Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Омарова Аминат Султанахмедовна

Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один из слайдов содержит вопрос о национальном составе Ставрополья, и его соответственно, каждый учитель изменит на вопрос о своей области или республике, в которой живет. Это в плане изучения региональной географии на уроках общего цикла является весьма правильным подходом, ибо национальный состав вашего региона отражает суть вопроса по всей территории России.

Учащимся сегодня так много в сети информации, что надо просто пользоваться. Страна наша многонациональна, и учащиеся, проживающие в любом регионе России, это прекрасно знают, так как нет у нас такого региона, который был бы сугубо однонациональным. Поэтому изучение темы урока географии 8 класса не представляет особой трудности в понимании причин такого многообразия наций и народностей в стране. С другой стороны, слайды презентации по географии помочь должны разобраться во всем этом многообразии, так как распределение представителей различных наций по территории страны настолько многогранно, что просто так на эти вопросы обучаемые не смогут.
Однако, я надеюсь на то, что богатый иллюстративный материал, который содержится в слайдах презентации powerpoint, позволит вашим восьмиклассникам понять этот непростой вопрос и ощутить, насколько велика Россия, и как она прекрасна своими народами, проживающими вместе и дружно!
Действительно, ведь урок по теме национальный состав России, это не просто информативный материал, но и воспитывающий, так как мы должны прививать учащимся чувство толерантности к представителям других наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации.
Русские, как основная часть населения страны – как по историческим истокам государства Русь, так и по общему числу представителей, распространены по всей территории страны, так как именно русское московское государство, расширяя свои владения, осваивало новые территории, объединяя народы, проживающие на большей части Евразии.
Этот материал поможет учителю существенно упростить объяснение довольно сложного материала урока. Яркие слайды, информативный текст – все позволит провести насыщенный информативный урок географии в 8 классе!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии.

Учитель географии МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края  Омарова А.С.

Тема урока: Этнический, национальный  состав населения России.    

 Цели:

1.Познакомить с особенностями этнического, национального состава России, с размещением народа по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, мьтимедиапроектор, презентация к уроку, лист учета (для учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотрите, пожалуйста,  на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное,  уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы  сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно  всем.

2. Проверка домашнего  задания:                                                                                                                        Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков?

- ответы учащихся…

      У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста.  Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Слайд. Тестирование

  1. Численность населения России (млн.                                                                                                                                              а) 280         б) 354        в) 142                                                                                                                                                        

2.Место России по числу жителей                                                                                                                                                       а) 3      б) 6      в) 7                                                                                                                                                                    

3. Естественный прирост                                                                                                                                                                  а) умершие     б) родившиеся      в) разность                                                                                                                                      

4.Воспроизводство                                                                                                                                        а) убыль    б) возобновление   в) рост

Объявление темы и цели урока                                                                                                  Дорогие дети,  в ближайшие 40 минут, мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России.  Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел  вылепить  из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.

 Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:

  ЭТНОС  ТОЛЕРАНТНОСТЬ     АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Верно. Сегодня на уроке,  мы продолжим тему население России и узнаем:  каков национальный состав населения России и как он менялся.

Запишите  тему  урока: «Этнический, национальный  состав населения России» в ваших план-схемах.   (на слайде)

Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану: (на слайде)

1. Языковой состав населения России.                                                                                                                 2. Размещение народов по территории.                                                                                                                         3. Особенности национального состава населения Ставропольского края.                  4. Практическая  работа.

 Изучение новой темы.

Вводное слово  учителя.         

        Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ.  В нашей стране проживает огромное  количество  народов,  больших  и  малых,  более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и  вносят большие и малые этносы.  

Давайте вспомним, что же такое «этнос» (стр.  учебника-256) Запишите  в тетради: «этнос» - народ, этнография – наука о народах.

Ассимиляция (от лат.) - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. этнически разнородных групп населения, смешанных …

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…

         Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Посмотрите на слайд. Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

На карте  что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски).

Россия – страна многонациональная.  Каждая  нация  имеет  свой  язык  значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Есть ли похожие языки?  Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Почему?  Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков.

По сходству языков народы России относят к 4 большим  языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

Откройте атлас  – на странице 13   «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Работа  с  таблицей 

-Какая языковая семья самая многочисленная?  Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

-  По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы?                                    -  Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

- А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

 - Какой народ является государствообразующей? (русский).

 А сейчас, вы по такому же плану (у каждого на парте)

 (языковая семья,  языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская (ответы)

 Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи.

         Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов,  а долголетие флага сродни кавказскому народу.
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России,  бело-сине-красный  флаг нашей Родины можно назвать  своеобразной этнографической картой.

4.        А каков национальный состав населения нашего Ставропольского края (на отдельном листе) (1 ученик)

Русские

2 231,8

Армяне

149,2

Украинцы

45,9

Даргинцы

40,2

Греки

34,1

Ногайцы

20,7

Цыгане

19,1

Карачаевцы

15,1

Азербайджанцы

15,1

Туркмены

13,9

Чеченцы

13,2

Татары

13,0

Белорусы

11,3

Грузины

8,8

Немцы

8,0

Осетины

7,8

Турки

7,5

Аварцы

7,2

Корейцы

7,1

5. Национальный состав населения нашего села  (1 ученик)  .

6.Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята пяти национальностей: русские -59%,   даргинцы - 37%,   кумыки - 1%, азербайджанцы - 1%,   аварцы - 2%.

И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Огромное количество народов населяют Россию.  Чем же народы друг от друга  отличаются?  Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты.   Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Физминутка (расслабление)

СЛАЙД

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

Россия – многонациональное государство.

Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России» (стр. учебника 276, рис 30)

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

1 – название этноса                                                                                                                                                   2 –языковая группа,                                                                                                                                                                 3 – языковая семья,                                                                                                                                      

6. Подведение итогов урока.

- Что нового для себя узнали?

- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §52, записи  (на «3»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

Открытый урок в 9 классе на тему "Национальный состав населения России. Классификация народов по признакам"

Урок - обобщение. В разработке урока представлены способы обобщения не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Используются различные средства и элементы технологий. Основная ...

Конспект урока по теме Миграции населения России

Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...

Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"

·         Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....

Конспект урока. 8 класс. Численность населения России

Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...