Урок географии в 9 классе "Географическое положение Воронежской области . Образ родного края"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Пушкарева Татьяна Михайловна

ЦЕЛИ УРОКА:

 

1.                Выявить особенности географического положения Воронежской области.

 

2.                Закрепить умения характеризовать физико - экономико-географическое положение территории.

 

3.                Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smagleevskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

УЧИТЕЛЬ

 ГЕОГРАФИИ

ПУШКАРЕВА

ТАТЬЯНА

МИХАЙЛОВНА 

9 КЛАСС

ТЕМА УРОКА:

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ,

РЕЛЬЕФ    

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.

ОБРАЗ РОДНОГО КРАЯ».

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Выявить особенности географического положения Воронежской области.

  1. Закрепить умения характеризовать физико - экономико-географическое положение территории.

 

  1. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • подборка книг о Воронежской области;
  •  атлас Воронежской области;
  •  контурные карты;
  •  слайды, магнитофон.

ХОД УРОКА.

Над доской плакат:

Всё то, что было в бездне дней,

Не меркнет в памяти моей,

И нет желанней ничего,

Чем образ края моего.

Константин Бальмонт.

Учитель:   Эти строки Константина Бальмонта являются эпиграфом к теме нашего урока.

Звучит песня Евгения Новичихина:

И песня, летящая звонко,

И зреет в полях урожай-

Всё это родная сторонка,

Всё это - Воронежский край.

     На её фоне учитель показывает слайды с изображением пейзажей Воронежской области.

Учитель:   У каждого из нас есть своё восприятие родного края, основанное на наших личных впечатлениях, рассказах окружающих нас людей. Обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом развитии края произведения искусства.

                С чего начался наш Воронеж?

Первое упоминание слова «воронеж» в русских летописях (Никоновской, Лаврентьевской, Игнатьевской) относится к 1177 году. Архерологические исследования последнего времени подтверждают существование русских укреплённых поселений XII – XIII вв в бассейне верхнего Воронежа (на берегах лесного Воронежа, собственного Воронежа, Рясы, Матыры). Воронеж – историко-географическая область, находившаяся в XII – XIII вв, до монголо-татарского нашествия на Русь, в южной части Рязанского княжества.

В результате Батыева нашествия и установления монголо-татарского ига на Руси Рязанская область Воронеж была опустошена, но название реки осталось. Позже, в 1585 году, новый город, основанный в низовьях этой реки, получил имя по реке – Воронеж.

400 лет назад Воронеж находился на южной окраине нашего государства. С тех пор далеко отодвинулись границы нашей Родины, и сейчас наша область оказалась в юго-западной части России. Она расположена на Восточно-Европейской равнине (учитель показывает на карте) в умеренно-континентальном климатическом поясе, на стыке лесостепной и степной природных зон. Поэтому природные условия области разнообразны.

(На столах у учащихся контур Воронежской области)

Задание:  Откройте тетради, запишите тему »Географическое положение и рельеф Воронежской области». В середине страницы обведите контур.

 (Контур на доске у учителя по мере объяснения заполняется).

             Площадь области 52,4 тыс. км2. Максимальная протяжённость с запада на восток составляет 354 км, с севера на юг 278 км. Посмотрите на карту атласа, назовите, с какими областями граничит наша область.

Воронежская область граничит с семью областями Российской Федерации. На юго-западе проходит граница России с Украиной. Внутри России область граничит на                      

                                                        З- Белгородская, Курская обл.

                                                        С-Липецкая, Тамбовская обл.

                                                        В-Саратовская, Волгоградская обл.

                                                        Ю-В с Ростовской обл.

               Крайние точки Воронежской области на

                                                        С-Семилукский район 52°, 6/ с. ш.

                                                        Ю- Кантемировский район-49°, 36/ с. ш.

                                                        З- Нижнедевицкий район 38°, 6/ в. д.

                                                        В- Борисоглебский район 42°, 54/ в. д.

(Обозначить в тетради)

Вывод.  Экономико-географическое положение области выгодное. Она находится на пересечении железнодорожных магистралей, связывающих центр страны с Северным Кавказом (Москва-Ростов) и Украину с Поволжьем (Харьков-Балашов).

Воронежская область в российских масштабах

Характеристика

Россия

Воронежская область

Площадь, тыс. кв. км

17075,74

52,4

Население, тыс. чел.

