Программа элективного курса "Культура родного края"
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы  старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.

 

Программа имеет дидактическое  обеспечение: сборник материалов «Культура Родного края» и электронное приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura.rar52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное учреждение  школа – интернат

среднего (полного) общего образования №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Программа элективного курса

« Культура родного края»

Автор: учитель истории

первой квалификационной категории

 Карпова Лариса Витальевна

2012 г.

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории — основа,

 на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества. Культура как растение:

у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,

чтобы рост начинался именно с корней.

Д. С. Лихачев

Актуальность изучения культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена потребностью обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Именно традиционные ценности  культуры  могут явиться основой духовно-нравственного воспитания современного школьника.

         Целью элективного курса «Культура родного края» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма. 

Задачи элективного курса:

      Образовательные задачи: 

  1. изучение  культурного  наследия края;
  2. овладение  практическими умениями и навыками ведения научно-исследовательской деятельности;
  3. приобретение  навыков проектной деятельности, представления результатов  исследований с помощью ИКТ;

Воспитательные  задачи:

  1. создание условий для формирования эстетической культуры и воспитания патриотизма.

Развивающие задачи:

  1. реализация  интереса к истории родного края  через свои творческие способности;
  2. развитие воображения и творческого потенциала обучающихся через индивидуализацию обучения, формирование познавательной мотивации и создание условий ситуации успеха.

Нормативно правовые основания разработки и реализации программы:

1.Конвенция о правах ребёнка;

2. Закон РФ «Об образовании» 1992 г.;

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015г.;

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы  старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.

Программа имеет дидактическое  обеспечение: сборник материалов «Культура Родного края» и электронное приложение.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Теоретическое обучение

Практическая деятельность

Творческая, проектная деятельность

1

Культура и история

6

3

1

3

2

Фольклор

2

1

1

3

Духовная культура

5

2

2

1

4

Образование

1

1

1

5

Зодчество и архитектура

7

3

1

1

6

СМИ

1

1

7

Поэты и писатели родного края

6

4

3

8

Музыка и театр

3

1

2

9

Подведение итогов

2

1

1

Организационная структура программы

Программа включает в себя три  взаимопроникающих блока:

  1. теоретический;
  2.  практический;
  3. диагностический

       Теоретический блок включает в себя темы: Родной край: прошлое и настоящее; Материальная культура и быт народа, Культура питания сибиряков, Символика православной иконы. Как разговаривает икона?, Листая старые страницы, Народный театр Болотного. Теоретический материал тесно переплетается с практическими действиями.

      Практические блок содержит разделы: Летописная история земли русской, У ворот хоровод, Природа – источник духовной культуры народа, Традиции сибирского гостеприимства, Мы за чаем не скучаем, Православные храмы - наше духовное наследие, Блистайте златом купола.

Архитектурные стили Болотнинских храмов, Родина в произведениях русских писателей о поэтов, Поэзия Болотнинского  края, Всё помнит наша древняя  земля, Мир, в котором я живу. Практическая часть программы позволяет включить ребенка в различные виды проектной, исследовательской и творческой  деятельности, обеспечивающей присвоение им духовных ценностей этноса, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, предполагает  работу с экспозицией школьного музея.

Диагностический блок  позволяет оценить результаты изучения элективного курса, он тесно связан с практическим блоком. Ребята выполняют работы практического характера, творческие задания, реализуют и защищают проекты, участвуют в конкурсах и викторинах.

           Такая деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке.  Предоставляется ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Формируются навыки исследовательской деятельности и публичной защиты своих проектов.

Основные принципы программы

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества и мировой культуры, воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям региона).

Научность (изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной науке, в источниковедении. Благодаря опоре на источники при освещении событий прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие Родины и родной культуры, а также осознать свою причасность к родной истории и культуре).

Многоуровневостъ
 (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Методы, способствующие организации деятельности учащихся:

  1. Словесный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Поисково-исследовательский.

Наглядный метод  используется во время

  1. чтения педагогом рассказов;
  2. экскурсий в школьный музей, в районный историко-краеведческий музей и др.;
  3. наблюдений;
  4. показа кинофильмов, презентаций, виртуальных экскурсий;
  5. проведения дидактических игр;
  6. экскурсий по городу.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  1. чтения стихотворений;
  2. бесед с элементами диалога, обобщения;
  3. ответов на вопросы педагога, детей;
  4. проведения разнообразных игр;
  5. загадывания загадок;
  6. разбора житейских ситуаций;
  7. проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  8. проведения экскурсии;
  9. чтения литературных произведений и беседы с  родителями.

