Рабочая программа по географии. Начальный курс 5-6 класс А.А. Летягин
рабочая программа по географии (6 класс)

Агульжанова Айгуль Халиевна

Рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

География. Начальный курс 5-6 класс А.А. Летягин

Рабочая программа  по географии в 5-6 классах разработана на основе:

•          федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

•          Авторской программы по географии 5-9 класс по системе учебников «Алгоритм успеха», авторы А.А. Летягин, И.В. Душина М., Вентана граф, 2013г.;

•          требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

•          примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

•          программы по географии 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, «Вентана-Граф»,2013г.

•          программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

•          идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.

Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:

•          понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;

•          понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•          формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

•          приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

•          формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

•          умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;

•          умение пользоваться современными информационными технологиями;

•          владеть научными географическими понятиями;

•          видеть проблемы и ставить вопросы;

•    анализировать информацию, классифицировать и группировать её;

•    наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.                 

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебная дисциплина формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, в особенностях населения и хозяйства, проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

   Задачами изучения географии в основной школе  являются:

- формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях  (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире представлять его географическую картину;

- познание характера  и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдение стратегии устойчивого развития в масштабах  России и мира;

- понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

- понимание закономерностей размещения  населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

-понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

-формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

 

«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать Источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1.      актуализировать знания и умения школьников, сформированное у них при изучении курса «Окружающий мир»;

2.      развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

3.      научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

4.      научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно географических знаний.

 

 

Место предмета в учебном плане.

Программа линии УМК Издательского центра «Вентана- Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять  лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы, 34 часа (1 час в неделю) - краеведческий курс- 6 класс;

В связи с тем, что согласно типовому положению об ОУ и годовому календарному графику, утвержденному,  педсоветом школы (№ 1 от 28.08.19г.), продолжительность учебного года определена в 34 недели, количество часов на предмет география составляет 34 часа, поэтому проведена корректировка рабочей программы: 1 час  будет реализован в предметной неделе.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

            Для организации изучения учащимися 6 классов  содержания географического образования краеведческой направленности был взят 1 час  в неделю(34 ч в год) из регионального компонента. Это было сделано с целью привлечения интереса шестиклассников к изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных  географических знаний и умений на практике.

 

 

6 класс:

1)       Раздел  «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности» увеличен на 1 час в связи с контрольной работой за 1 полугодие;

2)       Раздел «Атмосфера» сокращен на 1 час, в связи с административной контрольной работой за курс 6 класса

 

Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1)    воспитание российской гражданской идентичности патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)    формирование ответственного отношения к учению готовности и способности обучающихся к саморазвитии самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6)    формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образовании являются:

1)     умение самостоятельно определять цели своего обучения, стаьить и формулировать для себя новые задачи и учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)     умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)     умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)     умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)     смысловое чтение;

9)     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12)  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1)     формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2)     формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3)     формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4)     овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5)     овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)     овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации и условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7)     формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Содержание программы

 

Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения раздела (темы)

Раздел «Географическое познание нашей планеты»

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географический объект», «компас».

Использовать понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор».

Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы.

Понимать причины фенологических явлений. Использовать приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений

Раздел «Изображение земной поверхности»

Тема «План местности»

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота».

Использовать понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, по чтению плана и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения.

Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности»

Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса

Раздел «Геосферы Земли»

Тема «Литосфера»

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, нанятой населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины».

Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.  Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.

Составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Гидросфера»

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (тёплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства

 

 

 

 

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река»,«озеро». Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.

Составлять описание океанов и рек, их географического положения.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Атмосфера»

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман.

Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат».

Использовать понятия «атмосфера», «ветер»,«атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

 

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Почвенный покров»

 

Почва и её образование. Плодородие почвы

 

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие», «биосфера», «природный комплекс». Использовать понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для решения учебных задач по определению механического состава почвы. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли. Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

Тема «Биосфера»

 

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга

Тема «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка — самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса». Использовать понятия «географическая оболочка», «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «природно-хозяйственный комплекс», «раса» для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас. Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли. Приводить примеры представителей различных рас. Составлять описание представителей различных рас. Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе

 

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Израильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.

