Урок: Комбинированный урок Климат Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Гаврилюк Ольга Владимировна

Разработка урока по географии с использованием презентации, которая поможет учащимся сформировать знания о факторах, оказывающих влияние на климат материка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_yuzhnoy_ameriki.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гаврилюк Ольга Владимировна, учитель географии

Образовательное учреждение: МАОУ  СОШ № 38, г. Калининград

Предмет: география.          

 Класс:  7

Тема урока: Климат Южной Америки.

Цели: 

  • Образовательная: формирование у учащихся представления о главных чертах и особенностях климата Южной Америки и факторах, его обусловивших.
  • Развивающая: формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи,  умения работать с картами и климатическими диаграммами. Развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления,  интереса к предмету, любознательности.
  • Воспитательная: формирование географической и экологической культуры учащихся,  бережного отношения к природе.

Оборудование: физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы для 7 класса, презентация «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» – М.: Дрофа, 2011.    

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов» – М.: Дрофа, 2011.                                                                                                                                                                        

Ход  урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.

Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку, концентрируют внимание.

2

Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока.  Проверка домашнего задания. Устный опрос по параграфу 41.

1. На какие две части по  рельефу можно разделить материк Южную Америку?

2. Расскажите о рельефе востока материка. Назовите и покажите основные формы рельефа.

3. В чем особенности рельефа Анд?

Ответы на вопросы домашнего задания.

3

Изучение нового материала

1. Климатообразую-щие факторы.

2. Климатические пояса Южной Америки.

3. Распределение осадков на материке.

«Мокрые углы» Южной Америки.

Пустынные области Южной Америки.

Высокогорный климат Анд.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с особенностями природы Южной Америки. Тема нашего урока «Климат Южной Америки». Южную Америку называют самым влажным материком на Земле. Он не такой жаркий как Африка.  Почему?

Нам предстоит сегодня разобраться в этом.

Верите ли Вы, что: Презентация слайд №2.

1. Южная Америка – самый «мокрый» материк.

2. Юг материка холоднее севера.

3. На побережье материка находятся пустыни.

Давайте вспомним: Что такое климат? Что влияет на климат?

Какие факторы оказывают влияние на климат Южной Америки? Презентация слайд №№.3-7

1. Географическое положение относительно экватора, тропиков, воздушные массы.

2. Влияние постоянных ветров: пассатов и западного переноса.

3. Влияние теплых и холодных течений.

4. Влияние рельефа.

Определим, в каких климатических поясах находится материк. Презентация слайд №№.8-9

Воспользуемся картой атласа стр. 31

  • Как климатические пояса сменяют друг друга? В каком направлении?
  • Какой климатический пояс повторяется дважды? (субэкваториальный)
  • Какой новый климатический пояс появился в Южной Америке, которого не было в Африке? (умеренный)
  • В каком климатическом поясе в течение всего года влажно и жарко? (экваториальный).
  • В каком климатическом поясе в течение всего года сухо и жарко? (тропический)
  •   В каком климатическом поясе есть два сезона года: сухой и влажный? (субэкваториальный и субтропический). Нарисуем схему в тетради.

Рассмотрим карту распределения осадков на материке. Презентация слайд №10

Поскольку Южная Америка – самый влажный материк на Земле, определим его «мокрые углы», и объясним, почему там выпадает так много осадков. Презентация слайд №№.10-11

  • Это Северо-запад материка (экваториальный климат, в котором круглый год жарко и влажно и ветры пассаты, постоянно приносящие влагу с Атлантического океана).
  • Юг материка (постоянно дующие западные ветры приносят влагу с Тихого океана на наветренные склоны Анд).

Воспользуемся картой атласа стр. 31 и нарисуем схему в тетради.

Крайний юг материка находится в умеренном климатическом поясе. Климат здесь особенно контрастен. На западном побережье он  - морской с теплой и пасмурной зимой, и влажным, прохладным, дождливым летом. Иногда вторгаются волны холодного воздуха с Антарктиды, вызывая морозы до -350С.

В восточной части – климат умеренный континентальный с холодной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Этот суровый край материка называют Патагонией. Здесь расположено зона полупустынь.

  • Давайте объясним, почему же на таком влажной материке образовались пустыни? Что препятствует проникновению влажного воздуха, приносимого западными ветрами, на восток материка? (горы Анды, все осадки выпадают на наветренных склонах Анд). Презентация слайд №14
  • А есть ли еще пустыни в Южной Америке?  Найдите их на карте. Что повлияло на их образование?  (Побережье Тихого океана в районе тропического пояса, где выпадает мало осадков, и влияние холодного Перуанского течения способствовали образованию пустыни Атакама). Презентация слайд №№.12-13

Характерными чертами горного климата являются:

  • разряженный сухой воздух;
  • большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
  • сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
  •  обилие ультрафиолетовых лучей.

Учащиеся записывают новую тему урока в тетради. Формулируют цель урока.

Учащиеся дают определение климата.

Вспоминают о климатообразующих факторах.

Учащиеся работают с картой атласа и выясняют, какое влияние на климат оказывает каждый фактор.

Учащиеся работают с картой атласа и зарисовывают схему.

    С                 субэкваториальный (северный)

      экватор     экваториальный

                        субэкваториальный (южный)

                        тропический

                        субтропический

                        умеренный

    Ю        

Вспоминают характерные особенности климатических поясов, что такое переходные и основные климатические пояса.

Работа с картой атласа.

Учащиеся работают с картой атласа и зарисовывают схему.

             

Работа с картами атласа.

Сообщение учащегося о пустыне Атакаме

Работа с текстом учебника стр. 172.

4

Закрепление материала.

А теперь мы поработаем с климатическими диаграммами и попробуем определить тип климата для каждой из них. Презентация слайд №№.15-17

Заполним таблицу Приложение 1.

Вопросы: Презентация слайд №18

1. Как вы считаете, климат материка благоприятен для жизни человека?

2. А бывают ли в Южной Америке морозы, где?

3. Сказывается ли деятельность человека на климате материка? Презентация слайд №№.19-20.

Т января

Т июля

Осадки

Режим выпадения осадков

Тип

климата

Работа с климатическими диаграммами учебника стр. 171-173, заполнение таблицы.

Ответы на вопросы.

Сообщение учащегося об Эль-Ниньо.

5.

Итог урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Запись домашнего задания на следующий урок.

Ученики сдают тетради для проверки, записывают домашнее задание:  параграф №42.                                          

Приложение №1. Для работы с климатическими диаграммами учебника стр. 171-173.

№ диаграммы

Т января  о С

Т июля о С

Осадки мм

Режим выпадения осадков

Тип климата

1

25

20

1060

Зимнее время

Субэкваториальный

2

15

2

150

Мало в течение года

Умеренный континентальный

3

8

5

2740

Много в течение года

Умеренный морской

4

26

24

2860

Много в течение года

Экваториальный

5

28

27

1080

Зимнее время

Субэкваториальный

6

22

16

3

Практически не выпадают

Тропический