рабочая прорамма по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Внукова Ольга Владимировна

рабочая прорамма по географии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass_novoe_1.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 7 класса общеобразовательной школы.

Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.

Обоснованность программы. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.  

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

Изучение географии на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год

Место и роль курса в обучении. Федеральный базисный учебный план (ФБУП 2004г.) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

 Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –70 часа, в неделю – 2 час.

Основные задачи курса предусматривают формирование у учащихся знаний:

  • о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Земли, своей страны, своей местности;
  • о Земле как планете Солнечной системы; ее строении, форме, размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющих как природу Земли, так и жизнь людей;
  • о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условий и ресурсов для жизни и деятельности населения Земли, своей страны, своей местности;
  • о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах ее развития;
  • о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;
  • о формировании этнических, лингвистических, религиозных, культурно-бытовых особенностей населения Земли в разных географических условиях, в том числе в своей местности;
  • о географическом образе России, отдельных регионов и стран, находящихся на разных материках, в различных природных зонах; региональных особенностях природопользования  населения  разных территорий, в том числе своей местности;
  • о приемах работы с картой, статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.

В результате изучения курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о возможности сохранения природно-антропогенного равновесия на Земле, в своей стране, своей местности при условии разумного сосуществования человека и природы. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Достижение сформулированных выше целей и задач, а также основной мировоззренческой идеи курса предполагает преемственность его содержания с предшествующими пропедевтическими курсами «Окружающий мир», «Мир географии», «Естествознание», в изучении средств и методов географических исследований, источников географической информации, топографо-картографических знаний и умений учащихся, а также истории развития географических знаний о Земле. Кроме того, необходима более тесная межпредметная связь с курсами физики, математики, биологии, истории. Таким образом, новый курс должен приобрести большую комплексность, интегральность и территориальность, т. е. стать более географичным.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Предполагаемый результат. В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;  представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

На уроках  возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.

Инструментарий для оценивания:   5-бальная система.

Требования к уровню подготовки выпускников.

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;  представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Условные обозначения:

 Н - урок изучение новой темы

А - урок актуализации знаний

П - урок контроля (проверки знаний)

Ин. Фр – индивидуальный, фронтальный опрос

Пр\р – практическая работа

Общая характеристика учебного предмета, курса.

В соответствии с этим реализуется примерная программа основного общего образования по географии «География » (6-9 классы), авторская программа по географии 6 класс под редакцией В.П.Дронова  , М. Дрофа 2013 г (35 часов)

Изучение географии на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих щелей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Курс «География. Землеведение. 6 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по географии, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока  и небольшим) опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о планете.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

 Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

 География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

 Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –35 часа, в неделю – 1 час. Изменения,  внесенные в программу: на тему «Как открывали мир» отводится 1 час; на тему «Географическая карта величайшее творение человечества» отводится 1 час;  на тему «ЗЕМЛЯ – УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА» отводится 13 часов (1 час + 2 часа резервного времени); на тему «МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ» отводится 51 час.  Такая расчасовка обусловлена тем, что тема «ЗЕМЛЯ – УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА» достаточно сложная , требующего большего времени на усвоение.

 Программа «География» входит в федеральный компонент учебного плана основного общего образования.

На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1ч. В неделю), в 7-9 по 68 ч (2ч. В неделю)..

Требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе к следующих концептуальных принципов:

обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических  курсов. Линия построена в соответствии с традиционным  для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их  частей — России и ее отдельных районов — своей местности  (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация,  способствующие формированию общей культуры молодого поколения;единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников  линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности! часто обсуждаемых в СМИ;

единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учеников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации! Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:

.— основной текст — инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;

  • вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся. В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.

В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свой действия м соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

Содержание  учебного предмета

География Земли. 6-7 классы

Раздел 1. Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус.  Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейших планов местности.

Географическая карта- особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды.  Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа земли и человек.

 Земля – планета Солнечной системы. Внутреннее  строение земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения . внешние процессы, изменяющие земную кору.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна мирового океана. Различия гор и равнин  по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера - воздушная оболочка земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков  на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.  Посторенние графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погод за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные природные явления в атмосфере, их характеристик и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Вода на земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

 Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положение морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные  и органические ресурсы океана их хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества воды и  органического мира.

Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

 Ледники -  главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами   пресной воды на Земле  и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечение личной безопасности.

Биосфера Земли.

