Конспект урока по географии по теме : "Природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды".
план-конспект урока по географии (10 класс)

Урок предназначен для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_resursy._zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy.docx76.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды».

Цель: Изучить новый материал, выявить влияние природных ресурсов на жизнь и деятельность человека, проанализировать единство и взаимосвязи человека и природы.

Планируемые результаты

Предметные: Научиться объяснять значение понятий, особенности размещения природных ресурсов; называть их виды; называть мероприятия по борьбе с негативными последствиями антропогенного влияния на природу; научиться называть источники экологической опасности; оценивать экологическую ситуацию, работать с тематическими картами; научиться объяснять историю взаимоотношения человека и природы.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе фронтальной работы, в дискуссии высказывать своё мнение, подтверждая его фактами

Регулятивные: планировать свою деятельность работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать информацию по заданным признакам, работать с текстовым и нетекстовым компонентом

Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к предмету; понимание основ экологической культуры; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетенции в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: открытия нового знания

Технологии: Коммуникативно-диалоговой деятельности, проблемного обучения, развития навыков контроля и самоконтроля, оценивания образовательных достижений, исследовательской деятельности.

Оборудование: план-схема темы, таблицы, схемы, атласы, карточки с заданиями и вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

2. Организационно-психологический момент

        В своём послании Конгрессу Президент США  Дж. Ф. Кеннеди говорил: «Наше общество целиком покоится на наших воде, земле, лесах и полезных ископаемых. От того как мы используем ресурсы, зависят наше здоровье, безопасность, экономика и благополучие».

        Трудно не согласится с этими словами, а также трудно найти государство, для которого они были бы не актуальны.

II. Целеполагание урока

  • Учащиеся называют цель урока, задачи
  • Знакомятся с алгоритмом действий на уроке.

III. Актуализация знаний

1. Как вы объясните: «В чём заключается сходство и различие между понятиями природа и географическая среда»?

2. Как вы объясните: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача»?

3. Как вы относитесь к географическому нигилизму, который долгие годы был популярен в нашей стране. Вспомните популярные книги,  где постоянно повторялось, что наши леса так обширны, что на их пространстве можно было бы уместить 20 Италий и 200 Бельгий и что наши чернозёмы занимают территорию, в 4 раза превышающую площадь Франции.

4. Как вы относитесь к географическому фатализму? Согласны ли вы с мнением американских учёных, что суровый климат и капризы природы объясняют многие трудности в России, недостатки и просчёты неурожаи и недостаток зерна?

Приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня развития экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

1. Что называют природными ресурсами и природными условиями? В  чём сходство и различие понятий?

2. Какова история использования полезных ископаемых?

Рассмотрим историю использования полезных ископаемых. В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Но вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей истории цивилизации.

12-11 тыс. лет до н.э. (каменный век)- медь, золото

4-4,5 тыс. лет до н.э.(бронзовый век)- медь, олово, бронза, золото, свинец, ртуть сера, поделочные камни (мрамор, лазурит, драгоценные камни (изумруд, бирюза..)

1-1,5 тыс. лет до н.э. - железный век

Средние века и новое время –медь, железо, золото, серебро, олово, свинец, ртуть, поделочные и драгоценные камни.

С 19 века широкое использование угля нефти, урана, рудные ископаемые (бокситы, марганец, хром, никель, ванадий, вольфрам, молибден, магний), нерудные ископаемые (фосфориты, калийные соли, асбест, алмазы)

20 век в связи с НТР использование титана, кобальта, бериллия, лития, ниобия, тантала, циркония, германия, теллурия,

А сейчас вам предстоит составить схему «Дерево ресурсов»

 

   3. Действительно ли необходимо рассчитывать учёным, на сколько лет хватит мировых запасов какого-либо полезного ископаемого? ( Уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной вид. Если природный ресурс исчерпаемый и невозобновим, необходимо рассчитывать ресурсообеспеченность территории, а также рациональное его использование и переход на экологически чистое использование.)

Что вы посоветуете странам с низким уровнем ресурсообеспеченности? А России?

Переходим к  рассмотрению отдельных видов ресурсов.

