урок географии в 8 классе по теме "Реки России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Данный урок позволит изучить реки Росси, их особенности и возможности хозяйственного использования. В процессе урока учащиеся работают к атласом, контурными картами, заполняют таблицу, производят расчёт высоты падения реки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_8_klasse_po_teme.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе по теме «Водные пространства. Реки России».

Цели: I. Обучающие:

  1. знать основные понятия по данной теме.
  2. изучить особенности рек России и возможности их хозяйственного использования
  3. научить производить расчет высоты падения рек
  4. проанализировать

II. Развивающие:

  1. развивать память, речь, умение сравнивать и анализировать.

III. Воспитательные:

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, карта России, атлас, контурная карта.

   

   Ход урока:

   I. Орг. момент:

   Здравствуйте! Садитесь.

Я рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас необычный урок, потому, что у нас присутствуют гости, но я надеюсь, вас это не смутит.

   II. Изучение нового материала:

   Вода – чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас – в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках и озёрах, в болотах, ледниках, бьёт холодными ключами из склонов или на дне реки. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений. Она нужна и неживой природе: вода участвует в разнообразных превращениях веществ. Большинство химических реакций протекает в водной среде. Вода переносит вещества из одного природного комплекса в другой. Следовательно, без воды подавляющее большинство этих связей нарушится.

   Как вы догадались, наш урок будет посвящён водным пространствам России.

                                /запись темы урока в тетрадь/

 А работать мы будем по следующему плану:

                                     /слайд: план урока/

    ? Как вы думаете, чем представлены внутренние воды России?

      В РФ насчитывается 2,5 млн. рек и столько же озёр; 10% территории – болота и 60% - многолетняя мерзлота, на долю ледников – малая площадь, но в них содержится большой запас пресной воды.

                                     /запись данных в тетрадь/

     Россия – страна величайших речных систем. Длина рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна  - миллионами квадратных километров. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410 км.). Она же имеет и наибольший бассейн ( около 3 млн.км.). Самой длинной рекой России является Лена. Самой полноводной – Енисей.

     Реки России относятся к бассейнам трёх океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного – Ледовитого океана.

   Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшей рекой этого бассейна является Амур. Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся  к области внутреннего стока. Кроме Волги сюда несут свои воды Терек и Урал. Остальная небольшая часть территории (3%) относится к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупными реками здесь являются Дон и Кубань.

   Сейчас, заполним таблицу и распределим реки по бассейнам.

                               /заполнение таблицы/

     Рассмотрите внимательно карту России в ваших атласах и найдите эти реки. Отметьте крупные реки в контурных картах.

       Из курса географии 6 класса вы должны вспомнить основные части реки:

- Поток воды текущий в выработанном им углублении, называется…….?

- Как называется начало реки?

- Что может быть истоком реки?

- Как называется место, где река впадает в другую реку или озеро?

- Что образует главная река со всеми притоками?

 

   ? Как вы думаете, оказывает ли рельеф влияние на характер течения рек?

                                   /Да/

   Внимательно рассмотрите картинки на слайде и скажите, чем горная река отличается от равнинной?

   Вы правы, реки горных территорий отличаются узкими долинами и бурным течением. Там встречаются пороги и водопады. Реки равнинные имеют широкие долины, небольшое продольное течение, малые уклоны русел и медленное плавное течение. Эти реки удобны для судоходства, но относительно небогаты водной энергией.

   Реки издавна служили транспортными путями. Однако река – это не только дорога, но ещё и энергия. У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть ещё одно измерение – высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Эта высота измеряется превышением истока над устьем и называется падением. Падение реки выражают в метрах. Отношение падения реки ( в см) к длине реки ( в км) называют уклоном реки. Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость её течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твёрдые частицы и т.д.

   Я предлагаю вам рассчитать высоту падения рек, решив следующие математические задачи. Они на слайде.

                          /слайды с задачами/

   

    Влияние климата на реки проявляется через величину годового стока и роль различных источников питания в его формировании.

 

О питании и режиме рек

В питании рек Росси принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели  бы один источник питания, в природе не существует. В зависимости от преобладающего источника питания находится внутригодовые распределения стока - режим реки.

   -Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана? (снеговые)

   -Какое питание характерно для Амура (дождевое)

  -  Реки Волга, Урал имеют питание.

 -   Для тех Терек, характерно ледниковое питание.

Реки с весенним половодьем – это реки преимущественно снегового питания. Половодье – ежегодно повторяющийся  одно и время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы. К рекам этого типа относится подавляющее большинство равнинных рек. Подъем в них связан с таянием снега. Поэтому от южных границ страны к северным половодье смещается от ранней весны к началу лета. Летом реки этого типа имеют дождевое питание. Зимой питание только грунтовое, поэтому сток резко сокращается. В этот период на реках наблюдается межень-время устойчивого низкого уровня и малого расхода воды. В южных районах с малых с малом количеством осадков реки имеют и летнюю межень или вовсе пересыхают. Межень – самый низкий уровень воды в реке.

    Паводковый режим характерен для рек преимущественного дождевого питания. Обильные дожди, ливни вызывают резкие кратковременные подъемы воды в реке – паводки. В отличии от половодья, паводки могут возникать на реке в любое время года. Следовательно, реки этого типа могут быть лишь там, где зимой выпадают дожди, а реки не покрыты льдом. В России к этому типу относится реки низкогорий западной части Большого Кавказа.

  Реки с летним половодьем, вызванные таянием ледников, выпадение осадков и поздним таянием снега, характерны для гор. К этому типу относятся к реки гор Прибайкалья и Забайкалья, Камчатки, высокогорных районов Алтая и Северо-востока.

        Особое положение занимают реки муссонного климата юга Дальнего Востока. Для них характерно увеличение расхода в теплую часть года, связанное с дождями и таянием снега в горах. Летом и в начале осени, в период ливневых дождей, на реках наблюдаются высокие поводки. Продолжительная зимняя межень отличается эти реки от рек паводкового режима.

    Роль подземного питания у рек нашей страны обычно невелика. Лишь в районах, сложенных вулканическими туфами и карстующимися известняками, подземные воды дают почти половину стока рек. Примером таких рек являются малые реки Камчатки. Скок их мало изменяется по сезонам года. Достаточно равномерном распределением стока по сезонам года отличаются и реки, вытекающими из озер (Ангара, Нева и др).

    Зимой реки России покрываются льдом. Продолжительность ледостава различна в зависимости от суровости климата. Более восьми месяцев в году скованы льдом реки тундровой зоны Средней и Северо – Восточной Сибири. По движении к югу и юго – западу продолжительности ледостава уменьшается до 2-3 месяцев. Бурные реки, текущие с гор Кавказа, не замерзают.

       Рефлексия:

   Мы сегодня с вами хорошо поработали. Давайте закрепим знания, полученные на уроке, и ответим на вопросы.

                                /Вопросы на слайде/

       Молодцы! Спасибо за работу.

   Подведение итогов.

   Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...