ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
рабочая программа по географии по теме

Румянцева Людмила Геннадьевна

Цель программы: 

Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работе и обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

·        Сформировать устойчивые знания по предмету;

·        Создать условия для развития познавательной активности, умения приобретать новые знания;

         Формирование  компетентностного отношения к процессам,         

         происходящим в природе и обществе; взаимоотношения между   

          природой и обществом.

·        Умение решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности

·        Помочь усвоить ряд внепрограммных тем;

·        Подготовить учащегося к участию в олимпиадах разного уровня и к исследовательской деятельности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusakov.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

И.О. ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19

                                                                                                         _______________     Н.В. ИГОЛКИНА

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ

УЧЕНИКА 7 КЛАССА

РУСАКОВА АНДРЕЯ

учитель

географии

первой

 квалификационной

 категории

Л.Г. Румянцева

2012

Пояснительная записка

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

 Цель программы:  

Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работе и обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

  • Сформировать устойчивые знания по предмету;
  • Создать условия для развития познавательной активности, умения приобретать новые знания;

         Формирование  компетентностного отношения к процессам,        

         происходящим в природе и обществе; взаимоотношения между  

          природой и обществом.

  • Умение решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности
  • Помочь усвоить ряд внепрограммных тем;
  • Подготовить учащегося к участию в олимпиадах разного уровня и к исследовательской деятельности..

 

Программа  позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создает условия для обучения школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Задания практических занятий составляются таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь четко и грамотно излагать  свои мысли, рассмотреть вопросы, часто остающиеся за страницами школьного учебника.

Программа рассчитана на 3 года (на 34 часа в 2012 – 2013 уч. г.; 34 часа в 2013 – 2014 уч. г., 34 часа в 2014-2015 уч.г.) Программа включает в себя 8 тем. Темы занятий - темы основного курса, но материал позволяет углубить и расширить знания учащегося, наполнить основной курс разнообразными, интересными и сложными заданиями, что способствует развитию аналитического и практического мышления и приобретению навыков, которые будут полезны при изучении любой отрасли естественно – математических наук.

В практике преподавания географии в школе следует уделять большое внимание организации активной познавательной деятельности учащихся, акцентировать внимание на обучение применению географических знаний для анализа реальных явлений и процессов окружающей жизни, информации СМИ.

 

Психолого – педагогическая характеристика одаренного ученика

Анкетные данные:                                                

Ф.И.О. – Русаков Андрей Сергеевич

дата рождения – 19.08.1999 г.

адрес – ул. Автодора 37-43

школа №19

учитель: Румянцева Л.Г.

группа здоровья – 1

вид одаренности – академическая

Русаков Андрей – ученик общеобразовательного класса. Все годы

он успешно обучается в школе, имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Анализ нервно-психологического здоровья и развития Русакова Андрея показывает, что он имеет возможность заниматься по индивидуальной программе в 7 классе.

Он владеет большим объемом информации и свободно рассуждает по предмету, обладает высоким уровнем развития логического мышления, мотивации к обучению, ответственностью за порученное дело, большим интересом к географии, имеющим познавательную направленность, высокой работоспособностью и продуктивностью учебных занятий по географии, оригинальностью мышления и увлеченностью в процессе деятельности, которая в некоторых вопросах требует педагогического сопровождения.

Андрей умеет аргументировать свои ответы, отстаивать свое мнение, критиковать и анализировать мнение других. Характер у него сильный, соблюдает моральные нормы и правила, в общении держится свободно. Коммуникативные способности высокие, имеет много друзей.

В работе на уроке показывает  умение анализировать и систематизировать информацию, творчески подходить к делу.

  Хорошие результаты в международном конкурсе «ЧиП»  показывают наличие высокого аналитического  потенциала и способности к саморазвитию по индивидуальной программе.

 

     

Программа индивидуальных занятий

с учеником 7 класса Русаковым Андреем 

Тема

2012-2013 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

История исследования формы и размеров Земли. Географические следствия движения Земли.

4

Решение олимпиадных задач.

2

 Географическая карта – важнейшая форма отражения знаний человека о Земле, особый источник географических знаний. Многообразие географических карт, различия их по охвату территории, масштабу, по способам построения, по содержанию. Способы изображения объектов и явлений, применяемые на картах. Географические описания, страноведческие характеристики.

2

 Практические работы.  

1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

2.Определение географического положения объектов

( материков, островов, океанов и т.д.) на глобусе и карте.

3

 Рельеф континентов. Как формируется рельеф материков. Гипотеза дрейфа материков. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы.

2

 Работа с электронной картой

Решение олимпиадных заданий.

4

 Равнины и горы материков.   Рельефообразующие процессы. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Особенности рельефа отдельных материков.

2

 Практические работы. 

1. Описание по плану рельефа одного из материков.

2. Сравнительная характеристика рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различия.    

