Урок с использованием ИКТ
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Апакова Галина Петровна

Материал для ознакомления учащихся с внутренними водами Якутии, на основе которого формируется интерес к родному краю, бережное отношение к водным и биологическим рессурсам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по внутренним водам Республики Саха (Якутия)

Апакова Галина Петровна
учитель  географии,

МКОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 25,  

Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внутренних вод своей местности.

Задачи: 

 Образовательные:

  • дать классификацию внутренних вод Якутии;
  • рассмотреть крупные реки и их особенности (питание, характер течения, режим, хозяйственное использование);
  • изучить озера республики, их происхождение и значение;
  •  привести примеры опасных стихийных явлений, наблюдаемых на территории республики.;
  • дать представление об экологической ситуации внутренних вод Якутии.

Воспитательные:

 - воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране;

 - формировать экологическую культуру учащихся;

- продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний;

        - развивать творческое мышление и навыки.

 Развивающие:

- развивать умения выделять причинно-следственные связи, развивать географическое мышление;

-формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся;

-продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки  на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.

Форма урока: урок-экспедиция (некоторые учащиеся получают опережающие задания).

Учебно-методический комплекс: физическая карта Якутии; контурные карты;  презентация, творческие проекты , национальный костюм.

Оформление доски, стендов: тема урока, цитата, схема по внутренним водам, рекам, озерам, подземным водам.

Куда ни глянь – светлы до ослепленья
Вокруг озера, реки и поля.
Мы говорим с особенным волненьем:
– Привет тебе, якутская земля!

Иван Пиняев.

1. Организационный момент.

2. Переход к изучению новой темы.

Звучит медленная якутская мелодия.

В течение нескольких уроков мы знакомились с внутренними водами России – нашей большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине – Республике Якутии и ее внутренним водам.

3. Изучение новой темы.

1. Типы внутренних вод республики.

Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель урока, в течение которого мы совершим путешествие вместе с якутским богатырем Ньургуном Боотуром Стремительным по его владениям – краю  якутскому, во время которого мы познакомимся с крупными реками, озерами, болотами, подземными водами своей малой родины и оценим их состояние сегодня.

Выходит   Ньургун Боотур Стремительный в национальном костюме, читает стихотворение, подходя к учащимся.

Вы на Севере бывали?

Край родимый мой видали?

Раньше там, чем в странах прочих,

Раскрывает солнце очи,

– Много мной исхожено, много мною пройдено, много я повидал такой красоты земли родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и от вас услышать что-нибудь новое и интересное.

– Поможем    Ньургуну  Боотуру и дадим классификацию внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему мнению, встречаются в нашей республике.

Схема заполняется на доске в течение урока.

Внутренние воды Якутии

Внутренние воды

                                                                                             

Реки  136                                                                   болота                    

                                                    озера 710                                       подземные воды

         

                      Термокастровые            кастровые                      ледниковые

               

                                           пойменные                    тектонические

                                     

Лена                       Реки не относящиеся к бассейну р.Лена

2. Реки республики.

Ньургун Боотур Стремительный открывает книгу и читает летопись:

– На территории республики очень много рек, речек и ручьев.  Большие реки (16) с массой больших (136) и малых притоков  смотрятся на карте как вывернутые и поставленные корнями вверх гиганские деревья корнями уходящие в Северный Ледовитый океан. Верховья рек находятся преимущественно в горах.

Задание: посмотреть на карту и назвать эти реки.

Ответ:  Лена, Витим, Вилюй, Олёкма, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Оленек, Анабар.    

 

3. Лена – основная река республики.

Река Лена, собрав с 65% территории Якутии при помощи своих 2500 притоков, несет ежегодно в Северный Ледовитый океан 500 куб.км.  воды. По площади бассейна она занимает 8 место в мире, по длине - 10. Исток реки Лены находится лишь в 10 км к северо – западу от о,Байкал, где наша великая река начинается в виде маленького таежного ручейка из горного распадка.

Задание: работа со схемой и контурной картой.

Крупные притоки Лены

Левые                                                                                        Правые:

Вилюй                                                                        Витим

Нюя                                                                              Алдан

Муна                                                                                Олекма

                                                                         

Да не полно летопись гласит,
Здесь красоты родной не видно.
Отправимся друзья мы в путь недлинный
Воспеть красоты Родины своей.

– Кто из вас хочет поехать вместе с Ньургун Боотур Стремительный чтобы все понять и проанализировать на месте, поднимите руки. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести некоторые записи в своих тетрадях.
Итак, в путь! К устью Лены  от её истока.

