Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

 

 

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)

 

 

 

Цели открытого урока:

·        Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

·        Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

·        Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Тип открытого урока: урок усвоения новых знаний.

 

Оборудование для проведения открытого урока: карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», таблицы с изображением «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники, детские рисунки, природные зоны африки таблица.

 

Ход открытого урока.

I.                  Организация класса.

II.               Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа учителя.

Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».

Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.

Дети, как вы думаете, что такое природа?

Дети:

  • a.      Это рельеф;
  • b.     Природа – это климат;
  • c.     Наверное, ещё растительный и животный мир;
  • d.     Природа это почва, полезные ископаемые;
  • e.      Это и моря, реки и океаны.

Учитель географии: Правильно! И синее небо,  и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.

Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?

Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.

Учитель географии в 7 кл. : Что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!

Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель географии: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число, классную работу и число.

Чем на суше обусловлено образование природных зон?

Дети: Обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность.

Учитель географии 7 класс: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.

 

III.           Первичное восприятие и осмысление нового материала.

План открытого урока.

Коллективная работа с картой и атласом.

Учитель: Какие природные зоны есть в Африке?

Дети: Влажные экваториальные леса.

Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.

Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5?-6?  с.ш. и 5?-6?  ю.ш.

Учитель: Какие климатические условия характерны?

Дети:

a)     Высокая температура года;

b)    Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);

c)     Отсутствие сухого закона;

d)    Солнечные лучи падают отвесно.

Учитель: Обратите внимание на рисунок-конспект у доски «Влажные экваториальные леса».

Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.

Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.

В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.

Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.

Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.

Дети: Саванны и редколесья.

Учитель: Определите её географическое положение.

Дети:

a)     Занимает почти половину материка;

b)    В северном полушарии до 16о-18о;

c)     В южном до южного тропика;

d)    В субэкваториальном климатическом поясе.

Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?

Дети:

a)     Весь год высокая температура;

b)    Два сезона года: сухой и влажный;

c)     Господствуют эвм – летом и твм – зимой.

Учитель: Перед вами таблица-рисунок «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.

Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Пользуясь раскраской, назовите какая?

Дети: Пустыни и полупустыни.

Учитель: Определите географическое положение этой зоны.

Дети:

  • a)     В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;
  • b)    Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.

Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?

Дети:

  • a)     Господствуют сухие тропические вм;
  • b)    Высокая температура воздуха;
  • c)     Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).

Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?

Дети: На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари.

Учитель: Обратите внимание на рисунок у доски «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары, что в переводе с арабского означает – пустыня. И на юге – Калахари – мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.

Для более близкого знакомства с природными зонами Африки, знакомства с разнообразием растительного и животного мира Африки, я предлагаю отправиться в гости к сказке, которая называется «Три дня в Африке».

 

 

Ведущая: Помните сказку нашего детства, написанную К.И. Чуковским.

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы…

Таня:

Африка ужасна
Да – да – да!
Ваня:
Африка опасна
Да – да – да!
Вместе:
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!

Ведущая: Но папочка и мамочка уснули вечерком

А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -

Т:    В Африку!

В:    В Африку!

Вед:          Три дня по Африке гуляют

       Природные зоны изучают!

Т:    Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не обхватят и 6 человек.

В:    Эти огромные деревья, как древние крепости, как воздушные мосты из лиан, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте.

Т:    Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди?

В:    Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости (выходят 2 пигмея).

1-й: Здравствуйте!

Т:    Здравствуйте! Вы кто?

1-й: Мы – пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».

2-й: «Эфе» и «акка». Мы – лесные кочевники. Живём на одном месте, пока есть дичь.

Т:    Но, как же вы живёте в таком лесу?

В:    Густом, сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают.

1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений.

2-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать.

Т:    Что это за вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами?

1-й: Африка – родина этого кофейного дерева. Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Мы их промываем, сушим, поджариваем, завариваем. Получается отличный кофе.

В:    Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать.

2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.

Т:    Мы все очень любим бананы.

1-й: А мы готовим банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вкусное вино. Хотите попробовать?

В:    Хот…!

Т:    Спасибо, но лучше уж натуральные продукты, правда, Ваня!

В:    Угу!

Т:    Ой, дождь!

 

 

Ведущая: Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.

2-й: Боже! Останови дождь! Обуздай ветер! От них рухнут деревья и раздавят перепуганных детей.

Ведущая: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь.

В:    Как же вы живёте в таком аду, лицом к лицу с враждебной природой?

1-й: Враждебной? С чего вы взяли? Дожди ниспосланы свыше для урожая и разнообразия.

Т:    Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья дерева защищают нас от беспощадных, жгучих лучей. Что это за дерево?

2-й: Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.

В:    Вы слышите, шуршат сухие листья, рычание.

Т:    Мне страшно!

1-й: Это гепард. Он слишком занят своей жертвой и не слышит нас. Он большой трус. Не умеет лазать по деревьям, как леопард, но зато очень быстро бегает.

2-й: Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.

Т:    А здесь водятся обезьяны?

В:    Таня, а ты вспомни.

Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Приговаривала…

2-й: Не знаю, что это означает, но здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе.

Т:    Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.

В:    Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.

1-й: Вы колдуны? Вы читаете мои мысли.

Т:    Нет, мы просто учимся в 7-м классе Лутугинской СШ №1 и очень любим географию и биологию.

2-й: И, что в вашей школе живут такие звери?

В:    Нет! В нашей школе работают учителя, которые нас всему учат.

1-й: Тогда может вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем.

2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей.

Т:    Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.

1-й: А ещё в наших лесах много муравьёв, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.

2-й: Здесь распространена муха цеце – переносчик «сонной» болезни человека. Много москитов, термитов. Из птиц – попугаи, кема.

1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите – впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир – другая Африка. То – африканская Швейцария. Прощайте!

(Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»).

Т:    Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко!

В:    А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?

(Выходят местные жители – ватусси).

1-й ватусс:        Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы – ватусси – одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост 2-2,5 м.

Т:    Как называется ваша степь?

2-й ватусс:        Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.

Т:    Что за интересное дерево?

1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров.

2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. На коре некоторых деревьев сохранились отметки, сделанные нашими предками 5 веков назад.

Т:    Посмотри, Ваня, его плоды похожи на огурцы.

1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.

Т:    А правда, что здесь растёт слоновая трава? Почему она так называется?

1-й: Это многолетняя трава высотой до 3,5 м. В начале дождливого сезона её солнечные молодые побеги, и листья служат хорошим кормом для всех травоядных, а в сухой сезон её поедают только слоны – отсюда и его название.

В:    Какой интересный кустарник, он имеет такие серебристые колоски на листьях и приятный запах.

Т:    Но на них так много мёртвых мух.

2-й: Это ловушка для мух, прилипшие мухи уже не могут улететь, т.к. на колосках есть железки, которые выделяют клейкую жидкость. Мухи – приманка для пауков, которые опыляют этот кустарник.

Т:    Мы незаметно заговорили о животных. Самым крупным в саванне является, наверное, слон?

В:    Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища  до 5 м.

1-й: Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней.

Т:    А жирафы – самые высокие. Их рост достигает 6 м. И они такие неуклюжие.

2-й: Несмотря на неуклюжий вид, они бегают быстрее лошади. Они и вправду, как будто собраны из запасных частей. Голова и туловище взяты у лошади, ноги – у антилопы, шея – верблюда и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил.

В:    А это, что за животное, размером с гончую собаку? С крепкими когтями, длинным языком и зубами в виде трубочек?

1-й: Это трубкозуб. Он ведёт ночной образ жизни, а день проводит в норе, питается термитами и муравьями.

Т:    Какая самая крупная птица у вас?

2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. Они хорошие сторожа, охраняют пастбища.