IV. Применение учащимися знаний, умений и навыков на практике

1. Выполняя мини – исследование в группах вам надо ответить на вопросы:

  1. Выделить страны богатые и бедные данным видом ресурса.
  2. Указать, что необходимо по рациональному использованию этого ресурса.

Работа по группам

1 группа.

        Назовите и нанесите на карту страны, обладающие значительными запасами каменного угля, нефти, природного газа, железной руды. Проанализируйте размещение полезных ископаемых Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

2 группа

         Какова структура мирового земельного фонда? (Оформить схему) Объяснить причину неравномерного размещения природного ресурса. Дайте рекомендации, как приумножить данный ресурс в нашем государстве.

3 группа

        Сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Покажите на карте самые крупные реки и озёра. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресных вод. Дайте рекомендации по использованию природного ресурса.

4 группа

        Дайте оценку обеспеченности отдельных стран выделив на контурной карте страны очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. Дайте рекомендации по использованию природного ресурса

5 группа

         Дополните схему «Ресурсы мирового океана». Каковы перспективы развития морской горнодобывающей промышленности. Дайте рекомендации по использованию природного ресурса

Краеведческая минутка

        Используя знания физической, экономической и социальной географии своей республики приведите примеры

  • Рекреационно- лечебных
  • Рекреационно- оздоровительных
  • Рекреационно- спортивных
  • Рекреационно- познавательных

        Используйте собственные наблюдения и впечатления. Дайте рекомендации, какие на ваш взгляд ресурсы вашей местности выгоднее использовать.

      2.   Загрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Ещё жители Древнего Рима жаловались на загрязнение вод реки Тибр. Жители Афин и Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей.

Каково антропогенное влияние на окружающую среду в настоящее время?

Объясните его причины и последствия.

Задание для группы экологов.

Используя план дать характеристику.

  1. Причины загрязнения
  2. Последствия
  3. Пути решения проблемы

Загрязнение окружающей среды

  • Загрязнение литосферы
  • Загрязнение гидросферы
  • Загрязнение атмосферы

Заслушивание ответов учащихся.

3. Кем и когда был создан первый закон об охране окружающей среды? Каковы пути решения природоохранных проблем на сегодняшний день?

Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт короля Эдуарда 1, принятый в 1273 г. и запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. А при короле эдуарде3 в 1338г. парламент принял закон, запрещавший сваливать мусор в реку Темзу. В начале 15 века подобный указ издал французский король в отношении Сены. А согласно указу Петра 1 наказанию подвергались все те, кто сбрасывал мусор в Неву

4. А какие пути охраны окружающей среды на современном этапе.

  1. Создание очистных сооружений
  2. Разработка и применение принципиально новой природоохранительной технологии производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам
  3. Рациональное размещение грязных производств.

        Используя различные данные средств массовой информации приведите несколько примеров

  • положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики.
  • отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду

Краеведческая минутка

Cформулируйте по теме не менее трёх проблемных вопросов касающихся вашего края. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

Давайте в заключении сделаем вывод по теме сегодняшнего урока.

        Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения широко затронули геофизическую оболочку планеты способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды истощению природных ресурсов и обострению экологических проблем, оэтому совершенствование природопользования проведение научно обоснованной экологической политики одна из важнейших задач стоящих перед человечеством.

V. Рефлексия

Ребята. О чём вы сегодня узнали на уроке?

Пополнили ли вы свой багаж знаний новой информацией?

Приём «цепочка» Мне  было (не)интересно на уроке из-за (указать причину)

VI. Итог урока

Выполненные мини-исследования сдаются учителю.

Учитель объясняет ученикам, что при оценке будут учитываться правильность выполнения практической работы и устные ответы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Открытый урок по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды »

План-конспект урока «Загрязнение и охрана окружающей среды »Урок является  составляющим в теме «Мировые природные ресурсы». Всего на эту тему запланировано 4 урока, это третий урок темы. Он изуча...

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...

Проект урока по географии «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Ознакомиться с проблемой  антропогенного загрязнения окружающей среды,с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы,  выявить главные пути решения проблем охраны окружающей сред...

Тест. Тема: Загрязнение и охрана окружающей среды

laquo;Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»....

Методическая разработка урока "Загрязнение и охрана окружающей среды" 10 класс

Методическая разработка урока "Загрязнение и охрана окружающей среды" 10 класс...

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды....