Рабочая программа по географии, начальный курс в 6 классе
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Шимина Надежда Александровна

рабочая программа по географии, составленная на основе авторской программы "Классическая линия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo-6.2013.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО:  

Шимина Н.А___________________        

Протокол № ____  от

«____ »  _________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор: Матвеева Е.А.        

______________________

Приказ № ________  от

« _____»  _____________ 2013 г.

Рабочая программа

по географии,  начальный курс  в 6 классе

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана

 2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ»,

             Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Составитель:

 Шимина  Н. А.

Учитель географии

Высшая категория

               

Куйбышево  2013

Пояснительная записка

Данная  рабочая программа для 6класса  составлена в соответствии с требованиями

 

  • стандарта основного общего образования по географии 2004 г, № 1089
  • примерной программы для основного общего образования по географии;
  • авторской программы:  Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений.  6-11классы /сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

         «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.  В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

           В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку, изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты.  Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

         Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

               Целью данного курса является  систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

             Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие задачи:

- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

               - развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

               - научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

     - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

    - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

    - составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

   - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

     - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями; их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Программа реализуется с помощью УМК:

  1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008 г. – 174 с.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. М.: ВАКО, 2010 г. – 304 с.
  3. Н.Н.Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 1999 г.- 64 с.
  4. Атлас. 6 класс. Физическая география. Начальный курс, 2010 г.
  5. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ.
  6. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г. – 96 с.


Календарно-тематический план

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения

Практические работы

Введение

3

География - наука о природе Земли

1

Вводный урок

Устный опрос

Понятие термина «География». Связь географии с другими предметами.

Знать понятие «география»; уметь выявлять связь географии с др. науками

П.р.Организация наблюдений за погодой, фенологическими явлениями

Путешествия и географические открытия

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Представления о Земле – с древнейших времен до наших дней. Знаменитые путешественники М.Поло, В. Магеллан, В.де Гама, Х.Колумб, Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев и значение их открытий

 Знать историю исследования Земли, имена знаменитых исследователей; уметь показывать на карте пути следования знаменитых путешественников

П.р.На контурной карте отметить маршруты великих путешественников – Магеллана, Колумба.Подписать названия материков и океанов.

Земля – планета Солнечной системы

1

Комбинированный урок

Индивид.пись-менный опрос

Земля и другие планеты Солнечной системы. Вращение Земли.  Луна.

Иметь представление о строении Солнечной системы. Уметь строить рассказ.

Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов

Виды изображений земной поверхности

14

План местности(5час)

Понятие о плане местности.

1

Комбинированный урок

Географический диктант

Понятие «план местности». Условные знаки. Топографический план. Стороны горизонта. Азимут.

Знать и уметь пользоваться условными знаками; умение читать план метсности.

Составление плана с помощью условных знаков

Масштаб.

1

Урок усвоения нового материала

Решение задач, ФО

Виды масштаба. Решение географических задач на определение масштаба.

Умение определять масштаб, расстояния по карте.

Решение задач на масштаб

Стороны горизонты.

Ориентирование.

1

Урок применения знаний и умений

Решение задач

Способы ориентирования на местности.  Работа с условными знаками.

Приобретение опыта работы с компасом, умение ориентироваться на местности.

П.р. Ориентирование на местности

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

Комбинированный урок

Письменный индивид.опрос

Изучение по картам «понятий» относительная и абсолютная высота, изолинии. Виды съемок.

Приобретение навыков работы с картой – выявление форм рельефа, вычисление высоты.

П.р. Глазомерная съемка небольшого участка местности.

Способы съемки местности

1

Урок-практикум

Групповая работа

Ориентирование и измерение расстояний на местности. Работа с условными знаками.

Знать и уметь пользоваться условными знаками, знать требования, предъявляемые к географическим планам

П.р.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Географическая карта(9час) Форма и размеры Земли

1

Комбинированный урок

Задания с развернутым ответом

Форма и размеры Земли. Модели и размеры Земли.

Умение работать с текстом учебника

Географическая карта.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Понятие «географической карты».  Легенда карты.

Умение работать  с картой, умение читать легенду карты.

