Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"
рабочая программа (география, 9 класс) по теме

Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy_vselennaya_moya.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильная подготовка

учащихся 9-х классов

 

 

 

 

Программа элективного курса

по географии

«Край родной – вселенная моя»

 

 

 

 

                                                                              Автор :Соболева Ольга Юрьевна

                                                                                          учитель географии

                                                                                          МБОУ СОШ №14

                                                                             г.Александрова Владимирской области

Пояснительная записка

Программа   «География России» предусматривает  рассмотрение  вопросов  географии  Владимирской области  в  размере   18 часов  Этого оказывается недостаточным  для более подробного знакомства со спецификой природы Владимирской области , условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, местными экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения. В то же время не хватает времени для комплексного  знакомства  с   родным городом. Поэтому возникла необходимость в создании  отдельной  программы по   изучению  географии города Александрова и Александровского района, в  основе, которой лежит комплексный   подход.  Данная программа предусматривает  в основном изучение географии  города Александрова и Александровского района, а также  Владимирской  области, на территории которой они находятся. Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на локальном уровне (свой город, своя  область) позволит сделать обучение географии  родного города более  значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить краеведческие знания о   нем.

     В современных условиях работы общеобразовательной школы география, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, помогает осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

    Наиболее результативно образовательно-воспитательный потенциал школьной географии может быть реализован при изучении своего региона, родного края. Этот раздел географии наиболее специфичен и чрезвычайно близок пониманию учащихся. При изучении именно своего района могут быть закреплены знания, сформированные в региональных курсах географии, рассмотрены географические подходы к решению проблем на знакомых учащимся примерах.

     Данная программа составлена для учащихся 9-х классов  Александровского района Владимирской области. В ней раскрывается комплексная географическая характеристика данного района. Программа рассчитана на 17 учебных часов, включает характеристику географического положения Александровского района, природных условий и ресурсов, типичных ландшафтов, населения и трудовых ресурсов, хозяйственного комплекса района. Рассматриваются перспективы развития территории, причины, влияющие на социально-экономическое и культурное состояние. Изучаются также экологические проблемы района и пути их решения.

     Программа разработана с учетом психолого-педагогических возможностей учащихся 14-15 лет усвоить специфическую систему знаний и приемов самостоятельной работы, их любознательности и познавательного интереса к учебно-практической деятельности.

Для организации познавательной деятельности учащихся, в программе предусмотрены практические работы, которые предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала. Фактически они нацеливают учителя на использование практического и проектного методов обучения в сочетании с наглядным и словесным, при этом учащиеся работают как со статистическим и картографическим материалом, дополнительной литературой, так и непосредственно с географическими объектами и явлениями на местности.

     Таким образом, данная программа реализует краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим. .(в одних случаях для конкретизации, в других – для углубления знаний о географических особенностях своей местности). Местные объекты и явления играют роль географической лаборатории и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.

 В процессе изучения данного курса предполагается  продолжение работы учащихся над освоением различных  методов краеведческих исследований. В качестве основного метода реализации практической части программы рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы  учащихся, как индивидуальной так и групповой. Особое внимание  уделяется изучению социальных аспектов жизни населения,  проблем, актуальных  для большинства жителей города   и области, в том числе и для самих школьников. Выводы о причинах, самостоятельно сделанные учащимися в ходе исследований  на местности, окажутся для них наиболее убедительными. Это  повысит познавательный интерес школьников, покажет им практическую значимость приобретённых  знаний, умений и навыков.

Цели и задачи программы

1. Образовательные:

•  Систематизировать и закрепить знания о природе и природных ресурсах своего района;

•  Формировать знания о структуре и динамике населения, трудовых ресурсах, отраслях специализации, дополняющих и обслуживающих отраслях хозяйственного комплекса Дубровского района

•  Познакомить учащихся с основными профессиями и трудовыми вакансиями в районе

•  Формировать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала

•  Изучить основы географического краеведения

 

2. Развивающие:

•  Развивать интерес к учебно-исследовательской работе

•  Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления

•  Способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся

•  Развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)

 

3. Воспитательные:

•  Воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе

•  Формировать духовную культуру и нравственность

•  Приобщать учащихся к отечественным культурным ценностям

•  Формировать гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего района, по защите окружающей среды


Содержание курса

Введение (1 час)

Географическое положение (ГП) Александрова и Александровского района на карте области и России: координаты, положение по отношению к природным объектам ,путям сообщения, соседское положение. Влияние географического положения на историю развития города.