Практический метод используется  при проведении

  1. традиционной игры;
  2. постановке  сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
  3. экскурсий различной направленности;
  4. организации вечеров с родителями, для родителей и детей.

Поисково-исследовательский предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этот метод базируется на усвоенных учащимися умениях и навыках, предъявляет больше требований к самостоятельной работе. Используется:

 

  1. при самостоятельном анализе исторического источника;
  2. при поиске информации с использованием различных средств информации (исторические источники, устные свидетельства, интернет, аудио-, видео-, телеинформация);

  1. при создании собственных творческих текстов,  исследовательских работ, проектов, музейных коллекций.

Формы работы с детьми.

  1. пассивные – теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, просмотр фильмов, презентаций;
  2. полуактивные – конкурсы, тематические вечера, выставки,  встреча с интересными людьми;
  3. активные – экскурсии, фольклорные праздники,  выставки, развивающие игры, исследовательская работа, участие в конференциях, создание презентаций.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 

Учащиеся должны уметь:

  1. искать и обрабатывать информацию на различных носителях, анализировать данные разных источников;
  2. систематизировать материал;
  3. пользоваться словарями, справочными материалами, интернет-сетью с целью изучения нужной темы;
  4. проводить  и презентовать собственное исследование.

Получить опыт: 

  1. участия в групповой работе, дискуссии, устной презентации;
  2. планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
  3. брать на себя и разделять ответственность за решение.

Учащиеся должны знать:

  1. культурные и исторические памятники родного края;
  2. творчество писателей и поэтов края;
  3. историю развития просвещения;
  4. деятельность народного театра;
  5. деятелей культуры и искусства.

Оценка результатов изучения элективного курса

 Формы контроля уровня достижений:

  1. текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений

Методы контроля текущей успеваемости учащихся.

С целью организации текущего контроля используются

  1. учёт активности учащихся на занятиях;
  2. анализ творческих, исследовательских, проектных  работ;
  3. тестирование;
  4. результат участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах.         

    Методы итогового контроля.

           Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса  и элективного учебного предмета проводится по мере   завершения его изучения

  1. с помощью специальной зачетной работы (викторина, защита проекта или исследовательской работы).


Содержание программы

Введение – 1 час.

Что такое культура?

Ознакомление с общей структурой курса, его содержанием, с формами, видами и объёмом самостоятельных и творческих работ. Особенности культуры.

Определения «культуры» в различных источниках, работа со словарями.

Летописная история земли русской – 1 час

Понятия «краеведение», «историческое краеведение»,  традиции изучения  местной истории, общерусские летописи. Старейшая  дошедшая  до нас летопись  - «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., «родиноведение».

Работа с историческим источником.

Родной край: прошлое и настоящее – 2 часа

Алексей Круглик, появление ямщицкой стоянки на Московском тракте, первые улицы посёлка, занятия населения.

Презентация.

Обзорная экскурсия (реальная или виртуальная, подготовленная учащимися).

Материальная культура и быт народа – 1 час

Экскурсия в районный (школьный) историко – краеведческий музей, знакомство с разделами экспозиции музея.

Сибирская горница – 1 час

Обстановка крестьянского дома, роль русской печи в жизни сибиряков, мебель, сундуки.

Экскурсия в музей. (Создание виртуальной экскурсии).

Устное народное творчество – 1 час

 Русские народные сказки,  былины, сказки Сибири о богатырях. Пословицы о Родине, о родном крае. Исторические песни и сказания. Легенды о Ермаке.

У ворот хоровод – 1 час

Фольклорный праздник. Русские хороводные песни.

Природа – источник духовной культуры народа – 2 часа

Классическая музыка (П. Чайковский «Времена года»). Уникальные памятники природы. Мануйловский заказник. Животные  и растения              края.

Культура природопользования, природные ресурсы, колодцы родной земли.

Природа русской земли в поэзии.

Исследование, презентация.

Культура питания сибиряков – 1 час

Особенности питания сибиряков. Чаепитие.

Традиции сибирского гостеприимства – 1 час

Практическое занятие. Культура общения. Встреча с интересными людьми района.

Мы за чаем не скучаем – 1 час

Час общения. Культура поведения. Этикет. Встреча с               интересными людьми района.

Развитие образования – 1 час

Крещение Руси. Азбука. Ее создатели — святые Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». Первые школы на Руси. Пётр I. Церковно-приходская школа при церкви Святого Николая Чудотворца 2 –я половина XIX века. «Вольные школы». «Домашние школы» в Кривояше и в Больше-Чёрном. Сельские волостные школы. Советские школы в сёлах района и города.