14804

2 млн 414,4

городское

сельское

109672 (74%)

39032 (26%)

1535,2

35,4

            Воронежская область отличается довольно плоским, равнинным рельефом. Максимальное колебание высот равны примерно 200 м. Высшая точка области расположена в северо-западной части 259 м, низшая на самом юге, где Дон пересекает южную границу области 57 м. На территории области располагается 3 крупных формы рельефа: Окско-Донская низменность, Среднерусская возвышенность, Калачская возвышенность. Эрозия и другие внешние процессы осложнили рельеф, создали мелкие  его формы: долины рек, балки, овраги, холмы.

Задание: Найдите на карте Воронежской области административный центр своего населённого пункта.

  На юге Воронежской области расположен Кантемировский район и наше село Смаглеевка. Кто знает, почему называется так наше село?

(Звучит музыка, показываю пейзажи села Смаглеевка)

Ученик.  Смаглеевка - село, центр сельской администрации, расположено в 12 км к с-з от райцентра. Возникло оно в 1760 г в связи с переходом жителей слободы Талы на новое место жительства. На берегах реки Богучарки в двух местах основали они два хутора Малеевка и Усивка. Между ними завязался спор, как назвать дать село. Так и назвали -  Малеевка, но первая буква была стёрта, для звучания поставили «С», так и назвали наше село -  Смаглеевка. Эти хутора объединились в 1772 г, в них было 42 двора.

                В настоящее время в селе 414 дворов, 1112 жителей, имеется Дом культуры, средняя школа, несколько магазинов.  

Учитель.    История нашего района очень богата и разнообразна. Нам есть, чем гордиться и есть что показывать. За тысячелетнюю историю существования России, Кантемировского края, у нас накопилось множество прекрасных традиций. Богат талантами наш край.

                Давайте проведём аукцион «Славные имена наших земляков», на котором победит не самый богатый, а самый знающий. Особенно активные участники получат оценку «отлично».

                Кантемиры – русский княжеский род.

Фёдор Кантемир - в 17 столетии был убит турками, сын Константин - бежал в Польшу.

                Дмитрий Константинович Кантемир.  Семь уроженцев удостоены высокого звания Героя Советского      Союза, один из них – дважды.

Ефимов Александр Николаевич,  дважды Герой Советского Союза

Голубов Анатолий Емельянович

Кутовой Андрей Фёдорович

Никитченко Никита Васильевич

Плужников Тимофей Григорьевич

Романенко Александр Фомич

Полубояров Павел Павлович

    Герои социалистического труда  

Борзенко Иван Иванович

Покрашенко Алла Тихоновна

Черноиванов Михаил Арсентьевич

Плужник Евгений Павлович

Задание:     назовите своих героев земляков или участников Великой Отечественной Войны нашего села

Новохатский Петр Тихонович

Пушкарёва Клавдия Ефимовна

Котляров Василий ГригорьевичУчитель:  Закончить урок я хочу словами Николая Почивалина (показ слайдов с изображением Воронежского края)

Каких краев глаза не повидали!

Но всех дороже искони свои -

Леса, степные дали

И на Хопре - шаманы- соловьи

Стремясь к добру и делом, и мечтою,

От бурь людских не прятался во мгле.

И если я чего- нибудь не стою,

То всем обязан этой вот земле.

Часто бывает так, что когда вы попадаете в незнакомое место, стараетесь всё увидеть и запомнить, и на то родное, привычное, что окружает вас, подчас не обращаете внимания. А ведь именно здесь вы родились и выросли. И куда бы ни забросила вас судьба, где бы вы ни жили, вы всегда вспомните Смаглеевку. Я надеюсь, что этот урок оставит след в вашей памяти, разовьёт интерес к своему родному краю, и вы ещё больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете всё для её процветания.

Подведение итога урока.

Задание на дом

§ 1-2 - вычертите схему, отражающую транспортное положение своего населённого пункта по отношению к районному и областному центрам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

УРОК ПОСВЯЩЁН ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ КОМПОЗИТОРОВ И РАЗНЫХ ЖАНРОВ...

2 КЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА. В НЕЙ СОДЕРЖАТСЯ ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ...

Урок города, посвященный 70- летию Кемеровской области «Кузбасс – мой край любимый»

Урок города, проведенный  в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Кемеровской области.Задача учителя,классного руководителя заключается в том, чтобы опираясь на высокую эмоциональность, впечат...

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

Географический образ родного края

Презентация для изучения Волгоградской области. Состоит из 2-х взаимосвязанных частей. Вторая часть - тест, тренажер для повторения, проверки знаний - все ответы есть  в первой части презентации,...

Программа электива по географии в 8 классе "Природа, экология Мордовии, родного края"

Учителем разработана программа элективного курса по географии в 8 классе "Природа, экология Мордовии и родного края"...