Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе
статья по географии (7 класс) по теме

Шкуренко Ирина Николаевна
Эффективность использования 
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
(семинар учителей географии март 2013 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования

информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

(семинар учителей географии март 2013 г.)

Выступление Шкуренко Ирины Николаевны,

учителя географии МОУ ООШ № 6 г. Алексеевка

на семинаре учителей географии, март 2013 г.

Уважаемые коллеги!

Компьютерные средства обучения не зря называют интерактивными, ведь они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Компьютер может использоваться на всех этапах учебного занятия: при объяснении нового материала, его закреплении, применении, систематизации и обобщении, контроле и коррекции знаний и способов действий.

Назовите, пожалуйста, возможные формы работы на уроке с применением компьютерного оборудования.

(беседа )

Хотелось бы добавить, что я, например, как учитель географии, на основе имеющихся в школе мультимедиа-учебников выделяю пять основных направлений использования компьютера в качестве помощника:

Демонстрация наглядных материалов

Главным наглядным пособием в географии являются настенные демонстрационные карты. Но не все они соответствуют современному уровню развития географических знаний. С помощью мультимедиа можно легко превратить в демонстрационные карты небольших размеров, взятые из новых атласов, из научных публикаций, из Интернета. Средства мультимедиа позволяют направить внимание учащихся на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Мультимедиа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные.

С помощью   мультимедиа возможны переход от одних объектов к другим в любой последовательности, увеличение фрагментов, наложение друг на друга.

Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые объекты, а, следовательно, способствует развитию творческого мышления учащихся. Кроме того, с помощью мультимедиа легче создать целостный образ территории, что чрезвычайно важно при изучении страноведения.

Наряду с картами, можно показывать аэрокосмические и фотоснимки, фильмы, схемы, графики и диаграммы.

Показ географических процессов

Мультимедийное представление разнообразных и многочисленных географических процессов даёт возможность показать их в динамике. Особенно эффективным является сопоставление этих процессов методом наложения. Одним из важных направлений развития творчества ребёнка здесь является самостоятельное моделирование географических процессов на компьютере при выполнении представленных в мультимедиа-учебниках творческих заданий.

Геоинформационное обучение учащихся

В учебном плане по географии пока нет уроков, направленных на изучение географической информатики, но дети сами тянутся к освоению компьютерных технологий. Конечно, необходимы уроки, направленные на обучение умениям готовить сообщения, доклады, рефераты, слайдовые презентации.

Проверка знаний учащихся

Здесь возможны различные подходы с использованием компьютерных технологий и мультимедиа. В частности, использование компьютерных тестов обеспечивает достаточно высокую степень объективности оценки уровня учебных достижений каждого школьника. Тесты учитывают проверку фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания составлены таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся требуется воспроизвести полученные знания, а есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления. Тестовые задания имеют разный уровень сложности, то есть учитель по своему усмотрению может осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику. Эффективность тестирования заключается в том, что за сравнительно короткое время можно проверить достаточно большой по объёму блок знаний и умений, а выставление оценки за работу компьютером вызывает интерес у школьников к изучению географии, способствует организации своеобразного творческого общения с ЭВМ.

Есть примеры тестовых заданий, в которых верный ответ может быть получен в результате построения дедуктивного умозаключения, что является, по мнению И.Я. Лернера,  одной из творческих процедур: на  полуострове   Индостан   максимум   атмосферных   осадков приходится на: 1) зиму; 2) весну; 3) лето; 4) осень. Предпосылки успешного выполнения задания – наличие знаний о положении территории в субэкватериальном поясе, о режиме выпадения осадков, о главных особенностях циркуляции воздушных масс.

В мультимедиа тестовый контроль сочетается с другими формами проверки. Приведём примеры заданий, которые основаны на переносе знаний в новую ситуацию: для того чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на: 1) севере; 2) юге; 3) западе; 4) востоке. Посредством этого задания контролируется   понимание   учащихся главных способностей циркуляции атмосферы.

Примеры заданий, связанные с проверкой причинно-следственных связей:

  • главная    причина    преобладания    женского    населения    над мужским в разных странах связана с тем, что: 1) девочек рождается больше, чем мальчиков; 2) женщины дольше живут; 3) среди эмигрантов преобладают женщины.
  • Причиной    кислотных    дождей    является    присутствие    в атмосферном воздухе оксидов: 1) углерода; 2) серы; 3) хлора; 4) водорода.
  • Восстановите цепочку причинно - следственных связей: 1) высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии; 2) высокий естественный прирост населения; 3) наличие большого количества рабочей силы.

Н.Н. Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования, поэтому не случайно проверка знаний с помощью карты помогает не только лучше запомнить географическую номенклатуру, определить точное географическое положение объектов, выявить уровень сформированности умений учащихся работать с картой творчески.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся с помощью таблицы наилучшим способом систематизирует знания учащихся, развивает логическое и творческое мышление.

Компьютерный профиль, как и любой географический - это графический разрез в вертикальной плоскости по заданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Он имеет две оси и два масштаба (если это не схема) - горизонтальную и вертикальную. Анализ профиля учащимися - это исследовательская работа, создающая условия для повышения уровня сформированности творческих способностей.

Самостоятельная работа учащихся (практикум).

Компьютерные технологии имеют большие возможности представления разнообразных самостоятельных и практических работ творческого характера. Составление таблиц, схем, графических работ с контурными картами, с графиками, диаграммами способствует формированию самостоятельного творческого мышления. Особую роль в этом занимают самостоятельные работы на прогнозирование и моделирование.

Например, ученикам может быть предложена программа, требующая творческого решения проблемы: «Продумайте, где в пределах Дальнего Востока можно построить предприятие черной металлургии полного цикла, и обоснуйте целесообразность его строительства». При этом формируются задачи, в ходе решения которых ученики должны обосновать выбор места строительства предприятия с точки зрения: наличия сырьевой базы, транспортно-географического положения, возможности использования производимой продукции в условиях Дальнего Востока.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

Компьютерные технологии применяются для индивидуальной работы с одаренными детьми. Целью занятия является стремление не столько дать общий объём знаний, сколько развить вкус учащихся к исследовательской деятельности, склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически, развить мыслительно-аналитическую деятельность, творческие способности детей. Для этого применяется система заданий повышенной сложности. Эта система включает в себя:

  • задания    на    моделирование    географических ситуаций  и явлений. Примеры:

1. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части?

2. Где бы в таком случае в Африке был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой на схеме), а где самый сухой (покажите красной штриховкой)?

3. Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные?

4. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водоразделительный хребет лежал на западе материка? Покажите штриховкой, где выпало бы самое большое количество осадков?

5. Покажите примерно на схеме, как располагались бы природные зоны в Южной Америке, если бы она пересекалась экватором посередине.

6. Покажите синей штриховкой те районы, в которых была бы густая речная сеть.

Зелёной штриховкой выделите те районы, в которых была бы густая речная сеть.

7. Зеленой штриховкой выделите те районы, в которых растениям и животным приходилось бы приспосабливаться к смене сухого и влажного сезонов.

  • задания на  группировку объектов:

1. Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте названия каждой группе; групп должно быть как можно больше; в каждой группе должно быть не менее 2-х объектов: Нигер, Атлас, п-ов Сомали, Килиманджаро, Калахари, Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, вулкан Камерун, гора Кения, оз. Ньяса, р.Замбези, оз. Танганьика, Гвинейский залив, Мозамбикский пролив, Эфиопское нагорье, оз. Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня.

2. Разделите на группы объекты, расположенные в Южной Америке. Дайте название каждой группе, в группе должно быть не менее 2-х объектов, групп болжно быть как можно больше. В основу группировки положите зависимость этих объектов от климата: Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, река Ориноко, р. Амазонка, льянос, сельва, кампос, пампа, Патагония.

3. Проведите группировку животных и растений Северной Америки по их принадлежностям природным зонам: белый медведь, бизон, койот, лось, овцебык, олень карибу, олень вапити, кактусы, типчак, бизонова трава, дуб, мхи, магнолий, клён, лишайники.

  • задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек:

Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.

1. Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.

2.   Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

3.   В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

4. Австралия - достаточно жаркий и самый сухой материк.

5. Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.

  • задания     на    узнавание     объектов,  явлений по     данным признакам: работа с климатическими диаграммами и т. д.
  • задания-тесты   проверочного   характера   на   развитие памяти, знание географической номенклатуры:

1. Для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке.

2. Начертите по памяти контур Южной Америки.

3. Проведите на нем примерно границы всех стран, расположенных на этом материке.

4. Напишите названия стран и их столиц.

  • задания   на   сопоставление,    сравнение   изученных   объектов, моделирование, прогнозирование   географических ситуаций:

1.      Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Нигера. Назовите причины сходства.

2.       Где, в Австралии или в Южной Америке, большую площадь занимают пустыни, где - меньшую и почему?

  • задания на прогнозирование географических ситуаций:

1. Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы).

2. Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озёрами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой, постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.

3. Предположите, какие экологические последствия могут

произойти, если реку Обь «повернуть» и направить для орошения пустынь Средней Азии.

Использование мультимедиа и компьютерных технологий при подготовке учащихся к олимпиадам дает положительные результаты, так как их можно использовать:

  • для графического моделирования, позволяет быстро обрабатывать информацию и представлять ее в виде графиков, диаграмм, схематических карт и т.д.;
  • как банк данных, когда при четко сформулированных запросах можно получить необходимую информацию о тех или иных географических объектах;
  • для выполнения практических работ;
  • для проверки знания географической номенклатуры и т. д.; а     как   географический   справочник,   т.к.   на  сбор   учебной литературы    уходит    значительно    меньше    времени,    чем    при использовании традиционных средств обучения.

Наибольший эффект применения компьютерных технологий и мультимедиа для развития творческих способностей учащихся получается, когда сами ученики участвуют в разработке некоторых тем к обучающим программам по географии.

Таким образом, применение элементов компьютерных технологий способствует развитию творческих способностей учащихся на уроках географии. Конечно, должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако хотим мы того или нет, нам приходится обращаться к компьютерных технологиям, к информационно-образовательным ресурсам Internet. Широкое внедрение ЭВМ в учебный процесс изменяет схему традиционной технологии обучения, а это ведёт к пересмотру многих подходов к построению современного урока географии, одной из главных целей которого остается развитие творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИТ в образовательном процессе

Как показывает работа, компьютеры мало используются для подготовки и проведения занятий и методических пособий или не используются совсем. Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процес...

Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"

Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Мониторинг оценки уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе колледжа....

Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.

Использование облачных технологий в организации эффективной  коммуникации между участниками образовательного процесса.Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования дете...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

Методическая разработка " Эффективное использование инфографики в образовательном процессе"

В методической разработке представлены возможности использования инфографики. Даны рекомендации по использованию инфографики. Предложены возможности решения для внедрения инфор=графики в образовательн...