Памятники истории и культуры в крае – 1 час

  Памятники архитектуры. Водонапорная башня. Храм Серафима Саровского.

 Памятники выдающимся деятелям: Аллея героев, погибшим в годы Великой   Отечественной войны, памятник партизанам Гражданской войны.

Проектная работа и заочная экскурсия в форме презентации «Памятники».

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма – 1 час
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место.

Православные храмы - наше духовное наследие – 1 час

История развития православия в Сибири. Строительство храмов на Болотнинской земле. Церковь в период Советской власти. Строительство новых храмов. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города.

Символика православной иконы. Как разговаривает икона?  - 1 час

Иконопись. Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Иконы Богородицы. Духовная красота иконы. Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери.

Блистайте златом купола.

Болотнинские  храмы. Их архитектурные стили – 4 часа

 Особенности внешнего устроения храма: купол (глава), крест, колокольня (звонница). Особенности внутреннего устроения храма: паперть, притвор, средняя часть, алтарь, иконостас. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон.  Русские поэты о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне. Правила поведения в храме.

 Храм Николая Чудотворца. Храм Михаила Архангела. Храм Серафима Саровского в с. Турнаево. Храм Фёдора Томского в с. Турнаево.

Экскурсия в храмы.

Создание виртуальных экскурсий.

Письменные источники культуры – 1 час

 Литературные памятники древней Руси. Первые христианские писатели. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? По каким книгам обучались дети в древней Руси?

Листая старые страницы  – 1 час

Первая  районная  газета «Пролетарская мысль», приложение «Дети сохи и молота», «Голос работницы и крестьянки». Сатирическое приложение «Антипаразит». Издания отдела народного образования «Букварь».

Родина в произведениях русских писателей о поэтов – 1 час

Стихи русских писателей о Родине. Литературная гостиная.

Писатели и поэты родной земли -  4 часа

М. Кубышкин, Е. Остриков, П. Макидон,  Н.К. Адрианопольская,

Г. Воробей. Жизнь и творчество.

Поэзия Болотнинского  края  -  1 час

Конкурс чтецов стихотворений поэтов болотнинской земли.

Талантами богаты.

Музыка.

 Композиторы : Лебедев В.А. (Вилль В.Р.), Рубашкин. Народный хор. Видео- аудиозаписи. Посещение концерта в ДК, БДШИ. Творческие встречи.

Болотнинский историко-краеведческий музей – 1 час

Появление и закрытие  первого музея 1920г. 1980  год – открытие историко-краеведческого музея  в помещении нового дома культуры им. Кирова.

Н.С. Мишутин, Т.Н. Хомченко.

Народный театр Болотного – 1 час

Художественная самодеятельность в 20-е годы. Образование театра. Первый режиссёр театра. Л.Е Афанасьевская. Постановка первых спектаклей. «Таня», «Барабанщица». Сотрудничество с театром «Красный факел».

Всё помнит наша древняя земля (районная)

Заочная викторина. Индивидуальное участие.

Мир, в котором я живу – 1 час

Защита творческих проектов

Тематическое планирование курса

Кол-во

часов

Тема

Форма работы

Дата

6

Культура и история

1

1

Что такое культура?

лекция

2

1

Летописная история земли русской

Работа с историческим источником

3,4

2

Родной край: прошлое и настоящее.

Презентация, просмотр видеофильма

Экскурсия по городу

5

Материальная культура и быт народа

Экскурсия в районный музей

6

Сибирская горница

Экскурсия в школьный музей, создание виртуальной экскурсии

2

Фольклор

7

Устное народное творчество

теоретическое обучение, презентации, работа с источником

8

У ворот хоровод.

Практическое занятие

(сбор фольклорного материала)

5

Духовная культура

9,10

2

Природа – источник духовной культуры народа

Презентация

Проектная деятельность (исследование «Природа в произведениях писателей и поэтов края))

11

1

Культура питания сибиряков

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

12

1

Традиции сибирского гостеприимства

Практическое занятие

Встреча с интересными людьми района.

13

1

Мы за чаем не скучаем

Развивающая игра

1

Образование

14

Развитие образования

теоретическое обучение, (проектная деятельность, создание презентаций о школах района)

7

Зодчество и архитектура

15

1

Памятники истории и культуры в крае

Экскурсия

16

1

Русское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

теоретическое обучение, презентации.

17

1

Символика православной иконы. Как разговаривает икона?

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

18

1

Православные храмы - наше духовное наследие.

исследование

19-22

4

Блистайте златом купола.

Архитектурные стили Болотнинских храмов.