Природные особенности  (5 часов)

Геологические  и палеогеографические события,  происходившие на  месте  нашего  города и района    миллионы лет  назад.

Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф  территории  города Александрова и Александровского района.. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства.

Климат Александровского района. Факторы, формирующие климат  (солнечная  радиация, состояние подстилающей поверхности, характер циркуляционных процессов атмосферы). Средние месячные величины температуры воздуха, количество осадков, преобладающие  ветры по сезонам года. Особенности городского климата. Климатическая характеристика сезонов года. Грозные явления- ураганы, метели, ливневые дожди. Охрана воздуха от загрязнения – гигиеническая роль зеленых насаждений.

Реки и озёра Александровского района. Характер течения рек, гидрологический режим, качество воды. Гидрографическая  топонимика.

Положение Александрова и Александровского района в зоне  смешанных  лесов. Типичные ландшафты. Природные ресурсы.

Охраняемые территории  памятники природы Владимирской области Красная  книга. Правила поведения в природной среде.

Раздел 2. Социально- экономическая  характеристика  города  Александрова и Александровского района. (11 часов)

История  заселения и освоения территории Александрова и Александровского района. Роль городов в жизни общества. Историко-культурная справка.

ГП Александрова. Герб города. Этапы развития города. Современное положение Александрова  на  физической и административной картах   области и страны.

Население Александрова и Александровского района. Динамика численности и  воспроизводство населения. Рождаемость ,смертность, естественный прирост. Половой и возрастной состав населения, национальный состав. Проблемы занятости населения.

Ххозяйство города Александрова и Александровского района. Экономико-географическая характеристика отраслей специализации: история формирования, особенности территориальной структуры. Проблемы дальнейшего (перспективного) развития промышленности.

 Промышленные предприятия города Александрова и Александровского района. Сельское хозяйство района.

Инфраструктурный комплекс.

Транспорт. Основные маршруты городского и районного транспорта . Роль транспорта в территориальной организации хозяйства

 Учреждения культуры, объекты здравоохранения,  предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания  на карте города и района

ЖКХ. Предприятия  связи. Средства массовой информации в городе и районе.

Экологические  проблемы  города  Александрова и Александровского районаи его окрестностей. Причины их появления и пути их решения.

Управление городом.. Статус депутатов, исполнительная власть. Бюджет.

Достопримечательности города Александрова и Александровского района, история их появления. Улицы  города, их история.

            КАЛЕНДАРНО-

                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ

              ПЛАНИРОВАНИЕ


Название  темы  и   разделов

Кол-во  часов

Содержание занятий

Форма  учебной  деятельности.

Введение (1 час)

1.ГП Александрова и Александровского района

Раздел 1.Природные особенности 

(5 часов)

1.Геологическая история, геологическое строение, рельеф.

2. Климат Александровского района

3. Внутренние воды

4. Природные зоны. Природные ресурсы.

5. Охраняемые территории  памятники природы Владимирской области

Раздел 2. Социально- экономическая  характеристика  города  Александрова и Александровского района. (11 часов)

  1. История формирования города Александрова.

  1. Город Александров. Особенности ГП.

  1. Население.

4-5. Промышленность Александрова и         Александровского района.

           6.     Инфраструктурный комплекс.

       7.        Экологические проблемы .

        8.       Управление городом и районом.

       9-10.  Достопримечательности города и

                    района.

       11.  Итоговое занятие

1

1

5

1

1

1

1

1

11

1

          1

           1

          2

1

       1

        1

        2

 

       1

Географическое положение (ГП) Александрова и Александровского района на карте: координаты, положение по отношению к природным объектам (рельефу, гидрологической сети), путям сообщения, соседское положение. Влияние географического положения на историю развития города и района.

Геологические  и палеогеографические события,  происходившие на  месте  нашего  города и района    миллионы лет  назад.

Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф  территории  города Александрова и Александровского района.. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства.

Климат Александровского района. Факторы, формирующие климат  (солнечная  радиация, состояние подстилающей поверхности, характер циркуляционных процессов атмосферы). Средние месячные величины температуры воздуха, количество осадков, преобладающие  ветры по сезонам года. Особенности городского климата. Климатическая характеристика сезонов года. Грозные явления- ураганы, метели, ливневые дожди. Охрана воздуха от загрязнения – гигиеническая роль зеленых насаждений.

Реки и озёра Александровского района. Характер течения рек, гидрологический режим, качество воды. Гидрографическая  топонимика.

Положение Александрова и Александровского района в зоне  смешанных  лесов. Типичные ландшафты. Природные ресурсы.

Охраняемые территории  памятники природы Владимирской области Красная  книга. Правила поведения в природной среде.

История  заселения и освоения территории Александрова и Александровского района. Роль городов в жизни общества. Историко-культурная справка.

ГП Александрова. Герб города. Этапы развития города. Современное положение Александрова  на  физической и административной картах   области и страны.

Население Александрова и Александровского района. Динамика численности и  воспроизводство населения. Рождаемость ,смертность, естественный прирост. Половой и возрастной состав населения, национальный состав. Проблемы занятости населения.

Хозяйство города Александрова и Александровского района. Экономико-географическая характеристика отраслей специализации: история формирования, особенности территориальной структуры. Проблемы дальнейшего (перспективного) развития промышленности.

 Промышленные предприятия города Александрова и Александровского района. Сельское хозяйство района.

Инфраструктурный комплекс.

Транспорт. Основные маршруты городского и районного транспорта . Роль транспорта в территориальной организации хозяйства

 Учреждения культуры, объекты здравоохранения,  предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания  на карте города и района

ЖКХ. Предприятия  связи. Средства массовой информации в городе и районе.

Экологические  проблемы  города  Александрова и Александровского района. Причины их появления и пути их решения.

Управление городом.. Статус депутатов, исполнительная власть. Бюджет.

Достопримечательности города Александрова и Александровского района, история их появления. Улицы  города, их история.

Подведение итогов курса

Лекция  учителя.

Практическая  работа (ПР)№1: работа с контурной картой и атласом (оценка физико- и экономико-географического положения, выделение соседей, главных географических объектов)

Лекция  учителя.

ПР №2: работа с картами атласа и контурной картой

Лекция учителя

ПР №3: наблюдение за  погодой климатической диаграммы  для  города. Обоснование причин, формирующих климат.

Урок- диспут «Загрязнение вод». Творческая  работа: выявление источников загрязнения, состава загрязнения, состава загрязнения, влияние на  здоровье человека; проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

Лекция.

Диспут «Чем богат Александровский район»

Творческая  работа: научно –художественное описание природной зоны. Отражение природы  в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Конкурс работ.

Лекция. Диалог с  учениками. Посещение  музея города.

Лекция  учителя. Работа с картой.

Творческая  работа: рассказ об интересных людях города на разных этапах  истории.

Лекция учителя. Работа  со  статистическим материалом.

Сообщения учащихся о предприятиях.

Лекция. Экскурсия на предприятия города.

Диалог с учащимися.

Работа с картами города Александрова и Александровского района. Виртуальная экскурсия  по городу и учебным заведениям Александрова и района. Сообщения учащихся.

Диалог  с  учащимися.

Лекция учителя.

Пр.р. «Пути решения экологических проблем»

Урок-игра «Я-хозяин города»

Лекция учителя. Защита презентаций.

Беседа. Тестирование.

.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»

С давних времен узкие полоски ткани применялись в  повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Программа элективного курса "Твоя Вселенная"

Цель данного элективного курса – значительно дополнить и углубить знания и представления учащихся о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел. Многие школьники проявляют большой ин...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Удивительная Вселенная»

Программа элективного курса для учащихся 9 класса«Удивительная Вселенная»...

Программа элективного курса "Родное Оренбуржье".

Элективный курс по краеведению на английском языке. Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур...