Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."
план-конспект урока по географии (10 класс)

Холкина Гюзель Фларисовна

Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по географии в 10 классе Холкиной Г.Ф.

ТЕМА УРОКА: ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ     РЕСУРСОВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

/имитационная игра «Страна советов», закрепление ранее изученного материала/

Цели и задачи:

    1)Образовательные- усвоение и закрепление ведущих идей темы (географическая среда – необходимое условие жизни людей, развития и размещения населения и хозяйства. Будущее человеческой цивилизации во многом зависит от осуществления всемирной стратегии охраны природы и проведения продуманной национальной и международной экологической политики/.

     2)Развивающие – развитие творческих способностей учащихся; формирование практических навыков, умений в работе с дополнительной литературой, картой, учебником, словарями; развитие умений давать характеристику размещения основных видов природных ресурсов, ресурсообеспеченности различных регионов.

     3) Воспитательные: формирование экологического мышления у учащихся.

Оборудование: план-схема темы, таблицы, схемы, атласы, контурные карты, карандаши,  

                  карточки с заданиями и вопросами.

Тип урока: проблемно-задачный, развивающийся.

ХОД УРОКА

I Вступительное слово учителя.

      - Сегодня у нас необычный урок. Нам необходимо обобщить и закрепить изученную тему. Для этого класс разделим на несколько групп по 4-5 человек. И работать будем по плану-схеме (на доске)

Взаимодействие общества

 и природы

                       I                                                                                                 II

Геграфическая(окружающая)

среда

«Обмен веществ» между обществом и природой

III

Мировые природные ресурсы

Ресурсообеспеченность

 

       

Минераль-

ные

ресурсы

Земельные

ресурсы

Водные

ресурсы

Биологи-ческие

 ресурсы

Ресурсы

Мирового

океана

Климатические

и космические

ресурсы

Рекреацион-

ные

ресурсы

IV

Загрязнение

окружающей

среды

Пути   решения природо-

охранных

проблем

     

       

Природоохранная

деятельность и

экологическая

политика

Антропогенное

загрязнение

окружающей

среды

Географическое

ресурсоведение

и геоэкология

А

  1.Как вы объясните: «В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?

   2. Как вы объясните: «Мы можем ждать милостей прир, взять их у нее – наша задача»?

   3. Как вы относитесь к географическому нигилизму, который долгие годы был популярен в нашей стране? Вспомните популярные книги о своей стране, где постоянно повторялось, что наши леса так обширны, что на их пространстве можно было уместить 20 Италий и 200 Бельгий, или что наши черноземы занимают территорию, в 4 раза превышающую площадь Франции.

   4. Как вы относитесь к географическому фатализму? Согласны ли вы с мнением американских ученых, что суровый климат и капризы природы объясняют многие трудности в России, недостатки и просчеты, неурожаи и недостаток зерна?

   5. А на ваш взгляд, каково место географической среды в развитии человечества?

Б

  1.Приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности   в жизни общества.

  / Ресурсообеспеченность -соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Оно выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения (понятие социально-экономическое)

   Япония бедна природными ресурсами, но, выбрав не индустриальный этап развития, а постиндустриальный, при специализации наукоемких отраслей достигла высокого уровня экономического и социального развития/

   2.Что называют природными условиями и природными ресурсами? В чем сходство и         различие понятий?

    3. Какова история использования полезных ископаемых?

/ В наши дни известно около 250 полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Но вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

      12-11 тыс. лет до н.э. (каменный век)- медь, золото

      Медный век (Ближний Восток, Европа, Средняя Азия, Закавказье,

 Россия, Украина, Сирия…) – золото, медь

       Железный век-1-1,5 тыс лет до н.э.

       Средние века и новое время (до 18-19веков)- медь, железо,золото, серебро ,     олово,свинец,ртуть; поделочные и драгоценные камни.