Проектная деятельность.

Экскурсия в храмы.

Создание виртуальных экскурсий.

1

СМИ

23

1

Листая старые страницы  

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

6

Поэты и писатели родного края

24

1

Родина в произведениях русских писателей о поэтов

Литературная гостиная

25

1

М. Кубышкин

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

26

1

Е. Остриков

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации, видеофильм

27

1

П. Макидон

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

28

1

Н.К. Адрианопольская,

Г. Воробей

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

29

1

Поэзия Болотнинского  края.

Конкурс чтецов стихотворений

3

Музыка и театр

30

1

Талантами богаты.

 Лебедев В.А. (Вилль В.Р.), Рубашкин

Творческие встречи.

Видеофильм, аудиозаписи

31

1

Болотнинский историко-краеведческий музей.

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

Экскурсия

32

1

Народный театр Болотного.

теоретическое обучение с использованием краеведческого материала, презентации.

Посещение спектакля

Встреча с Л.Е. Афанасьевской

2

Подведение итогов

33

1

Всё помнит наша древняя земля

Краеведческая викторина

34

1

Мир, в котором я живу

Защита творческих проектов

Список литературы   для учителя:                                                                                

  1. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003;
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., Изобразительное искусство, 1983;
  3. Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006;  
  4.  В.А. Герасимова «Классный час играючи», М. 2002;
  5.   Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина «Русский национальный календарь», М.,   2006;
  6. Г.Г. Кулинич Классные часы. М. «ВАКО» 2007;
  7. А.В. Новиков, А.В. Майничева  «Прошлое Болотнинской земли»,     Новосибирск, 2003;
  8. О.А. Попова "О жизни православных святых, иконах и праздниках"
  9. Пашнина В. «А у нас перепляс», Ярославль, «Академия развития», 2005;
  10.   Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко «Классные часы», М., 2006;
  11. Савченко Е.В. «Мир школьных праздников», М. 2007;

  1.  И.Г. Норенко «Русские традиции при изготовлении различных изделий», Волгоград, 2007.

Список литературы для учащихся:

1.Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. «История Сибири», Новосибирск «ИНФОЛИО – пресс», 2001;

2.Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М., Искусство, 1979;

3.Майничева А. Ю. Питание переселенцев из Белоруссии в Сибири.

Конец XIX - первая треть XX вв;

4.  Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту», Новосибирск 1986;

5. Хомченко Т.Н. «С любовью к музыке, поэзии, искусству»// Наши новости 2009 №52 – 54;

6.  Хомченко Т.Н. «Листая старые страницы»// Наши новости  2010

7. Хомченко Т.Н. «Из истории просвещения в Болотнинском районе»// Наши новости 2009 №№79 – 81; № 85 – 87.

Интернет – ресурсы

  1. http://teachpro.ru/Pages/Player.aspx?CourseID=fedf3447-1b9b-48e3-8d04-0194e08e448f&Name=kult010101&Title=%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
  2. http://www.bolotnoe-nso.ru/
  3. http://www.master-karelin.ru/o-zodchestve
  4. http://fxweek.info/z/1475-zodchestvo_cerkovnoe_russkoe#content
  5. http://smallbay.ru/architec032.html
  6. http://www.orthedu.ru/nskeparh/hramz/turnaevo.htm
  7. http://sozvezdieoriona.ru/load/pichajkovskijquotvremena_godaquot/4-1-0-181
  8. http://www.e-teach.ru/nachalo-20-veka/28-organizacija-volnyh-shkol.html
  9. http://www.golddomes.ru/

Материально – техническое оснащение курса:

1. Компьютер;

2. Мультимедийная установка;

3. Телевизор

Диски:

  1.  «Видео в краеведении»;
  2. «Болотнинский район»;
  3. «Добрые встречи»;
  4. «Е.В. Остриков»;
  5. «Сборник презентаций»;
  6. «Храмы земли Болотнинской»

Примерные темы проектных работ.

 

  1. Родной край: прошлое и настоящее.
  2. Сердце крестьянского дома.
  3. Обстановка горницы.
  4. Природа родной земли в поэзии.
  5. Школы района.
  6. Памятники края.
  7. Старинные иконы.
  8. Храмы  - источник доброты.
  9. Памятники архитектуры.
  10. Народный театр.
  11. Деятельность поэтов и писателей.
  12.  Мир, в котором я живу.
  13. Современное культурное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

Программа по истории родного края "Истоки"

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, ...

Программа элективного курса "Мой край родной"

В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...

Программа элективного курса "Мой край родной"

Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для  обучающихся техникумов и  общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном...