"Высотная поясность" - урок географии в 6 классе коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Лещенко Инна Васильевна

Конспект открытого урока, проведенного на районном конкурсе "Учитель года - 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vysotnaya_poyasnost.docx95.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Высотная зональность.

Цели и задачи: формировать представление о закономерностях смены природных условий в горах, на примере Кавказских гор; корригировать мышление через упражнение  в соотнесении геометрических фигур ; воспитывать бережное отношение к природе , чувства патриотизма и интереса к предмету.

Ход  урока.

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте. Садитесь.

Вы пришли на урок географии. География – это путешествие по миру. География – это наука для любопытных и любознательных.

Есть два разряда путешествий

Одно – пускайся с места вдаль,

Другой – сиди себе на месте

И географию читай!

  1. Корр. Мин. и объявление темы урока.

Расшифруйте тему урока  и запишите её в тетрадь.

.

В

С

Т

Н

О

А

Ы

Я

П

Ь

         

«Высотная зональность».

  1. Актуализация ранее изученного.

- Перед  тем,  как начать изучать новую тему, давайте повторим природные зоны которые уже изучили. И покажем их на карте.

1. назовите природную зону, хозяином которой является Белый медведь, где нет растительности, и много-много снега и льда.

5. здесь очень-очень жаркая погода, мало осадков, много песков, барханов и колючек.

2. здесь очень длинная, суровая зима, совсем короткое лето, из растений встречаются только мхи и лишайники;

4. какая ширь, раздолье, ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. Столько цветов и разнотравья нигде нет!

3. Белки расселились здесь. Шишки любит, прыгает с ветки на ветку.  Волк ищет свою добычу, Медведь готовит берлогу, тетерев сидя на дубе наблюдает за всем и ждёт снежной зимы.  

А  следующую зону надо разгадать в кроссворде.

1.

Р

о

с

с

и

я

2.

ц

и

т

р

у

с

о

в

ы

е

3.

б

а

м

б

у

к

4.

к

у

р

о

р

т

5.

а

р

б

у

з

6.

л

и

м

о

н

7.

С

т

а

в

р

о

п

о

л

ь

с

к

и

й

8.

д

е

л

ь

ф

и

н

9.

К

а

в

к

а

з

10

С

о

ч

и

- Прочитайте зону, которая лежит в основе этого кроссворда.

-  Есть ли в кроссворде слова, которые не относятся к зоне субтропиков? (Ставропольский)

  1. Изучение нового материала.

- А в каком городе будут проходить Зимние олимпийские игры 2014 года?  СЛАЙД

- Ой, как интересно. Это же город Сочи, город солнца, тепла, моря! И вдруг, Зимние Олимпийские игры !

   А вы не ошиблись?  Какие там коньки, лыжи, санки?! Какой биатлон,  какой фристайл, фигурное катание?

  Вот в зоне арктических пустынь, это да! Там столько снега, там столько льда! …

- А хотя, у нас в России всё  может  быть! Сочи располагаются в зоне субтропиков!

  И лежит у подножья Кавказских гор. Вот смотрите! СЛАЙД

                                           Показ слайдов города Сочи. 

А почему  же выбрали Сочи для проведения Зимних олимпийских игр?

На этот вопрос можно будет ответить если мы свами изучим новую тему нашего урока.  А назовите её, прочитайте. (Высотная поясность).

Высота. Высота – это горы! Что же происходит с природой на склонах гор?

А на этот вопрос  вы сможете ответить если заполните следующие таблички. Они лежат у каждого на парте:

Температура

воздуха

Таблица изменения природы, температуры, высоты.

Высота подъема

3500м

3000м

2500м

2000м

1000м

500м

+10   С

200м

Физ.мин..

Давайте пофантазируем и представим, что мы с вами оказались в прекрасном городе Сочи. Где летом очень жарко, а зимой прохладно и снежно. А сейчас поздняя осень, почти начало зимы, в городе прохладненько, дует пронизывающий ветер. Но мы готовы подняться вверх и найти ответы на возникшие вопросы! Экскурсовод И.В. поведёт вас по местам, где будут проводиться Зимние Олимпийские игры 2014 года, и  расскажет о особенностях природы этих мест.

  1. СЛАЙД. Сейчас мы находимся на берегу Черного моря или у подножья Кавказских гор. Летом, это курортный город, где люди дышат тёплым морским воздухом, купаются в море и загорают.  Любуются пышной растительностью субтропиков: эвкалипт, лимоны, киви, бамбук, виноград, персики, разновидности пальм.  А зимой, здесь то же немало народу, потому что они приезжают сюда полюбоваться необычностью этой природы и быстрой её смене в горах. Мы стоим на высоте 200м над уровнем моря, температура воздуха +10 градусов тепла. (Зарисуйте пальмы)

Здесь в данной зоне пройдут  спортивные соревнования по фигурному катанию, хоккею, кёрлингу  и конькобежному спорту. Здесь построена главная спортивная ледовая арена олимпиады, где будет проходить открытие и закрытие соревнований.

( ОЛИМПИЙСКИЕ СЛАЙДЫ)

  1. Ну что, пойдём дальше? Физ .мин.  (Обходим вокруг стульев)

Вот мы поднялись на следующую высоту 500м. Температура воздуха понизилась на 2 градуса, значит она стала … (+8). Запишите. Пышной растительности стало меньше, здесь много травы, цветов, встречаются кустарники. Местные жители сеют пшеницу,  кукурузу, выращивают  капусту, помидоры, огурцы и другие овощи. Зарисуйте поля и степи.

