Урок- путешествие по Волгоградской области
план-конспект занятия по географии (7 класс) по теме

Это внеклассное мероприятие, чтобы повысить интерес учащихся к родному краю. Урок в виде игры по разным станциям.характеризующих природу Волгоградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок-путешествие по Волгоградской области

Цели: обобщить, углубить и расширить знания о природе Волгоградской области; развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование: карта путешествия (маршрут); физическая карта Волгоградской области; знаки станций; плакат – нарисованная выхухоль, аудиокассета.

Ход путешествия

Учитель

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по родному краю. Маршрут нашего путешествия перед вами. Вы видите, что мы должны остановиться на 7 станциях: заповедник, лес, река, гора, хутор, месторождение и снова вернуться в Волгоград.

Учитывая то, что дети любят соревноваться, параллельно с путешествием будем проводить турнир между командами красных, синих, желтых, зеленых.

Учитель

Пора отправляться в путь. По дороге мы можем повстречаться с лешим, кикиморой, лесником и т.д. Они будут смотреть за тем, правильно ли мы ведем себя во время путешествия, а помогать им в этом будут учителя географии и старшеклассники. Все замечания они будут заносить в маршрутные листы каждой команды. Итак, в путь!

Станция «Природные памятники»

Учитель

Мы добрались до первой нашей станции «Природные памятники». Послушайте информацию о природных памятниках Волгоградской области.

Учащийся выходит со значком станции и рассказывает о природных памятниках. Во время рассказа демонстрируются слайды, фотографии.

Учитель

Ко всему сказанному хочу добавить, что редким животным на территории Волгоградской области является выхухоль. Это очень необычное животное, во-первых, по внешнему виду. С этим животным и будет связан наш первый конкурс. По описанию, которое вам сейчас прочтут, нарисуйте выхухоль.

Зачитывается описание животного, а по одному участнику от каждой команды рисуют изображение, затем показывают его всем присутствующим и здесь же показывается рисунок выхухоли, выполненный художником.

Учитель

Команды замечательно справились с заданием, и нам можно продолжить путь до станции «Лес».

Выходит учащийся со знаком станции «Лес».

Станция «Лес»

Кикимора

А вот и я! Что, не ждали?

Учитель

Ой. Кто это? Ой, что это?

Кикимора

Кикимора я, не узнали что ли? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, все равно не поймете! А вы сюда чего явились?

Учитель

Мы туристы, ездим по разным местам, много нового узнаем, да и к тебе вот в лес зашли.

Кикимора

По разным местам? Много нового? Это, наверное, очень интересно? А мне можно с вами?

Учитель

Возьмем ее с собой?

Кикимора

Возьмите, я вас за это короткой дорогой по лесу проведу. А пока идти будем, вы послушайте наше лесное радио.

Учащиеся рассказывают о лесах Волгоградской области, демонстрируются слайды, фотографии.

Учитель

Ребята, хорошо нас Кикимора короткой дорогой через лес провела, а вот представьте себе, что мы заблудились в лесу, и все припасы свои съели... Давайте посмотрим, кто из вас больше съедобных грибов узнает?

Команды называют съедобные грибы. Выигрывает та команда, которая последней называет съедобный гриб.

Учитель

А как насчет съедобных растений?

Ребята называют съедобные растения. Снова выигрывает та команда, которая последней называет съедобное растение.

Учитель

Теперь наш путь лежит через хутор. Здесь мы с вами отдохнем и немного поиграем.

Я буду загадывать загадки о животных, растениях, географических объектах, а вы — отгадывать:

Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

(Болото)

Виден край, до и не дойдешь. (Горизонт)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет.

(Волна)

Не дерево, а суковато. (Олень)

Не птица, а летает. (Летучая мышь)

Станция «Река»

Выходит ученик со знаком станции,  рассказывает о реках Волгоградской области, демонстрируются слайды и фотографии.

Учитель

Чтобы нам с вами перейти нашу речку, надо выстроить мост с помощью знаний. Сейчас я буду зачитывать вопросы о, а вы на своих местах будете записывать ответы и затем передавать их в жюри. 

Вопросы

  1. Какая река имеет самую большую длину в пределах Волгоградской области? (Дон)
  2. Какая река в Волгоградской области относится к бассейну внутреннего стока? (Волга)
  3. На берегах какой реки имеются меловые горы? (Дон)
  4. Назовите рыбу рек нашей области, которая спасла Емелю от нищеты? (Щука)
  5. Назовите крупные притоки Дона. (Хопёр, Бузулук, Медведица)
  6. Назовите левый рукав реки Волги севернее Волгограда. (Ахтуба)
  7. Крупнейший левый приток реки Волги. (Еруслан)
  8. Какая река в старину называлась «Лавла»? (Иловля)

Запись на кассете: «Легенда о реке Ахтуба».

Станция «Гора»

Учитель

Итак, мы можем двигаться дальше. Следующая станция «Гора».

Ученик со значком станции рассказывает о рельефе Волгоградской области; демонстрируются слайды, фотографии.

Учитель

Задание командам. Чтобы преодолеть все названные вершины, необходимо ответить на тестовые задания и затем листы передать в жюри.

Ученики на листах с тестами дают ответы.

Тест по рельефу

  1. Самая высокая вершина Волгоградской области:
  1. 332 м;
  2. 358 м;
  3. 228 м.

  1. Наиболее низкая местность области:
  1. –16 м;
  2. –32 м;
  3. –8 м.

  1. Город Волгоград расположен на:
  1. Приволжской возвышенности;
  2. Ергенинской возвышенности;
  3. Прикаспийской низменности.

  1. Какими породами сложены горы Уши?
  1. неогеновыми;
  2. палеогеновыми;
  3. меловыми.

  1. На берегу какой реки расположены Столбичи?
  1. Дон;
  2. Волга;
  3. Хопер.

  1. Между какими возвышенностями расположена Окско-Донская равнина?
  1. Донская гряда и Калачская возвышенность;
  2. Приволжская возвышенность и Донская гряда;
  3. Калачская возвышенность и Приволжская возвышенность.

  1. В каком районе Волгоградской области находится Большой Каменный Овраг?
  1. Жирновский;
  2. Камышинский;
  3. Дубовский.

  1. В каком районе обнаружены ледниковые обнажения (морена)?
  1. Руднянский;
  2. Кумылженский;
  3. Камышинский.

Учитель

Последняя наша станция «Месторождение».

Станция «Месторождение»

Учитель

Давайте вместе с вами вспомним, что мы изучали на уроках о полезных ископаемых  Волгоградской области.

Ученик со значком станции рассказывает о полезных ископаемых Волгоградской области.

Учитель

А теперь, ребята, представьте, что вы — рекламные агенты, которым нужно прорекламировать предложенные полезные ископаемые так, чтобы состоятельные люди дали деньги на их добычу, а именно: песок, глину, известняк, фосфориты.

Представители команды выполняют задание.

Учитель

Итак, мы побывали на всех станциях, и я думаю, что пора предоставить слово жюри.

Жюри оценивает работу команд.

Учитель

К сожалению, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться.

Ребята поют походную песню.


                                 муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 99

имени дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко

Тракторозаводского  района г. Волгограда

 

Урок – путешествие

 по Волгоградской области

Выполнила

учитель географии

Евтушенко Татьяна Павловна

г. Волгоград, 2014

Литература

  1. География и экология Волгоградской области: учеб. пособие для ср. шк.—2-е изд., перераб. и доп. / авт. кол.; под общ. ред. проф. В.А. Брылева.—Волгоград: Перемена, 2005.
  2. Атлас Волгоградской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение Волгоградской области

Характеристика ЭГП Волгоградской области...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

7 класс урок - путешествия по Волгограду и Волгоградской области

Урок  повторения  пройденного  материала  за  весь  год....

Урок Победы "Горячее сердце": героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников – детей и подростков Волгоградской области"

Классный час Урок Победы рассказывает о героизме юных ребят волгоградской земли в годы ВОВ и в мирное время....

«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» (урок – путешествие по Липецкой области»)

Цель: повторение и обобщение знаний по данной теме, отработка навыка определения, изменения и правописания имён числительных; развитие интереса  к истории родного края....