 

Работа с одаренными детьми. На уроках предусмотрены разноуровневые задания для высокомотивированных учащихся. Так же планируется их привлечение к олимпиадам и исследовательским конкурсам, научно-практическим конференциям, к работе в школьном музее.

Специфика работы в 6 классе.

Шестиклассники особенно нуждаются в мотивирующей деятельности, в формах работы, предполагающих личный контакт с учителем, в прозрачных, посильных требованиях и объективной оценке. 6  класс – это время перехода к младшему подростковому возрасту.

Поэтому детям этого возраста присуще чувство взрослости.  Они начинают менять свои взаимоотношения со взрослыми, фиксируя неравенство взрослого и ребенка, требуя уважения и равенства в правах. В то же время на пороге отрочества шестиклассники все еще во многом дети: они очень активны, подвижны, открыты, любознательны и склонны к игре.

Для  шестиклассников  очень важно общение с товарищами, желание участвовать во всем происходящем в классе. Общение, выстраивание личных взаимоотношений, поиск настоящих друзей, стремление к обретению группового статуса становятся  важной потребностью. Качество общения в классе для детей личностно значимо. Под влиянием все более систематического школьного обучения формируются произвольное внимание, логическая память, но их успешное развитие обеспечивается непосредственным, «непроизвольным» интересом к содержанию урока, формам работы и предмету в целом.

 

Работа с одаренными детьми. Для достижения учащимися уровня  « ученик получит возможность научиться», планируется в рамках работы с одаренными детьми. Необходимо привлекать их  к олимпиадам и исследовательским конкурсам, научно-практическим конференциям.

ГРАФИК

прохождения практической части программы в 6 классе

Тема

Дата

План

Факт

I.Контрольные работы

1

Входная контрольная работа за курс 5 класса

 

 

2

Контрольная работа за 1 четверть

 

 

3

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

 

 

4

Контрольная работа за 3 четверть

 

 

5

Административная контрольная работа за курс 6 класса

 

 

II.Тестовые  работы

1

Географическое познание нашей планеты

 

 

III.Зачеты

1.

 «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности»

 

 

2.

Зачет по теме «Литосфера»

 

 

3.

Зачет по теме «Атмосфера»

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения «Начального курса географии» в 5-6 классах ученик должен

Знать/понимать:

- основные географические понятия: «географическая карта», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера»,  «океан», «море»,  «река», «озеро», «атмосфера», «ветер»,  «атмосферные осадки», «погода», «климат»,  «биосфера»;

- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных и техногенных явлений;

Уметь:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать необходимую  для изучения географических объектов и явлений;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

6 класс. 35 ч География

 

Кол-во часов

Темы уроков

Дата

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Примечание

 

План

Факт

 

Введение.

 Географическое познание нашей планеты (9 ч)        План        Факт

 

 

1

 

 

 

1

 

География как наука. Что она изучает?

 Начало географического познания Земли

 

 

Строить модель гномона.

Измерять высоту Солнца над горизонтом.

Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта»

 

2

1

 

 

География в Средние века (Европа)

 

 

 

 

 

Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе[1]

 

3

1

 

 

Входная контрольная работа за курс 5 класса.

 

 

 

4

1

 

 

География в Средние века (Азия)

 

 

Изучать устройство компаса.

Создавать модель компаса.

Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

 

5

1

 

 

Великие географические открытия

 

 

Работать с топонимическим словарём.
Создавать игру «Материки и части света»

 

6

1

 

 

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.(16-19 вв.)

 

 

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы.

Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции

 

7

1

 

 

Современные географические исследования. Тест по теме «Географическое познание нашей планеты»

 

 

Изучать изображения Земли из космоса.

Работать по освоению языка космических снимков

 

8

1

 

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение земной поверхности (12 ч)

 

 

 

 

План местности (6 ч)

 

 

9

 

1

 

 

Изображения земной поверхности

 

 

 

Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово».

Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности

 

 

 

 

Ориентирование на местности

 

 

 

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке

 

10

1

 

 

Топографический план и топографическая карта.Практическая работа №1 «Определение на местности направлений и расстояний»

 

 

Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино

 

11

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Как составляют топографические планы и карты

Изображение рельефа на топографических планах и картах

 

 

 

Проводить полярную съёмку при школьного участка.
Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов

 

12

 

 

 

 

13

1

 

 

 

 

1

 

 

 

Виды планов и их использование.

