Нужно  увеличить  влажность  воздуха,  чтобы  ребёнку  было  легче  дышать.  Как  посоветовал  доктор  сделать  воздух  более  влажным?

  Дети  предлагают  разные  варианты.  Например,  открыть  форточку, но  это  не  всегда  даст  результат  ( см.  прил. 3 ).

 Поставить  ёмкость  с  горячей  водой,  вода  будет  испаряться ,  влажность  воздуха  повысится. (  этот  вариант  опасен ).

   Если  дети  не  находят  нужного  ответа,  учитель  помогает  детям. (  Нужно  намочить  большое  полотенце  и  повесить  его  на  батарею  отопления  или  возле  печки.  Влага  будет  испаряться,  влажность  повысится.  Полотенце  периодически  смачивать  водой.

 Ребята,  а  какое  явление  можно  ожидать  при  100 %  влажности ?  (  дождь ).

 Дождь -  это  осадки.

  Загадка
Между гор, средь быстрых речек,
Ветерок пасет овечек.
Дунет он - летят овечки
Воду пить от речки к речке.
Пьют без удержу, пока
Не нальются их бока!
(
облака)

                         Осадки выпадают из облаков.

Что же такое облака ?

 При  соприкосновении  насыщенного   водяным  паром  воздуха  с  охлаждённой земной  поверхностью из  него  выделяются  капельки  воды.  Возникает  туман.  Облако -  тот  же  туман,  только  находящийся  на  значительной  высоте  от  земной  поверхности.  Облака  образуются  при  охлаждении  поднимающегося  воздуха.  

 Они  бываю  самые  разные  по  форме,  по  внешнему  виду.  Есть  облака  кучевые,  кучево-дождевые,  перистые, слоистые,  ливневые,  грозовые  и  много  других.

  Ученики  смотрят  рисунок  79  «Основные типы облаков»  стр.  123   учебника.

Детям  предлагается  презентация по  теме  «Облака».  Учитель  читает  стихи.  Дети  по  рисунку  учебника   ищут  правильный ответ.  Затем  учитель  включает  слайд  с  правильным  ответом  типа  облаков.

 В  конце  урока  для  закрепления  детям  даётся  задача:

  В  некоторых  городах,  где   средняя  температура  летом  превышает  25°  в  новых  микрорайонах  дороги  имеют  оригинальную форму.

Детям  предлагается  вспомнить  части  городской  улицы (  проезжая  часть  и  тротуар ).

Ребята вспоминают правила дорожного движения.

Проезжая  часть  дороги  в центре  немного  приподнята  и  наклонена  к  тротуару.  Тротуар  же  имеет  небольшой  наклон  в  сторону  проезжей  части.  По  краям  проезжей  части  с обеих сторон ( возле тротуара ) сделаны  узкие  забетонированные  канавки.

 Для  чего  сделан  наклон  тротуара  и  проезжей  части?

Какую  роль  играют  канавки?

 Дети  правильно  отвечают,  что  наклон  для  стока  воды  при  дожде  или  поливе улиц  машиной.  Из  канавок  вода  испаряется  и  увлажняет,  освежает  воздух, очищает  его  от  пыли.

Ребята,  в  наших  северных  городах  летом  жара  не  так  часто,  но  всё-таки  бывает.

Где  можно  найти  спасение  от  жары ?  Что  можно  построить  в  городе ?

Дети  должны  догадаться,  что  это  фонтан.  Если дети затрудняются ответить, можно  предложить  отгадать  это  слово  по  типу  игры  «Поле  чудес».

 _    _   _   _   _   _                      Ф   О   Н   Т   А   Н              

 

Возле  фонтанов  воздух  не  такой  жаркий  и  сухой,  чувствуется  прохлада, свежесть.

Учитель  подводит  итог  урока.

 Тему  «Облака»  можно  перенести  для  изучения  на  следующем  уроке  вместе  с  темой

«Атмосферные  осадки»,  а  на  данном  уроке  закрепить  материал  и  решить  ещё  несколько  задач  на  определение  относительной  влажности  воздуха.

  Во  время  презентации  можно  включить  песню  «Облака – белокрылые  лошадки».

    Прил. 2                                    Увлажнение воздуха в квартире

Воздух и вода просто необходимы человеку для жизни. То, что насыщение организма кислородом происходит через дыхательные пути, знает каждый. Не ускользает от всеобщего внимания, и важность такого момента, как «полезность» воздуха, то есть отсутствие вредных примесей. В больших мегаполисах эти самые вредные примеси – выхлопные газы машин, выбросы заводов и прочее – становятся причиной, по которой проветривание квартир – весьма сомнительный с точки зрения оздоровления процесс. Но тут нельзя забывать и о таком факторе, как влажность. Ведь влажность воздуха – это один из важнейших его параметров, способный очень серьезно влиять на здоровье человека.

Как влияет влажность воздуха на человека?

Вода – источник жизни. Не только, поглощая ее в чистом виде или в составе различных  напитков, мы даем всю влагу, необходимую нашему организму. Кроме этого в достаточной увлажненности нуждается и наша кожа, и глаза, и даже дыхательные пути.

При недостаточной влажности воздуха кожа начинает неминуемо сохнуть, а как результат более подвержена различным раздражителям, восприимчива к аллергенам, а также гораздо быстрее стареет. Связано все это с тем, что сухой воздух стремится к насыщению влагой и начинает подобно губке «всасывать» ее из всех возможных источников. Под ударом оказывается и наша кожа. Активно идет испарение влаги с поверхности кожи, организм задействует все свои резервы, как результат постоянная жажда и сухость во рту – еще одно неприятное последствие. Увлажнять кожу помогают различные специально разработанные крема и тоники. Но бороться с сухостью кожи в таком случае значит пытаться ликвидировать последствия, только лишь симптомы, а вовсе не саму первопричину. А в этом случае вы обречены на постоянную подпитку иссякающего источника, лучше сразу же обратить внимание на поддержание необходимой влажности в помещении, ведь большую часть своего времени мы проводим именно там.

Так же, как уже было сказано, страдают от сухого воздуха и глаза, так как в таких условиях начинает слишком повышаться испаряемость слезы, которая крайне необходима. Слезы увлажняют глазные яблоки, смывают с них инородные частички, кроме этого, слезы обладают сильнейшим антибактериальным действием, за счет содержания в них лизоцима. В результате функционирования глаз «на сухую» увеличивается утомляемость глаз, развиваются болезнетворные вирусы, ухудшается зрение. От сухости глаз более всего страдают люди, которые носят контактные линзы, ведь для них увлажнение глазного яблока крайне важно.

Перечислять примеры последствий излишней сухости воздуха на человека можно бесконечно. Это и усугубление аллергии, и болезни дыхательных путей. Сухой воздух разрушает защитные барьеры человеческого организма. Пагубно влияя на слизистую носа и состояние кожи, он понижает иммунные силы человека, делая его более подверженным инфекционным заболеваниям.

Словом, «с этим надо что-то делать». Но что? Понимая необходимость в увлажнении воздуха внутри помещения нужно еще и найти способы решения этой задачи.

Увлажняем воздух дома. Помогут ли подручные средства?

Об увлажнении воздуха в помещении заботились еще наши бабушки, но в их распоряжении был достаточно скудный арсенал для борьбы с сухостью. Насытить воздух влагой, естественно, можно путем испарения дополнительных объемов воды в помещении, то есть устанавливаются открытые емкости с водой, которая, испаряясь, делает воздух более влажным. Но соотнесите размеры помещения с количеством испарившейся влаги - и вам станет ясно, что данный метод предполагает большое число таких емкостей. Эстетическую ценность тазиков с водой, расставленных с самыми благими намерениями по всей квартире, врятли оценят ваши гости. И доводы, что это все во имя здоровья ,сгладить неуместность происходящего для цивилизованной квартиры А перемещение по комнатам станет напоминать лыжный спуск слалом.

Другую тактику увлажнения воздуха с использованием подручных средств использовали в отопительный сезон – батареи, которые дополнительно и весьма в большой мере сушат воздух, накрываются влажными плотными полотенцами. Под воздействием высокой температуры испаряется вода очень интенсивно, так что действие оказывается весьма кратким. Необходимо постоянно сменять «одежку» батарей на новую – вновь смоченную. А значит это утомительный способ, требующий постоянного контроля и желательно пребывания в квартире практически круглосуточно.

Растения, аквариумы и фонтаны – украшаем и увлажняем?

Огромным недостатком обоих методов применяющих «естественное испарение» является и то, что этими способами невозможно поддерживать постоянный уровень влажности, а постоянство этого показателя зачастую очень важно. В связи с этим как не упомянуть о растениях? Считается, что наличие большого числа растений в доме могут в положительную сторону повлиять на влажность воздуха. Но на самом деле растения страдают от засушливости не меньше людей. Практически все влаголюбивые экземпляры требуют постоянного дополнительного опрыскивания, им не хватает полива. В зимнее время  работа отопительных систем становятся настоящим испытанием на выживание для комнатных растений. Приходится ставить их в поддон с водой и придумывать другие ухищрения. Так что в роли спасателей растениям тут не выступить, они скорее сами нуждаются в помощи.

Используют для увлажнения и аквариумы, и фонтаны. Это красиво и полезно. Но опять же в недостаточной мере. Тем более, аквариум требует постоянного квалифицированного ухода, чтобы не превратиться в болото. А мощности декоративного фонтанчика не хватит – не станете же вы устанавливать в квартире настоящую громаду?

Проблему увлажнения воздуха, конечно же, не обошли вниманием ни наука, ни техника. Сейчас существует огромный выбор увлажнителей воздуха, способных поддерживать необходимую влажность воздуха в любых помещениях.

 

 

Прил. 3.      Воздух с высокой относительной влажностью с улицы понижает влажность в квартире?

Как поступление воздуха с высокой относительной влажностью с улицы зимой может понизить влажность у вас дома? На первый взгляд это кажется бессмыслицей, но на самом деле это так. А значит доступ воздуха с улицы даже зимой – залог здорового микроклимата в квартире. Чтобы понять принцип понижения влажности в квартире таким образом, достаточно просто заглянуть в какой-нибудь справочник по физике. Предположим, что температура за окном составляет -20 градусов, а внутри помещения +20. Даже учитывая то, что относительная влажность в помещении будет значительно ниже то, которая установилась на улице – допустим 60% и 80% соответственно – абсолютная влажность воздуха на улице намного ниже. Это несоответствие связано с тем, что относительная влажность привязана к конкретной температуре. Так в нашем случае в одном кубическом метре воздуха на улице содержится всего 1 грамм воды, а дома целых 9.  Вот и выходит, что, попав в квартиру, уличный воздух нагревается, но содержание в нем воды остается прежним. А значит, смешавшись с более влажным воздухом квартиры, он понизит и его относительную влажность. Вот такой незамысловатый механизм действия.

Дополнительный материал

Помимо Земли облака наблюдаются на всех планетах-гигантах, на Марсе, Венере, спутниках Титане и Тритоне. Внеземные облака имеют разную природу, например, на Венере наиболее мощный облачный слой состоит преимущественно из серной кислоты; облака Титана являются источником метановых дождей при температуре −180°С.

Физкультминутка

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть-

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

                                             На счет пять – за парты сели  мы  опять



Предварительный просмотр:

Прил. 1

Воздух,   не насыщенный

водяным   паром

фактич.  содержание                       возможное  содержание

водяного  пара                   ?                водяного  пара

Воздух,   насыщенный

водяным   паром

фактич.  содержание                       возможное  содержание

водяного  пара                   ?                водяного  пара


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы облаков

Слайд 2

Типы облаков Чрезвычайно живописные И украшают небеса. Как вата, рыхлые, пушистые, Что ?

Слайд 3

Кучевые облака

Слайд 4

Типы облаков Они так быстро разрастаются, Темнеют, пухнут, и тогда Дождём холодным проливаются. Что это ?

Слайд 5

Кучево-дождевые облака

Слайд 6

Кучево-дождевые облака

Слайд 7

Ливневые облака

Слайд 8

Типы облаков Над нами небо пасмурное И с облаками низкими. Все серые, однообразные, Как называют их ?

Слайд 9

Слоистые облака

Слайд 10

Типы облаков Ты выгляни на небо через окна В погоду солнечную и тогда Увидишь белые волокна, Похожие на перья. Что это ?

Слайд 11

Перистые облака

Слайд 12

Перистые облака

Слайд 13

облака

Слайд 14

облака

Слайд 15

облака

Слайд 16

облака

Слайд 17

облака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...