Слайд № 1,2

Дети смотрят на карту и фотографии реки Лена, а Ньургун Боотур Стремительный читает стихотворение:

 Есть поверье: Лена – река-

Дочь Земли и Неба. Она

Родилась в глухие века,

древним солнцем озарена….

                                        И.М.Гоголев        

– Лена – основная жизненная артерия республики и протекает по ее территории на протяжении 4400 км.  Открыл дневник Ньургун Боотур Стремительный и записывает основные параметры реки.

Задание: поможем Ньургуну Боотуру Стремительному, назовем основные параметры реки.

Ответ:  Исток  10 км к северо – западу от о,Байкал, устье  Море Лаптевых, характер течения – в верховье -горный(скорость течения быстрое, скалистые берега (щеки), прижимы на поворотах, перекаты ), в среднем течении становиться более спокойнее, нижне -   равнинный (течение медленное, берега пологие, много стариц), питание – смешанное (зимой и весной – снеговое, летом – дождевое), время  половодья – летом,  время ледостава – октябрь – июнь.

Ньургун Боотур Стремительный. Стихийные бедствия потому и называются стихийными, что их невозможно спрогнозировать, им сложно противостоять – от них можно лишь как-то уберечься, снизить ущерб, избежать жертв. В Якутии самыми страшными стихийными бедствиями стали весенние паводки, В летописях много сказано о страшных наводнениях на Лене. Ежегодно случаются наводнения и часто они приносят большие разрушения и беды  жителям городов и сел, расположенных на берегах непокорной реки.  

Слайд № 4- 11

   

4.  Витим.

–Лена с обоих берегов принимает многочисленные притоки.

Задание: назовите самые крупные из них?

Ответ: Витим, Олекма, Алдан, Вилюй. 

– И первый приток, который встречаем мы, двигаясь вниз по течению, это река Витим.

(дополнительный материал о реке Витим)

5. Олекма.

Следующий крупный приток Лены - Олекма.

 Слайд №  12

(дополнительный материал о реке Олекме - учащийся).

6. Алдан и его притоки.

Слайд №  13,14

Следующяя остановка - крупнейший приток Лены – река Алдан нашего Алданского улуса и его притоки: Амга, Большой Нимныр.

Группа учеников  представляют свой проект  «Реки Алданского улуса».

6.  Вилюй.

Ньургун Боотур Стремительный: - Путь наш по Лене продолжается к Северному Ледовитому океану и на пути один из  значительных притоков Лены – река Вилюй.

Много страшных сказаний рассказано в летопися о верховьях реки Вилюй.

 Слайд №15-19

  дополнительный материал о реке Вилюй.

7. Озера Якутии

В Якутии насчитывается 710 озер с площадью 1 га., и огромное количество меньшей площадью. Кто может сосчитать все провальные озерки – омуты, названные удивительныо точно – Сир харага (Глаза Земли), спрятавшиеся среди тайги дюедя – водоемы в начальной стадии таяния подземных льдов.

8. Термокастровые озера. 

 Слайд №20

Самый распространённый по способу образования тип озёр в Якутии — цепочки термокарстовых озёр, ими изобилуют равнины и низменности Центральной и Северной Якутии. Эти озёра образовались в результате проседания грунта на месте протаивания подземных льдов. Весной в цепочках термокастровых озер течет вода, а летом они зарастают травой. Якуты называют их отуряхи – травяные речки.

Вопрос: А что называется карстовым процессом?

Ответ: в недрах земли происходит растворение подземными водами известняковых пород, возникают провалы, и образуются озера, отличающиеся большой глубиной, питающиеся ключами, насыщенные всевозможными воронками и углублениями.

9. Кастровые озера.

Эти небольшие, но глубокие озёра имеются на территории Олёкминского и Сунтарского улусов. Карстовое озеро Муосаны (Сунтарский) — одно из глубоких озёр республики (64 м — измеренная глубина).

 Ньургун Боотур Стремительный вместе с экспедицией делают запись в дневнике.

 10. Тектонические озёра

 Занимают разломы земной коры, возникающие в результате горообразовательных движений.   Тектонические озёра отличаются большими глубинами и вытянутостью формы.

 Слайд № 20 озеро Лабынкыр.

Ньургун Боотур Стремительный :Легенда озера Лабынкыр.

Лабынкы́р — озеро в Оймяконском улусе на востоке Якутии, ставшее знаменитым благодаря неизвестному науке существу, якобы обитающему в его водах  Озеро находится на высоте 1020 м над уровнем моря, имеет форму вытянутого с севера на юг прямоугольника размерами длиной 14   и шириной около 4  километров. Средняя глубина озера — до 52 м. При этом на дне озера есть аномальная трещина, которая увеличивает глубину до 75—80 м Прозрачность воды — до 10 м (в северной части). Температура воды даже в самые жаркие летние дни не превышает 9 °C, придонная температура — от 1,3 до 2 °C. Также, следует отметить, что вода в озере, несмотря на большие морозы зимой (до −50 градусов), замерзает очень медленно, что остаётся загадкой для учёных.   Озеро расположено в одном из самых холодных мест Северного полушария.

