МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
методическая разработка на тему

Овчинникова Наталья Дмитриевна

Мониторинг оценки уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_itog.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

Центр ИТ в обучении

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Составитель:

Овчинникова Н.Д.,

руководитель

Центра ИТ в обучении

Саранск

2017


Цель:

Оценка уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе колледжа.

Задачи:

  • Изучение и анализ зоны применения ИКТ в образовательном процессе.
  • Изучение и анализ отношения педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе.
  • Анализ эффективности форм и методов использования ИКТ в образовательном процессе.
  • Изучение и анализ уровня владения ИКТ педагогами.
  • Отслеживание эффективности применения ИКТ в образовательном процессе учебного заведения.

Информация, собираемая в процессе мониторинга:

Личные (индивидуальные) результаты опроса.

Ожидаемые результаты внедрения мониторинга эффективности использования ИКТ в образовательном процессе:

Управленческие

  • Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне ОУ.
  • Совершенствование планирования образовательного процесса.
  • Раннее выявление рисков и создание условий для повышения уровня использования ИКТ.
  • Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на уровне ОУ.


Педагогические

  • Совершенствование системы обучения.
  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению.
  • Повышение заинтересованности работников ОУ в использовании ИКТ в профессиональной деятельности.
  • Повышение квалификации работников ОУ.

Социально-психологические

  • Стимулирование повышения внимания педагогов к вопросам эффективного использования ИКТ в образовательном процессе.

Для сбора информации по показателям мониторинга используется:

Опрос для педагогов (Приложение 1).

Сроки проведения  мониторинга:

Мониторинг проводится один раз в учебный год в конце второго семестра. Выбор срока проведения обусловлен тем, что к указанному времени педагоги в  полной мере погружаются в образовательный процесс, имея возможность прочувствовать и достаточно взвешенно оценить особенности использования ИКТ.    

Проведение и обработка данных мониторинга:

В любой тестирующей системе.  


Приложение 1

Опрос

Уважаемы педагоги, в колледже проводится исследование эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Просим Вас искренне ответить на нижеследующие вопросы.

  1. Группа вопросов, выявляющих отношение к использованию ИКТ в образовательном процессе (в том числе показатели настроения и активности).
  1. Я систематически использую ИКТ в повседневной образовательной деятельности (один вариант ответа):
  1. Не использую
  2. Использую редко
  3. Использую часто
  1. Какие эмоции Вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ в образовательном процессе (один вариант ответа)?
  1. Чаще положительные эмоции
  2. Чаще отрицательные эмоции

3. Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ в образовательном процессе (один вариант ответа)?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

4. Использование ИКТ в образовательном процессе чаще всего (один вариант ответа):

  1. Оставляет меня равнодушным
  2. Увлекает меня

5. Как, по Вашему мнению, использование ИКТ сказывается на образовательном процессе (один или несколько вариантов ответа)? 

  1. Повышается интерес к предмету
  2. Повышается качество знаний обучающихся
  3. Учащиеся легче усваивают материал
  4. Увеличивается темп урока
  5. Никак не сказывается
  6. Снижается темп урока
  7. Утрачивается интерес к предмету
  8. Учащиеся хуже усваивают материал
  9. Иное _____________________________________________

6. Обычно я активно овладеваю новыми возможностями ИКТ (один вариант ответа):

  1. Да
  2. Нет

7. Хочется ли Вам использовать ИКТ на своих занятиях (один вариант ответа)?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

8. Укажите трудности, которые встречаются на пути достижения целей в области использования ИКТ в образовательном процессе (один или несколько вариантов ответа):

  1. Недостаток знаний и умений у педагогов использовать ИКТ в преподавании.
  2. Недостаточно возможностей повышения квалификации
  3. Педагоги испытывают дискомфорт, ввиду того, что многие студенты больше них компетентны в области ИКТ.
  4. Иное ______________________________________________

9. Повышаете ли Вы уровень своей компетентности в области ИКТ самостоятельно либо по рекомендации колледжа или на базе колледжа (один вариант ответа):

  1. Нет
  2. 1 раз за семестр
  3. 1 раз за учебный год
  4.  Иное _____________________________________________

10. Как часто Вы хотели бы повышать уровень своей компетентности в области ИКТ (один вариант ответа):

  1. Нет такого желания
  2. 1 раз за семестр
  3. 1 раз за учебный год
  4. Иное _____________________________________________
  1.  Какие курсы повышения ИКТ - квалификации вы хотели бы посетить? _______________________________________________________

  1. Группа вопросов, оценивающих частоту использования конкретных инструментов ИКТ и учебных заданий данной направленности от общего количества опрашиваемых.
  1. Выберите способы реализации ИКТ  при решении Вами профессиональных задач (один или несколько вариантов ответа):
  1. Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ   
  2. Готовлю уроки с использованием ИКТ
  3. Подбираю программное обеспечение для учебных целей
  4. Ищу учебные материалы в Интернет
  5. Использую ИКТ для мониторинга развития и проверки уровня обученности студентов (в т.ч. Moodle)
  6. Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями
  7. Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи студентам
  8. Могу оценить пригодность web-сайта для его использования в преподавании и делаю это
  9. Создаю web-сайты
  10. Создаю электронные учебники
  11. Использую ИКТ при создании портфолио
  12. Готовлю внеклассные мероприятия, классные часы, родительские собрания с использованием ИКТ
  13. Иное______________________________________________
  1. В образовательном процессе применяю следующие учебные задания с ИКТ – направленностью (один или несколько вариантов ответа):
  1.  Компьютерная презентация доклада на уроке
  2. Учебные задания, для выполнения которых  используются информационно-справочные системы
  3. Учебные задания, для выполнения которых  используются образовательные ресурсы сети Интернет
  4.  Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы студентов. Например, для обсуждения проблемы применяется  Интернет-форумы.
  5.  Учебные задания, для представления результатов которых студенты создают Интернет-сайты
  6.  Учебные задания, для выполнения которых используются виртуальные лаборатории
  7.  Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные лаборатории
  8.  Учебные задания с использованием электронных учебников
  9.  Тестирование с помощью специальных программных средств
  10.  Учебные задания, для выполнения которых используется специализированное программное обеспечение (в том числе прикладное)
  11.  Учебные задания, для выполнения которых используются Интернет-сервисы
  12.  Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами и т.п.)
  13.  Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом.
  14.  Работа над  краткосрочным учебным проектом.
  15. Иное _____________________________________________

  1. Группа вопросов, позволяющих сформировать индивидуальную карту навыков педагога; может являться основанием для коррекции общеколледжной программы повышения квалификации педагогических работников, планирования научной и исследовательской работы.

1. Оцените уровень владения и использования ИКТ в своей повседневной профессиональной практике (один вариан ответа):

умею

плохо умею,

нужно учиться

не умею

Работа с текстовым редактором

Работа с электронными таблицами

Работа с программами создания презентаций

Использование интерактивных досок, ПО к ним

Работа видео, звуком и графикой

Разработка электронных тестов

Разработка электронных учебников

Создание блогов

Создание web-сайтов

Работа в сети Интернет по поиску и обработке информации

Работа в системе Интернет-сервисов

Работа с электронными образовательными ресурсами сети Интернет

Работа с антивирусным ПО

Работа с архиваторами

Работа с электронными базами данных

Ответ «Умею» оценивается в 2 балла, «Плохо умею, нужно учиться» - 1 балл, «Не умею» - 0 баллов.

Критерии оценки:

24-30 высокий уровень владения ИКТ

16-23 средний уровень владения ИКТ

0-15 низкий уровень владения ИКТ.


Использованные источники:

  1. https://docs.google.com/forms/d/1mUvsmKom35Gi_EDECKYy2faprUJypA-4c4DEhAyRwic/viewform#!.
  2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118/#comments.
  3. http://pandia.ru/text/78/191/97978.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИТ в образовательном процессе

Как показывает работа, компьютеры мало используются для подготовки и проведения занятий и методических пособий или не используются совсем. Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процес...

Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе(семинар учителей географии март 2013 г.)...

Использование ЭОР в образовательном процессе колледжа

Использование ЭОР в образовательном процессе колледжа...

Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся

Мониторинг физического развития обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников, разработанных специалистами в ходе реализации проекта «Соверш...

2018 г. Межрегиональная педконференция Мониторинг эффективности используемых педтехнологий в образовательном процессе, г. Красноярск

2018 г. Межрегиональная педконференция Мониторинг эффективности используемых педтехнологий в образовательном процессе, г. Красноярск...

Методическая разработка " Эффективное использование инфографики в образовательном процессе"

В методической разработке представлены возможности использования инфографики. Даны рекомендации по использованию инфографики. Предложены возможности решения для внедрения инфор=графики в образовательн...