Разнообразие растительного и животного мира Земли.  Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособления живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана животного и растительного мира Земли. Наблюдение за растительным и животным миром как способ определения качества  окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы( условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почвы, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

 Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи  между ее составными частями территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка- крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географичес4кая оболочка как окружающая человека среда

 Раздел 3. Население Земли.

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

 Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности Земли.

 Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные  различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность  жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей  в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилище, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

 Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Раздел 4. Материки, океаны и страны.

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и  впадин океанов. Современное положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические  явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Тематическое планирование географии на 7 класс

Тема

Количество

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Планета, на которой мы живем 21 час

Литосфера — подвижная твердь

6

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в литосфере;
  • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
  • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

Атмосфера — мастерская климата

4

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
  • формирование климатических поясов;
  • действие климатообразующих факторов.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
  • местоположение климатических поясов.

Мировой океан — синяя бездна

4

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в гидросфере;
  • формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
  • местоположение крупнейших морских течений.

Географическая

оболочка — живой механизм

(2 часа)

2

Умение объяснять:

  • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональ- ность и поясность.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:

зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;

  • местоположение природных зон.

 Человек — хозяин планеты

5

Умение объяснять:

  • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
  • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)

Африка — материк коротких теней

9

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран;
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

. Австралия — маленький великан  

6

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран;
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Антарктида — холодное сердце

2

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран;
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Южная Америка — материк чудес

8

• Умение объяснять:

•        географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

        географические особенности отдельных стран;

•        следствия выдающихся географических открытий и путе-шествий.

Умение определять:

•        географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

•        местоположение отдельных территорий по их существен-ным признакам.

. Северная Америка — знакомый незнакомец

8

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран;
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Евразия — музей природы

10

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран;
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

. Взаимоотношения природы и человека

4

Умение объяснять:

  • особенности взаимодействия природы и человека;
  • особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
  • следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

Умение определять:

  • центры происхождения культурных растений;
  • местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

64ч.+5

Резерв

1      

Всего часов:

70 ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тип урока

Основное содержание

Предметный результат

Материалы к уроку

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание (причины изменения календарных сроков)

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ

1.

Что изучают в

курсе «География материков и  океанов».

Н

Познакомиться со значением географии материков и океанов.

Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства.

Показывать: материки, части света, океаны, острова;

определять: роль карт в науке и жизни людей; описывать: способы изображения, применяемые на картах;

объяснять: построение градусной сетки

§1 стр 4

2.

Как люди открывали мир

Н

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований

Сформировать представление об открытиях материков

§ 2 стр7

3.

Методы географических исследований и источники географических знаний Практические

работы Обозначение на

контурной карте

материков, океанов, частей света и крупных островов

А

Сформировать представление о методах географических исследований

§ 3стр 16

Раздел I. ЗЕМЛЯ – УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА

Литосфера и рельеф Земли

4.

Литосфера Практические

работы Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли

А

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения . внешние процессы, изменяющие земную кору.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна мирового океана. Различия гор и равнин  по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Сформировать представление об океанической и материковой земной коре, познакомить с теорией литосферных плит

Называть: отличия Земли от

других планет, геологический

возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные  литосферные плиты, платформы, складчатые области,

сейсмические пояса, области вулканизма

§4 стр22

5.

Входной мониторинг

П

Выявить уровень качества знаний на начало года.

6.

Рельеф

Н

Познакомить с процессами, которые формируют рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

§ 5стр27

Атмосфера и климаты Земли

7.

Климатообразующие факторы

Н

Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков  на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.  Посторенние графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погод за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные природные явления в атмосфере, их характеристик и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Показать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты

Называть и показывать:

климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы

§ 6стр31

8.

Климатические пояса Практические

работы Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте

А

Познакомить с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата.

§ 7стр35

Гидросфера. Мировой океан

9.

Роль гидросферы  в жизни Земли

Н

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положение морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные  и органические ресурсы океана их хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества воды и  органического мира.

Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Ледники -  главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера.

Называть и показывать:

океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана; приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана

§8 стр41

10.

Мировой океан - главная часть гидросферы

Н

Формировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределении температур, солености по поверхности океана.

КМ 11

§ 9стр44

11.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Н

Рассмотреть особенности взаимодействия океана  с атмосферой и материками, показать влияние океана на климатические условия Земли.

§ 10стр50

Географическая оболочка

12.

Свойства  и особенности строения географической оболочки

Н

Разнообразие растительного и животного мира Земли.  Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособления живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана животного и растительного мира Земли. Наблюдение за растительным и животным миром как способ определения качества  окружающей среды.

Показать свойства и особенности строения географической оболочки

Называть: границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного

комплекса

§ 11стр54

13.

Закономерности географической  оболочки

Н

Сформировать представление о главных закономерностях географической оболочки

§ 12стр57

14

Географическая зональность

Познакомить учащихся с основными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.

§13 стр60

Земля - планета людей

15

Население Земли Практические

работы Обозначение на к\к  ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом  и современные перемещения

Н

Сформировать представление о размещении населения Земли,

Называть и показывать:

предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, самые многочисленные народы Земли, наиболее распространенные языки,

мировые религии и ареалы их распространения,

основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и их столицы

§ 14стр65

16

Зачет по теме «Земля уникальная планета»

П

Выявить пробелы в знания у учащихся

Раздел И. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ

Африка

17

Географическое

положение. Из

истории исследования Практические

работы Определение географических координат крайних точек Африки и протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.

Н

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Познакомить с физико-географическими положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка.

Называть: имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой

линии, определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность  материка с севера на юг и с запада на да на восток в градусной мере и километрах,

КМ 45 - 51

§ 16стр73

18

Рельеф. Полезные ископаемые Практические

работы Обозначение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

А

Сформировать  представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки.

Называть и показывать:

крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с

определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и

животного тира основных природных зон Африки; определять: географическое

положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента

(по картам и тексту учебника);

§ 17стр77

19.

Климат Практические

работы Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов

Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования.

§ 18стр80

20.

Внутренние во-

ды

Н

Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Африки; сформировать представление об основных их чертах.

§ 19стр84

21.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Практические

работы Характеристика ПК Африки по картам

А

Продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить с органическим миром природных зон Африки

§ 20стр87

22

Тропические пустыни. Влияние человека на природу

А

Сформировать представление о пустынях Африки.

§ 21стр94

23.

Население и

политическая

карта

Н

Продолжить формирование умения видеть причинно-следственные связи, составлять характеристику страны.

Называть и показывать: районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их

расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны

и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности

размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору

§ 22стр101

24.

Страны Север-

ной и Централь-

ной Африки Практические

работы Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран

А

Познакомить с населением Север-

ной и Централь-

ной Африки

§23 -24стр106

25.

Страны Южной и восточной

Африки

Н

Познакомить с населением Южной и восточной

Африки

§ 25-26стр113

26

Промежуточный мониторинг

П

Выявить качество знаний

Называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану

Австралия

27.

Географическое

положение. История открытия

и исследования.

Рельеф и полезные ископаемые Практические

работы Сравнение географического положения Африки и Австралии

А

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Сформировать представление о ФГП Австралии; познакомить учащихся с историей открытия и исследования этого материка, рельефом и полезными ископаемыми.

Называть и показывать

имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка

КМ 52 - 54

§ 27стр122

-

28

Климат, внут-

ренние воды.

Органический

мир. Природные

зоны Практические

работы Установить черты сходства и различий
климатических поясов и природных зон Австралии и Африки

А

Сформировать представление об особенностях климата, внутренних вод, органическом мире

Называть и показывать

Климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, определять климатические показатели по карте;

§ 28стр125

29

Австралийский Союз

Н

Сформировать представление об австралийском союзе как стране со своими особенностями истории, культуры, городах

Называть и показывать

основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы определять
географическое положение
крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации;
описывать один из регионов страны (по выбору

§29 стр134

30

Океания

Н

Конкретизировать и углубить знания о взаимодействии суши и океана. Раскрыть особенности природы Океании. Сформировать представление о рельефе, органическом мире и географическом положении

Называть и показывать

наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору

§30 стр138

Южная Америка

31

Географическое положение. История открытия и исследования материка Практические

работы Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки

А

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Сформировать представление о ФГП Южной Америки и истории открытия материка

Называть и показывать

имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента

КМ 41 - 44

§ 31стр144

32

Рельеф и полезные ископаемые

Н

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

Познакомить с природой Южной Америки, сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых.

Называть и показывать

крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной

страны, реки, природной зоны

§ 32стр148

33

Климат. Внутренние воды Практические

работы Дать описание реки Южной Америки

Н

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

Сформировать представление об особенностях климата, внутренних вод материка.

§ 33стр151

34

Природные зоны. Изменение

природы чело-

веком Практические

работы Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

А

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки

Называть и показывать

крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения,

основные густонаселенные

районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения;

описывать географическое

положение страны, большого

города;

§34 стр155

35

Население и

политическая

карта.  

Н

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.

§ 35стр162

36

Страны Востока материка. аргентина. Бразилия

Н

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

Познакомить с населением Востока материка. Аргентина. Бразилия

§ 36стр167

37

Андские страны. Перу.

Н

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

Познакомить с населением Андских стран. Перу.

§ 37стр173

38

Зачет по теме «Южные материки»

П

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Выявить пробелы в знаниях

Антарктида  

39

Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование Практические

работы Обозначение на к/к географических объектов береговой линии Антарктиды и научных станций

А

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Формировать представления и знания о природе Антарктиды, о ФГП материка

Называть и показывать

имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др

КМ 57

§ 38стр180

40.

Природа материка

Н

Сформировать представления о природе материка

§ 39стр183

Океаны

41

Северный Ледовитый океан

Н

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Познакомить с природой Северного Ледовитого океана, с исследователями океана.

Называть и показывать

важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений природы океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;

КМ 55

§ 40стр190

42

Тихий и Индийский океаны Практические

работы Характеристика одного из океанов Земли

А

Познакомить с природой Тихого и Индийского океанов, с исследователями океанов.

КМ 12,14

§41 стр195

43.

Атлантический океан

Н

Познакомить с природой Атлантического океана, с исследователями океана.

Называть и показывать

основные географические объекты, имена путешественников, полярных исследователей, ученых, природные особенности (рельефа, климата, вод, органического мираопределять географическое положение океана и крупных объектов (морей, островов, портов), трасс Северного морского пути, описывать «образ» природного объекта (торосы, птичьи базары и др

КМ 13

§ 42стр207

Северная Америка

44

Географическое положение. История открытия и исследования Практические

работы Обозначение на контурной карте объектов береговой линии Северной Америки

Н

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Сформировать  представление о ФГП материка

Называть и показывать

имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка;

КМ 35 - 40

§ 43стр214

45.

Рельеф и полезные ископаемые

Н

Сформировать представление о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка

Называть и показывать

основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и

Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада,

каньона и др.),

§ 44стр218

46

Климат. Внутренние воды Практические

работы Характеристика особенностей климата Северной Америки

А

Сформировать представление об особенностях климата, внутренних вод материка.

§ 45стр222

47.

Природные зоны. Изменение

природы чело-

веком

А

Сформировать представление о растительном и животном мире Северной  Америки

§46 стр227

48

Население и

политическая

карта. Канада

Н

Сформировать представление о современной политической карте Северной  Америки, народах материка

Называть и показывать

крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, определять особенности  географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану);

§ 47стр233

49.

США Практические

работы Характеристика одной из стран (по контурной карте)

А

Познакомить с населением США

§ 48стр239

Евразия

50.

Географическое положение. История открытия и исследования материка. Практические

работы Особенности географического положения Евразии  и его влияние на природу материка

Н

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 Океаны  Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное  освоение Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского  и Тихого океанов. Охрана природы.

 Историко-культурные районы мира памятники природного и культурного наследия человечеств.

 Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Сформировать  представление о ФГП материка

Называть и показывать

имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками;

КМ 21 - 34

§ 49стр246

51

Рельеф и полезные ископаемые

Н

Сформировать представление о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка

Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы,

§ 50стр250

52.

Климат Практические

работы Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки

А

Сформировать представление об особенностях климата

§ 51стр256

53

Внутренние

воды

Н

Сформировать представление об особенностях  внутренних вод материка.

§52 стр260

54.

Природные

зоны Практические

работы Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки

А

Сформировать представление о растительном и животном мире Евразии

Называть и показывать

смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, определять особенности размещения природных зон; описывать  географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения

отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и

в антропогенных изменениях

§ 53стр263

55.

Население и

политическая

карта

Н

Сформировать представление о современной политической карте Северной  Америки, народах материка

Называть и показывать

большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее

распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод; описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и

ресурсами страны

§ 54стр269

56.

Страны Север-

ной Европы

Н

Познакомить с населением страны Северной Европы

§ 56стр275

57

Страны Запад-

ной Европы.

Великобритания Практические

работы Характеристика страны

А

Познакомить с населением стран Западной Европы. Великобритания

§ 57стр278

58.

Страны Восточ-

ной Европы

Н

Познакомить с населением стран Восточной Европы

§ 58стр290

59.

Украина.

Н

Познакомить с населением Украины.

§59 стр296

60

Страны Южной Европы. Италия

Н

Познакомить с населением стран Южной Европы. Италия

§ 60стр299

61

Страны Юго-

Западной Азии

Н

Познакомить с населением стран Юго-Западной Азии

§61 стр303

62

Страны Центральной Азии

Н

Познакомить с населением стран Центральной Азии

§ 62стр307

63

Страны Восточной Азии. Китай.

Н

Познакомить с населением стран Восточной Азии. Китай.

§ 63стр309

64

Япония

Н

Познакомить с населением Японии

§ 64стр313

65

Страны Южной Азии.

Н

Познакомить с населением стран Южной Азии.

§ 65стр316

66

Страны Юго-Восточной Азии.

Н

Познакомить с населением стран Юго-Восточной Азии.

§ 66стр320

67

Итоговый мониторинг

П

Выявить качество знаний на конец года

Раздел III. ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ

68

Взаимодействие природы и общества

Н

Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географичес4кая оболочка как окружающая человека среда

Рассмотреть проблемы взаимодействия  природы и человека, основные изменения, происходящие в природе в результате деятельности людей

Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.

КМ 1

§ 67стр326

69

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Практические

работы Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира

А

Рассмотреть возможные пути улучшения  взаимодействия  природы и человека.

§ 68стр332

70

Зачет по теме «Северные материки»

П

Выявить пробелы в знаниях

Перечень учебно-методического обеспечения

В кабинете географии имеется раздаточный материал 

Пособия

Содержание

Разноуровневые тесты

Тесты имеют задания по изученным темам.

Карточки с индивидуальными заданиями

Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся

В кабинете географии имеются настенные карты и таблицы для 7 класса:

№ п\п

Название карты

1

Климатическая карта мира

2

Климатические пояса и области мира

3

Природные зоны мира

4

Почвенная карта мира

5

Строение земной коры

6

Физическая карта мира

7

Австралия и Океания

8

Антарктида

9

Южная Америка

11

Африка

12

Евразия

13

Растения и животные мира

Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов
География 7 класс
Климат
Кирилл и Мифодий 7 класс      

Литосфера                                                                                                                                  

Атмосфера                                                                                                                                  

 Гидросфера

        Список литературы.

Учебник

  1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Учебник. М.:  Дрофа, 2010

 УМК

  1. Географический атлас 7 класс. М.: Дрофа, 2008 –
  2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 7 класс. М.: Дрофа, 2008

Дополнительная литература  

  1. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007.
  2. Петрова Н.Н  Тесты по географии 6-10 класс. М.: Дрофа 2006

Планируемые результаты изучения учебного предмета

знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Владеть компетенциями:

 коммуникативной,

 учебно-познавательной,

 рефлексивной,

 личностного саморазвития,

 ценностно-ориентационной,

 смыслопоисковой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
  • правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в мировой политике и экономике;
  • ориентироваться на рынке труда.

        Приложение

Практические работы

 Зачеты

Мониторинги

1

Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов

Земля уникальная планета

Входной

2

Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли

Южные материки

Промежуточный

3

Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте

Северные материки

Итоговой

4

Обозначение на к\к  ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом  и современные перемещения

5

Определение географических координат крайних точек Африки и протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.

6

Обозначение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

7

Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов

8

Характеристика ПК Африки по картам

9

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран

10

Сравнение географического положения Африки и Австралии

11

Установить черты сходства и различий климатических поясов и природных зон Австралии и Африки

12

Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки

13

Дать описание реки Южной Америки

14

Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

15

Обозначение на к/к географических объектов береговой линии Антарктиды и научных станций

16

Характеристика одного из океанов Земли

17

Обозначение на контурной карте объектов береговой линии Северной Америки

18

Характеристика особенностей климата Северной Америки

19

Характеристика одной из стран (по контурной карте)

20

Особенности географического положения Евразии  и его влияние на природу материка

21

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки

22

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки

23

Характеристика страны

24

Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма по курсу "Коррекционные индивидуальные занятия в 7-9 классах речевой школы"

Материал содержит тематическое и календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий учащихся 7-9 классов....

Рабочая прорамма по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса (68часов) УМК Пасечник В.В. Составитель: Захаркина Елена Станиславовна 2012 год пос. Славный  Пояснительная записка Рабочая программа по биологии с...

рабочая прорамма по русскому языку для 5 класса (углубление)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа,...

рабочая прорамма по географии 11 класс

рабочая прорамма по географии 11 класс...

рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО

рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...