В озеро втекает и через ледяную нетающую плотину вытекает одноименная река Лабынкыр (приток  Индигирки). На озере три острова, один из которых, диаметром около 30 м, высотой 5—6 м, находящийся точно в центре озера, согласно рассказам местных жителей обладает странным свойством время от времени исчезать под водой. Однако, уровень воды в озере практически неизменён и такое поведение острова, вероятно, является оптическим явлением наподобие миража.

 Большое Токо.

– Посмотрел Ньургун Боотур Стремительный карту и видит название Большое Токо.. Что это?

Слайд № 21

Ответ: Большое Токо — самое глубокое озеро в Якутии и самое крупное озеро на Становом хребте, являющееся охраняемым природным объектом республиканского значения. озеро на Алданском нагорье в юго-восточной части республики Саха России, вблизи её границы с Амурской областью. Расположено в Нерюнгринском районе на удалении 450 км от Нерюнгри, в 90 км на запад от административной границы с Хабаровским краем. Озеро принадлежит бассейну реки. Алгама

   

11. Ледниковые озера.

 Слайд №

Ледниковое озеро Табанда

Ледниковые озёра связаны с районами древнего и современного оледенения.   Разные по форме и небольшие по размерам ледниковые озёра широко распространены на горной территории республики. Среди ледниковых озёр различают моренные и карстовые.

Заполняется схема на доске.

 

12. Болота. Их виды и значение.

– На территории республики, особенно на севере и  северо – востоке значительная площадь занята болотами.  

Вопрос: как вы думаете, почему?

Ученики разбирают виды болот и их размещение по территории Республики Саха (Якутия). Заполняется схема на доске.

Болота

Низинные                                                                        Верховые

в поймах рек, понижении рельефа      на водоразделах, на склонах возвышенностей

Питание:грунтовые воды                                        Питание: атмосферные осадки

Вопрос: какое значение имеют болота?

Ответ: болота дают начало рекам, поддерживают их режим, ягодники, место обитания птиц, животных.

 Охране подлежат торфяные залежи, местообитания животных, виды древесно-кустарниковой растительности.

13. Подземные воды.

Ньургун Боотур Стремительный Устал я от длинного путешествия, присяду, напьюсь, воды родниковой (пьет из деревянной чаши). Вкусна ж водица из минерального источника “Нахот”, что находится на территории  Нерюнгринского района. Этот ключ подлежит охране и имеет оздоровительное значение как источник столовой воды.

Слайд № 22

На территории Якутии много минеральных источников, даже на полюсе холода, в Оймяконе, в бассейне Верхней Индигирки, около большого озера Алысардах найден восходящий источник Сытыган Сылбас необычно теплой водой постоянной температурой +26,0 С, местные жители нередко пользуются этой водой для лечения.

4. Выводы.

Волнует сердце сторона родная
Все, что увидит мой сыновний взор.
Платками белыми, гусиной стаей.
Серебряными слитками озер.

 

– Доволен Ньургун Боотур Стремительный своим путешествием, красива родная природа, но больно ему за современное экологическое состояние рек, озер, болот, подземных вод. Ведь природа очень уязвима, медленно будет восстанавливаться она после нарушений, а может, вообще, не восстановиться.

Задание: предложите меры по охране родной природы.

Ответ: запрещение охоты на редкие и исчезающие виды; ограничение числа туристов; составление списка заповедных районов; программы по исследованию; полная очистка отходов предприятий; запрещение слива стоков с прилегающих территорий; экономное, бережное отношение к расходу воды.

Демонстрация творческих проектов по теме “Сбережем природу”.

– Но, пожалуй, самое главное  –   это сыновнее отношение каждого из нас к матери- природе, тогда все наболевшие проблемы будут решены в ближайшие годы.

5. Закрепление изученного материала.

Ньургун Боотур Стремительный. А теперь проверим, внимательны ли вы были во время нашего путешествия.

Ньургун Боотур Стремительный  проводит викторину, загадывает загадки, головоломки и т.д.

6. Домашнее задание.

1. Нанести на контурные карты названия рек, не принадлежащих бассейну Лены, подготовить об этих реках небольшие сообщения.
2. Выучить номенклатуры рек и озер  с последующим нанесением по памяти на контурную карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel

урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....

Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".

Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...