Т:    А какой зверь самый воинственный?

1-й: Конечно же, носорог. Все животные от него уходят.

В:    И даже слон?

2-й: Вряд ли носорог может причинить большой вред слону, но слон чаще всего избегает встречи с ним.

1-й: И даже племя масаи, храбрейших людей саванны, убивающие льва тонким копьём, боятся только одного зверя – носорога.

Т:    А как же царь зверей?

2-й: Здоровый, полный сил лев никогда не бывает опасным. Опасен он только в том случае, если болен, стар или его покидают самки.

В:    А из копытных, какие встречаются?

Т:    Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.

В:    А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.

Т:    Богатство животного мира саванн уникально.

В:    Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.

2-й: К сожалению, это давно уже не так, и давно уже африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков.

1-й: А там впереди вас ждёт пустыня. Там Африка другая, там нет дождей, а температура достигает 50?-60? С. Будьте внимательны и осторожны! Ведь там ветер встает, и ложится вместе с солнцем. Горе вам, если вас застигнет самум – страшный песчаный вихрь.

(Подходят к картине «Пустыня Африки»).

Т:    Ваня! Может не пойдём дальше. Ведь не зря говорили нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!

В:    Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри – голубое небо, солнце не так уж и высоко.

Т:    Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки?

(Появляются люди – местные жители – туареги).

1-й туарег:       Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.

Т:    Но где же вы здесь живёте?

2-й туарег:       Мы предпочитаем оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Она обеспечивает нам жизнь.

В:    Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.

Т:    А я очень люблю плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые.

А из животных, наверное, живут только верблюды?

В:    Верблюд – корабль пустыни!

1-й: Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.

Т:    А антилопы, косули, газели есть?

2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.

1-й: Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.

2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.

1-й: Из птиц – страусы и дрофы.

2-й: Есть и ядовитые скорпионы.

В:    Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.

Т:    Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.

1-й: Нам пора прощаться. Вас, наверное, уже ждут. До свидания!

Т:    Ну и Африка!

В:    Вот так Африка!

Вместе:   Удивительная Африка!

 

Обобщение и систематизация знаний.

  • 1)     В каких природных зонах побывали Таня и Ваня?
  • 2)     Как называют людей, которые живут в экваториальных лесах?
  • 3)     Что больше всего вам понравилось в этой зоне?
  • 4)     Но Тане больше понравилась другая зона. Как вы думаете, какая?
  • 5)     А каких людей они там встретили?
  • 6)     А почему эта зона самая привлекательная?
  • 7)     А где очень жарко было?
  • 8)     Как называется призраки, которых встретили Таня и Ваня? Почему?

 

V.               Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.

Вы просто молодцы.

Окончание открытого урока по теме: "Африка".

Домашнее задание по географии: Запишите д/з

Изучить: природные зоны Африки таблица. Мы с вами не побывали ещё в одной природной зоне Африки – вечнозелёные жестколистые леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в субтропике». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете полететь на воздушном шаре – экологически чистом виде транспорта. Всё в ваших руках, а особенно фантазия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"

Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....

Открытый урок по органической химии.Тема: «Природные источники углеводородов».

Задачи:1.     Изучить  состав  нефти,  природного  и  попутного  газов,  сущность  и  значение  их  переработки,  област...

Контрольная работа по географии по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс

Контрольная работа по географии  по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс. Учебник  Дронов В.П., Савельева Л.Е., издательство "Просвещение"...

Открытый урок по географии "Климат и погода" для 6 класса

На уроке географии по теме "Климат и погода" были рассмотрены факторы, влияющие на погоду, основные компоненты, которые входят в ее состав. В качестве закрепления учебного материала ребятам ...

Открытый урок по географии "Горные породы и минералы" 5 класс

Разработка открытого урока по географии для 5 класса на тему "Горные породы и минералы".В материале указываются планируемые результаты учащихся на каждом этапе урока, также есть элементы игр...