П.р Обучение приемам работы по контурным картам (показ ,надписи, названия)

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

Урок усвоения нового материала

с презентац

Географический диктант

Градусная сеть: параллели и меридианы.

Работа с понятиями.

Географическая  широта

1

Урок применения знаний и умений

Решение географич.  задач

Географические координаты: широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе и картах.

Умение определять широту географических объектов

Решение задач на определение широты

Географическая долгота

1

Урок применения знаний и умений

Решение географич.  задач

Географические координаты: широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе и картах.

Умение определять долготу географических объектов

Решение задач на определение долготы

Географические координаты

1

Урок применения знаний и умений

Работа с картой

Понятия «долгота» и «широта». Значение координат.

Уметь самостоятельно измерять расстояния по карте, определять координаты

П.р.Обучение приемам определение  направлений, географических координат

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

Урок усвоения нового материала

Фронтальный опрос

Изображение на картах высот и глубин. Шкала высот и глубин. Определение высот. Значение карт.

Умение определять по насыщенности цвета высот и глубин по карте.

П.р. Проведение на к/к меридианов и параллелей, в том числе своей местности.

Значение планов местности и географических карт.

1

 Урок проверки знаний и умений

Тестирование, задания с развернутым ответом

Контроль и проверка полученных знаний

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ.

П.р Характеристика карты своей местности.

Обобщающее повторение по разделу «Виды изображения земной поверхности»

игра

тест

Контроль и проверка полученных знаний

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ, уметь работать с тестами

Строение Земли. Земные оболочки

46

Литосфера (11час).

Внутреннее строение Земли.

1

Урок самостоятельного изучения материала

Географический диктант

Внутренне строение Земли: земная кора, мантия, ядро.

Умение работать с рисунками и текстом учебника; умение конспектировать

Составление рисунка строение земной коры

Горные породы и минералы

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Горные породы (магматические, осадочные, метаморфические) и минералы.

Знание основных понятий, умение работать со схемами

П.Р. Изучение свойст горных пород и минералов(по образцам)

Основные виды движение земной коры..

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос, карточки с заданиями

Горизонтальные и вертикальные движения земной коры. Землетрясения.

Умение работать с атласом

Составление рисунка видов столкновения литосферных плит

Землетрясения, извержения вулканов

1

Сам.изучение материала

Фронтальный устный опрос; задания

Вулканы: действующие и потухшие. Строение вулкана.

Получение навыков самостоятельного поиска  информации

Работа с к/к: обозначение областей сейсмической активности, крупнейших вулканов

Горячие источники и гейзеры

1

Урок-путешествие с презентациями учащихся

Индивидуальные задания

Гейзеры.

Получение навыков самостоятельного поиска  информации; ученические презентации

Работа по карте, к/к.

Рельеф суши -  горы.

1

Урок усвоения нового материала

Индивидуальный письменный опрос

Рельеф суши. Понятия «горы, «горный хребет», «горная система».

Знание географической номенклатуры, умение показывать объекты на карте

П.р Определение  по карте географического положения и высоты  гор.

Рельеф суши -  равнины

1

Комбинированный урок

Тесты

Понятие «равнина». Различия равнин по высоте: низменности, возвышенности, плоскогорья., впадины.

Знание географической номенклатуры, умение показывать объекты на карте

П.р.Обозначение на к/к объектов рельефа . Описание земной коры.

Рельеф Мирового океана

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос, карточки с заданиями

Рельеф дна мирового океана: шельф, материковый склон, океанические желоба.

Знание понятий, умение выявлять причинно-следственные связи

Особенности рельефа своей местности

1

Урок –презентация учителя

Знание географической номенклатуры, умение показывать объекты на карте

П.р. Изучение рельефа своей местности

Обобщение и повторение по теме «Литосфера»

1

Урок-соревнование

Работа группами

Работа с понятиями, закрепление полученных знаний по теме «Литосфера»

Умение делать выводы, оперировать понятиями

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

Урок закрепления полученных навыков и умений

Письменная работа

Контроль и анализ знаний и умений по данной теме.

Умение работать с картой, объяснять материал

Гидросфера.(14час)

Что такое гидросфера?

1

Урок усвоения нового материала

Устный опрос

Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Умение работать с текстом учебника, конспектировать тему

Мировой океан и его части

1

Комбинированный урок

Тесты

Мировой океан и его части: моря, заливы, проливы. Его значение.

Знание составных частей Мирового океана, умение описывать ГП объектов по плану

П.р.Характеристика карты океанов.

Свойства океанических вод.

1

Комбинированный урок

Раздаточный материал

Соленость, температура океанических вод.

Умение сравнивать параметры океанических вод, выявлять причины

Выявление закономерности океанических течений

Волны в океане

1

Комбинированный урок с презентацией

Фронтальный устный опрос

Волны. Приливы и их значение. Цунами как стихийное явление природы.

Умение логически мыслить, составлять рассказ  

П.р.Определение по кате расстояний (приблизительно)от своего населенного пункта до ближайшего моря.

Океанические течения

1

Сам.изучение

Индивидуальный письменный опрос

Работа с учебником, атласом. Определение крупнейших течений, их значение.

Работа с текстом учебниками, с картой, приобретение навыков работы самостоятельного изучения темы.

Отметить на к/к океанические течения

Практическая работа

1

Урок-практикум

Работа с контурными картами

Обозначение океанических течений, выявление причин и последствий. Работа с планом описания ГП моря.

Умение работать с показателями,  работать по плану

П.р.Определение географического положения объектов: океана,моря,залива,полуострова,реки.озера, водохранилища(по выбору) обозначение их на к/к..

Изучение Мирового океана

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Основные исследователи Мирового океана, значение их исследований.

Знать важнейших исследователей Мирового океана

Воды суши. Подземные воды.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Подземные воды: грунтовые воды, источники (родники). Значение подземных вод. Карстовые пещеры.

Уметь  работать с текстом учебника, выявлять главное

Составление рисунка подземных вод

37,38

Реки.

2

Урок с презентацией усвоения нового материала, урок закрепления

Задания с развернутым ответов

Реки. Строение речной долины: исток, русло, устье. Речная система. Равнинные и горные реки.

Знать строение речной долины, умение определять тип питания реки по показателям

Составление схемы речной долины

Озера.

1

Комбинированный урок с презентацией

Раздаточный материал

Понятие «озера». Виды озер.

Знать крупнейшие озера мира, уметь показывать объекты на карте

Составление схемы «виды происхождения озерных котловин»

Ледники. Искусственные водоемы.

1

Комбинированный урок с презентацией

Фронтальный устный опрос

Ледники: понятие, строение, значение. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища.

Умения мыслить логически, умение строить развернутый ответ

Загрязнение гидросферы

1

Урок-семинар

Фронтальный устный опрос

Расход воды. Загрязнение вод Мирового океана. Охрана гидросферы.

Умение строить рассказ, выявлять главную мысль, причинно-следственные связи

Составление схемы «Меры охраны гидросферы»

Обобщение и повторение по теме «Гидросфера»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос, работа с тетрадями

Обобщение и закрепление знаний по теме

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ

П.р.Изучение поверхностных и подземных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

Атмосфера(13час)

Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

1

Урок освоения нового материала

Индивидуальный письменный опрос

Понятие «атмосферы». Состав атмосферы. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Знать состав атмосферы, уметь схематически рисовать

Составление рисунка «Строение атмосферы»

Температура воздуха.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Причины неравномерного прогревания Земли. Суточный ход температуры

Умение работать со схемами и таблицами

Решение задач «Изменение температуры с высотой»

Годовой ход температуры

1

Комбинированный урок

Тесты

Годовой ход температуры.  Средние многолетние температуры.

Умение вычислять температурный ход.

Составление графиков «Ход температуры»

Атмосферное давление.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Понятие об атмосферном давлении.

Знать значение давления на Земле;

Решение задач «Изменение давления с высотой»

Ветер.

1

Урок-лекция

Раздаточный материал

Понятие «ветер». Муссоны. Роза ветров.

Уметь рисовать розу ветров, знать направление главных ветров – пассатов, муссонов

Составление розы ветров

Водяной пар. Облака.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Относительная и влажность. Туман. Облака: понятие, виды.

Умение работать с рисунками и текстом учебника; умение конспектировать

Атмосферные осадки

1

Комбинированный урок

Работа с атласом и  учебником

Виды атмосферных осадков: дождь, снег, град.

Логически мыслить, делать выводы

Погода

1

Комбинированный урок

Индивидуальный письменный опрос

Понятие «погода» . Типы погоды.

Знать понятие «погода», уметь определять тип погоды

П.р.Наблюдение погоды и обработка собранных материалов(составление графиков, диаграмм, описание погоды за день,месяц)

Климат.

1

Комбинированный урок

Раздаточный материал

Понятие «климат». Характеристика климата.

Характеризовать типы климатов, выявлять значение факторов

Выявление сходства и различий «Погода-климат»

53,54

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

2

Урок усвоения нового материла, урок закрепления

Географический диктант; индивидуальный письменный опрос

Значение распределения солнечного света и тепла на Земле: тропики, полярные круги,  экватор.  

Умение работать с текстом учебника, конспектирование, работать со схемами

Составление схемы «распределение света и тепла на Земле»

Причины, влияющие на климат

1

Урок выработки самостоятельного поиска информации

Фронтальный устный опрос

Зависимость климата от ГП, близости морей, океанических течений.

Логически мыслить, делать выводы

П.р.Описание климата своей местности. Описание атмосферы..

Разнообразие и распространение организмов на Земле(5час)

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

Урок освоения нового материала

Фронтальный устный опрос

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Организмы в Мировом океане

 Уметь работать с текстом учебника, рисунками, схемами

Природные зоны Земли.

1

Комбинированный урок

Письменная работа

Природные зоны: от арктических пустынно до экваториальных лесов.

Работать с атласом, текстом учебника

П.р. Описание растительного и животного мира и почв своей местности.

Организмы в Мировом океане

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

Условия жизни в водной среде. Распространение организмов в Мировом океане.

Умение самостоятельно искать информацию

Воздействие организмов на земные оболочки

1

Урок-семинар

Индивидуальный письменный опрос

Воздействие организмов на литосферу, гидросферу, атмосферу. Из значение.

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ

Своеобразие состава почвы, ее плодородие.

1

комбинированный

Фронтальный опрос

Своеобразие состава почвы. Ее плодородие.

Работать с атласом, текстом учебника

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы.(3час)

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие

1

Работа с электронным учебным изданием

Индивидуальный письменный опрос

Воздействие организмов на земные оболочки: воздух, почва. Географическая оболочка.

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ

Разнообразные компоненты географической оболочки

Урок практикум

Самостоятельная работа

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир.

П.Р.Наблюдение за погодой: установление сроков начала времен года.

Природные комплексы нашей местности

Урок практикум

Самостоятельная работа

Выявление природных комплексов своей местности

П.Р.Работа по плану местности: найти природные комплексы и природные комплексы созданные человеком.

Население Земли

3

  1. н

Человечество – единый биологический вид.

1

Урок-освоения нового материала

Раздаточный материал

Расы – европеоиды, негроиды, монголоиды.

Работать с картой,  давать характеристику каждой расе человечества

Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

   1

Урок-лекция

Фронтальный устный опрос

Изменения численности на Земле. Причины. Миграции. Типы населенных пунктов: города, села, поселки. Агломерации. Крупнейшие города мира.

Знать численность населения, выявлять причины миграций, показывать объекты на карте

П.р.Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Обобщение и повторение знаний по теме «Население Земли»

1

Урок повторения и обобщения знаний

Задания с развернутым ответом, тесты

 Обобщение и анализ знаний и умений. Работа с понятиями, данными

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2

Человек – часть биосферы. Стихийные природные явления.

1

Урок освоения нового материала

Фронтальный устный опрос

 Ноосфера. Стихийные природные явления: землетрясения, наводнения, цунами, смерчи, ураганы.

Уметь логически мыслить, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

Составление таблиц «Стихийные явления по геосферам»

Обобщающий урок по курсу

1

Урок анализа и обобщения

Беседа, карточки с заданиями

Обобщение, систематизация и анализ полученных знаний и умений

Умение делать выводы, выявлять главное, строить развернутый ответ

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Лист изменений в программе

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "География. Начальный курс" 6 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по курсу "География. Начальный курс" на основе программы по географии Летягина А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 5 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 6 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...