5

 Климат и воды.

Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы.  

  Зависимость вод от рельефа и климата.   География «речных цивилизаций».

2

1. Описание различий в климате одного из материков. 2.Оценивание климатических условий материков для жизни населения.

6

 Растительность и животный мир материков.  Культурные растения и домашние животные. Изучение центров происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.

2

  Составление каталога культурных растений и домашних животных по материкам. 6. Нанесение на контурную карту каждого материка ареалов территорий с антропогенными ландшафтами.

7

 Деление Мирового океана на части.

 Особенности органического мира каждого из океанов. Природные пояса.

Хозяйственная деятельность людей в океанах. Экологические проблемы и пути их решения.

2

  Составление описания природы одного из океанов  и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана.

8

Южные материки (Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида)

Особенности природы материков. Население. Деление континентов на крупные регионы.  

10

 Практические работы.

 1. Составление проектов маршрутов плаваний  и путешествий.

2. Определение по картам природных богатств стран.

3. Выявление особенностей расового и этнического состава населения стран.  

9

 Северные материки (Северная Америка, Евразия)

5

   Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности.

10

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: географические описания, картографиче-ские модели в географических исследованиях, сравнительно-географический метод, статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы.

3

1. Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов.

2. Моделирование положения материков Земли в разные эпохи жизни планеты и в далеком будущем.

   

 

  Программа индивидуальных занятий

 с учеником 8 класса Русаковым Андреем

Тема

2013-2014 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

 ГП России

Развитие географических идей и учений в России. Вклад россиян-землепроходцев и ученых-географов – в развитие географических знаний о стране, их имена на карте России. Русское географическое общество. Роль географических знаний в решении практических задач общества. География России на пути в будущее.

4

Работа с электронной картой

Определение физико-географических объектов России по описанию.

2

 «Визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: символика, политико-административное устройство, столица, население, площадь.

Территориальное и экономическое пространство России. Географические аспекты местоположения, протяженности и размеров территории. Морские, сухопутные и воздушные рубежи. Пограничные государства.

3

Практическая работа

 Нахождение своего местоположения на карте России. Определение по карте удаленности своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы и т.п.) и оценка благоприятности географического положения.

3

 Поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса на территории нашей страны. Влияние разницы во времени на жизнь населения и хозяйство страны.

3

 Самостоятельная работа.

Решение олимпиадных задач на нахождение поясного времени

 

4

 История формирования географического пространства России: от Киевской Руси к Московскому княжеству, расширение территории Москов-ского княжества на север, присоединение восточных территорий (Поволжья, Сибири, Дальнего Востока), от Российской империи к СССР, распад Советского Союза и формирование нового географического пространства России.

5

 

Работа с электронной картой

 

5

Этнос России. Понятие «этнос». Этносы гор и этносы равнин. Современная этническая картина России, языковые семьи, религиозный состав населения. Карты языков, народов и религий России. Природа и культура этносов.

4

 

 

Работа с ЦОР

 

 

6

 Природные условия и ресурсы. Понятия «природные ресурсы», «природные условия». Классификация природных ресурсов. Ресурсы вещества, энергии и информации. Понятие «природно-ресурсный потенциал территории».

4

Практикум

Сбор информация и его презентация через газету

7

 Рельеф и недра России. Строение российской части литосферы. Основные тектонические структуры и связь с рельефом. Вулканические и сейсмические районы России. Рельеф российского шельфа.

3

 

Работа с электронной картой

Установление зависимости форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

8

 Климат России: синоптические и климатические карты, климатограммы.

Климатообразующие факторы: широта и континентальность, свойства подстилающей поверхности.  

 Воздушные массы территории России: типы, характеристики, движение. Климатическое районирование: пояса и области.

4

 Практическая работа

по  изучению распределения световой и тепловой энергии, изменение продолжительности дня и ночи по сезонам года, в течение суток, по широте и в зависимости от рельефа (абсолютной высоте, экспозиции и крутизне склонов).

9

Воды России: наземные и подземные как составная часть гидросферы. Методы гидрологических исследований. Картографические источники гидрологической информации: гидрологические карты, гидрографы рек, гидрологические профили.

2

1. Объяснение закономерностей размещения различных видов вод (рек, озер, болот, ледников и др.).

2. Оценивание обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

10

Растительный мир России. Растительные ресурсы: природные и антропогенные.

2

Составление прогноза изменения растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности на

   

 

 

  Программа индивидуальных занятий

с учеником 9 класса Русаковым Андреем 

Тема

2014-2015 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

 Население России. Численность населения России и ее изменение. Расселение – как система. Карта плотности населения. Города как системы: типы городов, городской образ жизни. Урбанизация. Агломерации – системы городов. Сельские населенные пункты.

3

Определение по картам и материалам текущей печати основных направлений миграции населения России.

 

2

 Зональные природно-хозяйственные системы. Учение о географической зональности. В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев и М.И. Будыко – основоположники учения о ландшафтах. Особенности жизнедеятельности и хозяйствования в зональных природных комплексах. История освоения природных зон на территории России.

3

Самостоятельная работа

Эл. презентация

     

3

 Районирование России.

Понятие «районирование». Почему на территории нашей страны необходимо выделять географические районы.   Схемы природных и социально-экономических районов. Комплексные социально-природные районы.  

3

Электронная презентация

История районирования в России. Виды районирования.

4

 Европейская часть России

Экономико-географическое положение. Состав, административно-территориальные единицы. Природные условия и ресурсы. Население. Специализация - наукоемкое машиностроение, химическая, легкая промышленность, лесная промышленность района. Особенности ТЭК и АПК. Роль пригородного сельского хозяйства. Особенности транспортной сети.

6

Практическая работа

 1. Составление комплексной географической характеристики района; определение межрайонных различий.

 

5

 Азиатская часть России.

Концентрация топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, пути их эффективного использования в условиях рынка.  

Административно-территориальные единицы.   Проблемы развития региона.

  Внешние экономические связи.

6

 Электронная презентация

 Определение тенденций хозяйственного развития районов нового освоения.

6

 Новые, независимые государства Европейского Запада (Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Молдавия), Азиатского Юга

(Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Армения)

4

Практикум

Сбор информации и его презентация через газету

7

 Политическая карта мира.

3

Самостоятельная работа

Выполнение олимпиадных заданий по политической карте мира.

   

  Список литературы:

  

1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. М. «ТЦ Сфера», 2001.

2. Вишневская С.С., Горохов В.А. По национальным паркам мира. М.: «Просвещение», 1993.

3. Власова Т.В. Физическая география материков. Часть 1 и 2. М. «Просвещение», 1986.

4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Решения и ответы. 7 класс. М. «Просвещение» 1998.

5. Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: «Академия развития», 1997.

 

6. Карасев С.А. Политическая карта мира: методические рекомендации. – Саратов. 2002.

7. Литинецкий И.Б. Барометры природы. М.: «Детская литература», 1982.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 1 и 2 части.- М.: Дрофа,2005.

9. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: «Просвещение», 1988Пармузин Ю.П. Живая география. М.: «Просвещение», 1993.

10. Пашканг К.Д. Охрана природы. М.: «Просвещение», 1990.

11. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: «Просвещение», 1989.

12. Разумовская О.К. Веселая география. Викторины. Ребусы. Кроссворды. Ярославль: «Академия развития», 1997.

13. Энциклопедия для детей. География. М.; «Аванта + », 2000.

Методический блок

Методы и приемы: значительное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной деятельности – изучение вклада выдающихся исследователей и путешественников в географическую науку, знание крупных городов и городских агломераций мира,   проработка теоретического материала, подготовка докладов, рефератов, выпуск газет, подбор материала для выступления на классном семинаре, факультативе. Основными методами являются - проблемный метод проектов и исследовательская работа.

Результаты обучения

Углубленное изучение географии предполагает, прежде всего, наполнение основного курса разнообразными, интересными и сложными заданиями и поэтому в первую очередь необходимо овладеть основным программным материалом на более высоком уровне.

Ученик должен уметь:

-практически применять полученные знания;

- определять причинно-следственные связи;

- обосновывать причины происхождения  явлений и процессов, происходящих в природе и обществе;

- уметь решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности;

- делать обобщение на основе собственных практических наблюдений;

 - проводить научные исследования.

 Ожидаемый результат:

  • повышение качества знаний;
  • активизировать познавательный интерес, что является важным

           условием в  подготовке к олимпиаде;

      -     участие  и место призера в городской олимпиаде

      -     высокий результат в Международном конкурсе «ЧиП»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по географии ученика 8а класса Комисарова Александра.

СПАСЁМ  ПОДГОРЫ.ПРИЧИНЫ    ЗАГРЯЗНЕНИЯ  ПРАВОБЕРЕЖЬЯ ВОЛГИ.                                  ...

Развитие физических качеств учеников начальных классов

Двигательные качества - это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека. Их развитие происходит непрерывно, но неравномерно. Активная двигательная деятельность способствуе...

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.

Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....

Развитие силовой выносливости учеников 7-9 классов в системе дополнительного образования

Разработка и аппробация программы развития силовой выносливости проводилась в 2016 году в рамках подготовки спортсменов федерации альпинизма Нижегородской области. Данная программа и разработанный ком...

Развитие творческих способностей учеников в классе фортепиано ДМШ на основе интеграции искусств

Статья посвящена проблеме творческого развития учащихся ДМШ, к которой автор обращается на протяжении многих лет своей педагогической и творческой деятельности.Статья опубликована  в сборнике...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...