Контрольная работа №1 по теме «План местности»

 

 

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа

 

 

 

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

 

14

 

 

 

15

1

 

 

Глобус — модель Земли

 

 

Административная контрольная работа за 1 полугодие

 

 

 

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг

 

15

 

1

1

 

Географические координаты.

Практическая работа №3 «Географическая широта и  долгота , и их обозначение на карте»

 

 

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.

Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

 

16

1

 

 

Определение
расстояний и высот по глобусу

 

 

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг».

Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики

 

17

1

 

 

Географическая карта.

Географические карты и навигация в жизни человека

 

 

Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты

 

18

1

 

 

Зачет по теме «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности»

 

 

Создавать игру «Картографическое домино».


Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино.

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

 

 

 

Геосферы Земли (15 ч)

 

 

 

Литосфера (5 ч)

 

19

1

 

 

Минералы.Практическая работа № 4 «Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых»

 

 

Работать с коллекцией минералов и горных пород.

Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

 

20

 

 

21

1

 

 

1

 

 

Выветривание и перемещение горных пород

 

 Итоговая контрольная работа за 3 четверть

 

 

Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.

Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.
Наблюдать первые результаты опыта

 

22

1

 

 

Рельеф земной поверхности. Горы суши

Практическая работа № 5«Описание гор по типовому плану»

 

 

Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке

 

23

1

 

 

Равнины и плоскогорья суши.Практическая работа № 6«Описание равнины по типовому плану»

 

 

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке

 

24

 

 

25

1

 

 

 

1

 

 

Рельеф дна Мирового океана

 

Контрольная работа №2 по теме «Литосфера»

 

 

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

 

 

 

Атмосфера (5 ч)

 

26

1

 

 

Как нагревается атмосферный воздух.

Практическая работа № 7 Построение графика хода  среднесуточных температур.

 

 

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.

Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснять отмеченные различия

 

27

1

 

 

Атмосферное давление.

 

 

Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.

Определять высоты по разности атмосферного давления

 

28

1

 

 

Движение воздуха

 

 

Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.

Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Изготавливать воздушный шар

 

 

 

29

 

 

1

 

 

 

 

 

Вода в атмосфере. Виды облаков

 

 

 

 

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».
Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира; объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

 

30

1

 

 

Контрольная работа № 3 по теме «Атмосфера»

 

 

Составлять карты климатических рекордов Земли.
Анализировать основные климатические показатели своей местности

 

 

 

Гидросфера (2 ч)

 

31

1

 

 

Воды Мирового океана

 

 

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».
Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.
Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке

 

32

1

 

 

Воды суши.Практическая работа № 8 Характеристика реки по типовому плану

 

 

Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

 

 

 

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

 

33

 

 

 

 

34

1

 

 

 

 

1

 

 

Биологический круговорот. Почва.

 

 

 

Административная контрольная работа за курс 6 класса

 

 

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.
Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

 

 

 

 

Географическая оболочка Земли (1 ч)

 

35

1

 

 

 

 

 

35 ч.

 

 

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

 

 

Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.
Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

 

 

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

∙€€€€€€€€ Учебник География. Начальный курс. 5 класс. Автор А.А. Jleтягин, Москва «Вентана-Граф» 2013 год;

∙€€€€€€€€ География. Начальный курс. 6 класс ,  А.А.Летягин, М., «Вентана-Граф» 2014

∙€€€€€€€€ Атлас Начальный курс географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии, начальный курс в 6 классе

рабочая программа по географии, составленная на основе авторской программы "Классическая линия"...

Рабочая программа по географии по курсу 8 класса 2018/2019

Рабочая программа по географии 8 класса на 2018/2019 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...

Рабочая программа по географии за курс 5 класса ФГОС по Домогацких

В данном файле содержится разработка рабочей программы по географии 5 класс с учётом требований ФГОС по учебнику Домогацких...

Рабочая программа по географии по курсу 9 класса 2018/2019

Рабочая программа по географии 9 класса на 2018/2019 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» в 6 классе (ФГОС)

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образова...

Рабочая программа по географии за курс 8 класса "Моя Россия"

Курс 8 класса способствует активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Програм...