Здесь, в данной зоне будут проводиться  спортивные соревнования по санному спорту . Это удобное место для строительства трассы по бобслею.

 ( ОЛИМПИЙСКИЕ СЛАЙДЫ)

  1. Ну что, пойдём дальше? Физ .мин. (Обходим вокруг стульев)

Вот мы поднялись на следующую высоту 1000м. Температура воздуха понизилась на 2 градуса, значит, она стала … (+6). Запишите. Мы поднялись и видим вокруг себя много лиственных деревьев, это широколиственный лес . Как хорошо и легко здесь дышится. Чистый, разряженный воздух. Зарисуйте схематически лиственные деревья.

Здесь, в данной зоне будут проводиться  спортивные соревнования по лыжным гонкам, биатлону, построены для этого лыжные трассы. Это удобное место для отдыха спортсменов, здесь расположена олимпийская деревня.

(ОЛИМПИЙСКИЕ СЛАЙДЫ)

  1. Ну что, пойдём дальше? Физ .мин . (Обходим вокруг стульев)

Вот мы поднялись на следующую высоту 2000м. Температура воздуха понизилась ещё на  2 градуса, значит, она стала … (+4). Запишите. Мы поднялись и видим вокруг себя много сосен, елей, встречается кедр, это хвойный лес. Здесь очень красиво в зимнее время года! Зарисуйте схематически хвойные  деревья.

Здесь, в данной зоне будут проводиться   соревнования по горнолыжному спорту, построены специальные трамплины для прыжков на лыжах, для фристайла, для соревнований по сноуборду.

(ОЛИМПИЙСКИЕ СЛАЙДЫ)

  1. Физ .мин.  

Вот мы дошли до высоты 2500м. Температура воздуха понизилась ещё на  2 градуса, значит, она стала … (+2). Запишите. И что мы видим: простор, прохладно,  ни одного дерева, вокруг одна трава, крутые скалистые склоны. Эти места в горах называют альпийские луга (горные луга). Зарисуйте схематически луга.  Здесь спортивных объектов нет. Есть канатная дорога для любителей экстремальных спусков на  лыжах и сноубордах.  

  1. Физ .мин

Вот мы поднялись на следующую высоту 3000м. Температура воздуха понизилась ещё на  2 градуса, значит, она стала … (0). Запишите. Вокруг нас  голые скалы, кое-где покрытые мхами и лишайниками, в некоторых местах лежит снег. Постоянно дует холодный сильный ветер.

  1. Физ .мин .

И вот перед нами вершина, мы на высоте 3500м, она вся покрыта льдом и снегом. Температура воздуха -2 градуса. На какую природную зону похожи эти многолетние льды и снега?

- Посмотрите на заполненную таблицу.

 - как меняется температура?

- меняются природные условия ?

- меняется растительность.

- т.е. меняются природные зоны.

- Вот мы и ответили на вопрос, что такое высотная поясность.

Это смена природных зон с высотой.   Запишите определение в тетради.

- Назовите природные зоны с юга на север.

Давайте сравним её с записями, которыми писали мы в начале тетрадки.

ДА!. СМЕНА ПРИРОДНЫХ ЗОН В ГОРАХ ОТ ПОДНОЖЬЯ К ВЕРШИНЕ СХОЖА СО СМЕНОЙ ПРИР. ЗОН НА РАВНИНЕ С ЮГА НА СЕВЕР.

- А где ещё в России есть высотная поясность?

  1.  Закрепление изученного.

- Вот наш урок подошёл к концу. Давайте закрепим то, что сегодня изучили.

- Поиграем в игру «Закончи предложение»

(на экране написано начало предложения, а его конец дети сами досказывают)

  1. Смена природных зон с высотой – это …
  2. Сегодня на уроке мы рассматривали высотную поясность        …        гор.  
  3. Зимняя Олимпиада 2014 года пройдёт в Зоне субтропиков и в       …       .
  4. Город Сочи лежит  …    .  
  5. Самая высокая точка Кавказских гор     …    
  6. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем температура воздуха становится       …         .
  1. Итог урока.

ПО вашему мнению, плодотворно мы с вами поработали сегодня?

Я хочу, чтобы вы сказали своё мнение о пройденном уроке. А помогут в этом вам символы-талисманы Зимних олимпийских игр: Белого мишки, Леопарда, Белого зайки, Снежинки и Лучика, и других животных.  

(Ребята выбирают из предложенных картинок-помощников высказывания, которые помогают им составить  необходимый ответ).

- Урок интересный, необычный прошел на «5»

- мне теперь всё понятно

- было сложно, не всё понял

- я всё знаю, мне было скучно

- был активен, урок понравился

- урок прошёл быстро

- урок шёл медленно, я устал

- урок не понял

- этому уроку я бы поставил «4»

Теперь я хочу услышать мнение о уроке каждого из вас.

  1. Д/З.  

Стр.   151 в.1-2, 5-6. На контурных картах отметить Высотную поясность - Кавказ, и самую высокую точку г.Эльбрус.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12 VIII вида»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...