       С 19века – широкое использование угля, нефти, металлический уран, рудные

           Ископаемые (бокситы,марганец, хром,никель,ванадий, вольфрам, молибден, магний ,

           нерудные ископаемые (фосфориты, калийные соли, асбест, алмазы).

        20век - в связи с НТР использование титана, кобальта, бериллия, лития,

                       ниобия, тантала, циркония, германия, теллурия.

   4.Действительно ли необходимо рассчитывать ученым, на сколько лет хватит мировых запасов какого-либо полезного ископаемого?

  / В долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид: к исчерпаемым (возобновимым и невозобновимым) или неисчерпаемым. Если природный ресурс исчерпаем и невозобновим, необходимо рассчитывать ресурсообеспеченность территории, а также рационально его использование и переход на экологически чистое использование неисчерпаемых ресурсов.

   5. Что вы посоветуете странам с низким уровнем ресурсобеспеченности?  А России?

1.Назовите и нанесите на контурные карты страны, обладающие значительными запасами

    А) каменного угля       б) нефти    в) природного газа   г) железной руды.

    Проанализируйте размещение полезных ископаемых.

    Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

    / Выводы – для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания

     (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку

     сырья, формирование ТПК. /

    - Страны –лидеры в мировой добыче каменного угля (на 2000г)

       Китай 1170 млн.т;    США 899млн.т ;     Индия 310млн.т; ЮАР 225млн.т;  

      Австралия235млн.т; Россия 169млн.т.

   -Страны-лидеры в мировой добыче нефти (на 2000г)

     Саудовская Аравия 441млн.т;    США 354млн.т;    Россия 169млн.т ;Иран187млн.т;

   -Страны-лидеры в  мировой добыче  природного  газа  (на 2000г)-

      Россия 555млрд.т;  США 545 млрд.т;   Канада 168млрд.т;

      Великобритания 108млрд.т;  Индонезия89 млрд.т.

   - Страны-лидеры в мировой добыче железной руды  -

        Бразилия129млн.т;      Австралия96млн.т;        Китай63млн.т;

         Индия48млн.т;     США 40млн.т.

2. Какова структура мирового земельного фонда? (дооформить схему).  

    Объясните причину неравномерного размещения природного ресурса

 / млн.га                                                                                                                                =13100

               1450               3400                         4100                             450                 3700

А

Б

В

Г

Д

                 11                     26                            32                              3                        28        =100

                       Что за составные части подразумеваются под буквами?

                               А – обрабатываемые земли(пашня, сады, плантации)

                               Б -   луга и пастбища

                               В – леса и кустарники

                               Г – земли населенных пунктов, промышленности и транспорта

                              Д – малопродуктивные и непродуктивные(земли) болота, пустыни, ледники и др../

    Дайте совет, как приумножить данный ресурс в нашем государстве?

 

/ Совет:

  1. уменьшение отрицательного антропогенного воздействия на земли (истощение земель, заболачивание, засоление, опустынивание), уменьшение нагрузки на землю;
  2. поддержание плодородия почвенного покрова.

  1. Сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Покажите на карте самые крупные реки и озера. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных пресной водой.

       Дайте совет по использованию природного ресурса.

         / Наиболее обеспечены речным стоком стран: СНГ, Бразилия, Норвегия, Венесуэла, Канада…

          Не обеспечены ресурсами – Центральная Азия, север и восток Африки, Центр Австралии…

                Совет:

                1)уменьшение водоемкости производственных процессов

                2) сокращение безвозвратных потерь воды

                3) сооружение водохранилищ, регулирующих речной сток

                4) переброска речного стока(в последнюю очередь)

                5) необходимо рациональное использование пресной воды каждого землянина

  1. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив на контурной карте страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами.

Дайте совет по использованию лесных ресурсов.

/ самые высокие показатели лесистости имеет Латинская Америка, а самый низкий – Зарубежная Европа, Австралия, Океания(в аридном поясе земли).

Богаты лесными ресурсами – Суринам, Мозамбик, Габон, Малайзия, Япония, Корея, Финляндия, Швеция, Канада..

 Среднелесистые – Ангола, Замбия, Россия, Бразилия, Заир, Бразилия, Чехия, США, Индия

Слаболесистые страны – Египет, Исландия, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Израиль, Великобритания, Китай, Монголия…

Совет:

  1. прекращение использования подсечно-огневого земледелия,
  2. переход на новые виды топлива
  3. уменьшение использования древесины для целлюлозно-бумажной промышленности, безотходное производство, использование макулатуры;
  4. интенсивное лесовосстановление и лесоразведение. /  

 5.Заполните схему – «Ресурсы Мирового океана». Каковы перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?

Дайте совет по использованию природных ресурсов Мирового океана.

    Ресурсы Мирового океана

        Минеральные                                     морская                                        энергетические

         ресурсы дна                                         вода                                                 ресурсы

           океана                                           «живая руда»

(янтарь, жемчуг…)      

                                                     биологические ресурсы

    Совет – уменьшение водозабора из Мирового океана;

                 - уменьшение сброса в реки, моря

                      промышленных, сельскохозяйственных, бытовых сточных вод;

                 - борьба с нефтяным загрязнением океанов.

IV

  1. Загрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Каково антропогенное влияние на окружающую среду в настоящее время? Объясните его причины и последствия.

/ Ответ.  Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. Выделяют количественное и качественное загрязнение. Количественное возникает в результате возвращения в среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах. Качественное – связано с поступлением в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь, промышленностью органического синтеза.

          Загрязнение литосферы(причины):        

    1)изменение химического состава почв из-за выбросов металлов их соединений, ядохимикатов, радиоактивных веществ;

    2) бытовой мусор;

    3) разрушение почвенного покрова.    

                   Загрязнение гидросферы:  

    1)сброс промышленных и сельскохозяйственных, бытовых сточных вод;

    2)нефтяное загрязнение

               Загрязнение атмосферы:

     Выброс твердых и газообразных частиц в результате работы промышленности, транспорта, различных топок.

  1. Кем и когда был создан первый закон об охране окружающей среды?

       Каковы пути   решения природоохранных проблем на сегодняшний день?  

/Ответ:    1-й закон об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273г.   И запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.  

    А при короле Эдуарде 111 в 1338г. Парламент принял закон, запрещавший сваливать мусор в Темзу.

      В начале ХV в подобный указ издал французский король в отношении Сены.   А согласно указу Петра 1 наказанию подвергались все те, кто сбрасывал мусор в Неву.

                    Пути охраны окружающей среды на современном этапе:

  1. Создание очистных сооружений
  2.  Разработка и применение принципиально новой природоохранительной технологии производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам.
  3. Рациональное размещение «грязных производств»
  1. Используя различные данные средств массовой информации, приведите по несколько примеров:
  1. положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики;
  2. отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду
  1. Сформулируйте по теме не менее трех проблемных вопросов, касающихся нашего края. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

III. Итог урока.

Слово учителя (вывод)

  -  Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения широко затронули геофизическую оболочку планеты, способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем.  Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно-обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач, стоящих пере человечеством. Задумайтесь над словами:

  • «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни»

                                                   (Александр Гумбольдт)

  • «Разум человека – это разум, разум человечества – это мир»

                                                (Роберт Рождественский)

  • «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков»
  • «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»

                                                     (Тур  Хейердал)

Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Загрязнение и охрана окружающей среды

Учебно-воспитательные задачи:     1.    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающе...

Открытый урок по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды »

План-конспект урока «Загрязнение и охрана окружающей среды »Урок является  составляющим в теме «Мировые природные ресурсы». Всего на эту тему запланировано 4 урока, это третий урок темы. Он изуча...

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...

Загрязнение и охрана окружающей среды

презентация к уроку географии 10 класс...

Загрязнение и охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды...