урок-игра «Байкальская регата»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Гужева Татьяна Анатольевна

повторить и закрепить знания об особенностях природы  озера «Байкал»,              повторить номенклатуру,  выявить причины возникновения экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игровой урок "Байкал"63 КБ

Предварительный просмотр:

       

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:  повторить и закрепить знания об особенностях природы  озера «Байкал»,              повторить номенклатуру,  выявить причины возникновения экологических проблем.

Развивающие: учиться анализировать, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение уважать                 противника и прислушиваться к мнению товарищей.

Методы и приёмы: индивидуально-групповая (командная)

Средства обучения: карта России, дополнительная литература, иллюстрации, магнитофон.

Тип урока: урок-игра «Байкальская регата»

ХОД УРОКА:

         Ребята, мы завершили работу над темой «Жемчужина Сибири – Байкал». И сегодня на уроке

мы повторим и закрепим знания об особенностях природы  озера «Байкал», повторим номенклатуру,  выявим причины возникновения экологических проблем озера. Эпиграфом к нашему уроку станут слова А.Твардовского «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечен на земле».

         Мы сегодня с вами участники Байкальской регаты. Регата – традиционно проводимые гонки спортивных судов.  У нас три команды, перед вами водная гладь Байкала, послушайте как бьются волны о борт вашего корабля, (звуки волн) и выберите название судна и капитана.

 Каждая  команда во время пути будет отвечать на вопросы и выполнять задания, за правильный ответ получать фишку, если команда не может ответить на вопрос, право ответа передается другой команде. Выигрывает та команда, которая к концу пути наберет максимальное количество фишек.         Ребята, во время  регаты помните о тех качествах, которые должны быть присущи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде, воля к победе. Попутного вам ветра!

  •  1 этап. Задание-разминка: найти соответствие определение – термин. (Каждая команда получает по два вопроса-определения)

Озеро, водный режим, полуостров, минерализация вод, рельеф, залив.

  1. Совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
  2. Количество растворенных веществ в воде, их состав и степень концентрации.
  3. Природный водоем с замедленным водообменном, заполняющий впадину суши и закрытый от свободной связи с морем.
  4. Часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема.
  5. Характер движения вод, их температура и тд.
  6. Глубоко вдающийся в море участок земли

  • 2 этап. Следующее задание: дома вы должны были  поработать дополнительно и подготовить  стихи, высказывания о Байкале,  команды высказываются по очереди, за каждое высказывание получают фишку.
  • 3 этап «Узнай меня»:

  1. Она поднимается от подножья до высоты 600-800 м. над уровнем озера. А выше идут густые заросли кедрового стланика, заканчивающегося каменными россыпями. Она состоит из кедра, сосны, лиственницы и кустарникового подлеска. В густых ветвях стройных кедров то и дело мелькают пышнохвостые белки. Редко-редко медведь, лось или какой либо другой зверь, пробирается через эту чащобу. О чем идет речь? (Тайга)
  2. Его древесина не только прочна, но и легка. Плоды богаты маслами, они заменяют здесь семена подсолнуха. Высота его 30-40 метров, он мягкий, темно-голубоватого цвета . чем ближе к воде озера , чем больше влаги, а потому величественны, раскидисты его кроны. Назовите его. (Кедр)
  3. Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это сильными постоянными ветрами, мешающими деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок, с собственной электростанцией, школой, и другими культурными и хозяйственными учреждениями. Назовите его. (Остров Ольхон)
  4. Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречалось, а вопрос, как оно сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес его от 50 до 100 кг. Окраска спины у него буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Кто он? (Нерпа Байкальская)
  5. Одно из самых красивых мест на юго-западном побережье Байкала. Ее знаменитые зубцы, скалы-колокольни, пещера грот, ходульные сосны и лиственницы, светоносные сосновые леса на склонах гор привлекают много туристов. Для охраны этого уголка создан заказник. Как называется этот уголок Байкала. (Бухта Песчаная)
  6. Это эндемик Байкала. Нежно-розовое почти прозрачное тело ее не имеет чешуи, отсутствуют у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса ее тела. О ком идет речь? (О голомянке)

  • 4 этап. За пять минут вы должны вспомнить как можно больше названий связанных с Байкалом и записать их на листе бумаги, это: названия Байкала, ветры, виды рыб, хребты вокруг Байкала, реки, животные Байкала и его окрестностей.

  • 5 этап. Поэтический.

Чиста , уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Кто очищает озеро Байкал? (рачок эпишура фильтрует воду, и др. организмы)

2.А.Твардовский пишет:

В его блистающем просторе,

В глубинах толщи вековой,

В его повадках – облик моря

И отзыв в говоре морской.

Почему Байкал часто называют морем? (глубина, длина)

3.

И сам он величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

Весь ли до донышка просвечен Байкал? Какова прозрачность Байкала? (40 м. прозрачность воды)

4. Ю.Ефремов:

Это не узник на волю просился,

Это не ропщущий рушился кедр –

Взломанный лед, накреняясь, торосился

От напряженья качнувшихся недр!

О чем идет речь? ( Байкал находится в сейсмической зоне)

5. А.Твардовский пишет:

От скальных круч Хамар-Дабана

Сплетает гор своих венец

Он – мирового океана

На  этой суше посланец.

Что имел ввиду автор? (когда-то Байкал входил в огромную систему водоемов, соединяющуюся с океаном)

6. А.Твардовский продолжает:

И дань души своей влюбленной

Несут Байкалу с давних лет

Рыбак, и труженик-ученый,

И живописец и поэт…

Назовите поэтов, писателей, художников которые писали о Байкале. ( А.Твардовский,

А.Чехов,  А.Вознесенский)

  • 6 этап.   Заповедный.

1. Раим Фархади:

Современник, ты мой собеседник

Чем встревожен, молчишь отчего…

Приглашаю тебя в заповедник,

Ты входи без боязни в него!

Назовите заповедники Байкала. (Баргузинский, Байкальский)

2. В.Панченко:

В кедрачах темно и тесно,

Соболиная страна.

От густого чернолесья

Спинка гибкая черна.

В каком заповеднике с 1916 г. взят под охрану соболь? (В Баргузинском)

3.  

Чистой, чистой хрустальной чашей

Он лежит меж обрывистых скал,

Голубая жемчужина наша,

Легендарное море Байкал

Почему Байкал чистый-чистый? (горы сложены кристаллическим породами,  реки несут мало твердых частиц, и очищается живыми организмами)

4. А.И.Иванова

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его волы не «целлюлозило»…

Что имела ввиду автор? ( ЦБК Байкальский и Селенгинский загрязняют озеро своими сбросами)

5. А.Вознесенский

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

Байкал – заповедная совесть страны.

Назовите источники загрязнения Байкала. ( Иркутская ГЭС, промышленные предприятия Улан-Удэ, Иркутска, сплав леса по рекам.)

6. Е.Евтушенко:

Без тебя горизонт быть

Не может чистым.

Если ты загрязнен,

Не могу себя чувствовать чистым

Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? (на предприятиях должны быть более совершенные очистные сооружения, прекратить сплав леса)

7 этап.    Предоставляется слово командам. Составить и защитить туристический проспект по Байкалу. ( Домашнее задание)

 

8 этап.  Блицтурнир (для капитанов):

 1. Сколько рек впадает в озеро Байкал? (336)

 2. Длина озера? (636 км.)

 3. Наибольшая глубина (1620 м.)

4. Что такое «сарма» (ветер, река)

5.Что такое «Далай» (Байкал)

6. Самый большой остров? (Ольхон)

7. Кого на Байкале называют ушканами или зайцами? (нерпу)

8. «Дочь» Байкала? (Ангара)

9. Куда впадает Ангара? (Енисей)

10. Самая известная рыба в озере (омуль)

11. Волга – матушка, Байкал -… (батюшка)

12. Назовите возраст Байкала (15-25 млн. лет)

Поздравляю  впереди финиш! Вы благополучно преодолели все этапы.

Подведем итоги нашего соревнования (подсчитываем количество фишек каждой команды)

Выставление оценок.

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день,

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море - священный Байкал?

озеро

водный режим

полуостров

минерализация вод

рельеф

залив

1.Названия Байкала

2. Ветры

3. Виды рыб

4.Хребты вокруг Байкала

5. Реки

6. Животные Байкала и его окрестностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по информатике – Регата для 5 класса

Цель игры:1.     Повторение  и закрепление изученного материала за год.2.     Повышение интереса к информатике.3.     Развитие кругозор...

Урок-игра по информатике – Регата для 6 класса.

Цель игры:1.     Повторение  и закрепление изученного материала за год.2.     Повышение интереса к информатике.3.     Развитие кругозор...

Урок-игра по информатике - Регата для 7 класса.

Цель игры:1.     Повторение  и закрепление изученного материала за год.2.     Повышение интереса к информатике.3.     Развитие кругозор...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...