Открытый Интегрированный урок
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Открытый Интегрированный урок Русский Язык + География

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_skazok.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ» СОШ № 3 « г. Южноуральск ,Челябинская область

География сказок

Методическая разработка урока

                          географии и русского языка в 5классе

                         

                                                                                           

                                                                           Разработали                                                                              

                                                                            учитель географии                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                        Абдулина Е.Х.

                                                                                      учитель русского языка

                                                                   Клипа  Т.А.                                                                                                                                                                                            

                         

                                                             2014 г.          

Тема урока: География сказок

(познавательный урок по географии и русскому языку)

Вид: нетрадиционный, урок – путешествие.

Тип: изучение нового материала по географии (с повторением изученного по теме » Имя существительное» на уроках русского языка)

Цель урока: 1)Познакомить учащихся с героями сказок, которые живут на территории России. Ознакомиться с их местожительством. Обобщить знания и представления о героях русских народных сказок и знания о русских городах. Сформировать представления о географическом положении городов и населённых пунктов России. Получить первые навыки работы по карте России, учить составлять таблицу

                       2)Правильно и уместно использовать языковые средства в разных текстах, работать со словарём.

                         3) Правильно указывать морфологические признаки существительных

 

Оборудование: Физическая карта России. Атлас (физическая карта России). Распечатка на каждый стол. Заготовка таблицы. Словарь С.И Ожегова Оборудование для просмотра презентации.

Конспект урока

  1. Организационный момент
  2. Новый материал

География сказок (слайд 1)

Т.А. Наконец наступила весна. Но зима ещё не сдала свои права весне. Это мы видим по нашей погоде. Какой приём мы используем, говоря, что Зима не сдала свои права? (олицетворение). В каком жанре литературы  мы так любим олицетворение? (в сказках). Я предлагаю совершить путешествие в сказку.

Е.Х.  Ребята! Мало кто из нас знает, что герои любимых  детских сказок живут среди нас. Вот сегодня мы собираемся на их поиски.

Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось.  Как только герои получили прописку, сразу начали строить себе дома-музеи и зазывать гостей. (слайд 2)

К примеру знали ли вы, что Левша (тот,что блоху подковал), поселился в Туле(№4), Чебурашка – в московском детском саду(№12), Колобок угощает блинами в Ульяновске(№10), а Иван-Царевич приглашает всех отпраздновать наступление весны в Кирове(№13) Лидером по количеству «жильцов» является Ярославская область(№15), которая приютила водяного, Емелю, Курочку Рябу, мышку-норушку и других героев. Ярославль является столицей сказочной России.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем, где же живут знакомые нам с детства герои сказок! У каждого на парте  есть карта нашего путешествия. По ходу урока вы должны будете составить таблицу ( слайд 3) На чём отправимся? Может, на метле Бабы – Яги? Отлично! Поехали!!!

Т.А. Но не так всё просто, для того, чтобы узнать, где живёт любой герой, нам нужно сначала отгадать это героя. В этом нам помогут загадки  (слайд 4)

Читает ребёнок:  Радченко П.

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...

Т.А.Совершенно верно – это всем знакомый волшебник Дедушка Мороз.

Самый зажиточный персонаж, у которого есть десяток резиденций в России,  армия помощников и собственная электронная почта. Самый любимый герой не только детей, но и взрослых. Где же он живёт? (обращается к Е.Х.)

Е.Х.Главная вотчина волшебника расположена на Русском Севере, в городе Великий Устюг. (слайд 5)

Т Кстати, что такое вотчина? (см. словарь Ожегова)

Е.Х.Давайте вместе найдём на карте, где же находится этот город.

А вот и дворец Деда Мороза. Посмотри, как он живёт (слайд 6,7,8,9,10)

Т.А. Д.М. недавно был у нас и оставил вам буквы, соедините их в слоги, потом в слова, чтобы получились имена существительные.  (буквы надо распределить на интерактивной доске )

Игра. Сложить слова снег, снежинка, снеговик, снежок, снедь.(вывести на доску)

Т.А.-Найдите лишнее слово (снедь). Что оно обозначает? (еда, продукт) Заклеить снежинкой.

-Как называются оставшиеся слова? (однокоренные). Почему?

-На доске записана пословица: Не взглядом друга дорожи, а местом в его сердце.  

Т.А.  Какую сказку о снежной стуже, о столбах снежной пыли можно вспомнить, когда произошло «охлаждениие сердца» главного героя Фильки? («Тёплый хлеб» К.Паустовского) Как эта сказка связана с пословицей? (выслушать ответы) Какие ещё вы знаете пословицы о дружбе? (домашнее задание). Берём дружбу с собой и продолжаем наше путешествие.  Но, хочу напомнить, что путешествовать мы будем с героями народных сказок. В чём отличие? (народная сказка не имеет автора)

Ребёнок читает: Полищук К. (слайд 11)

В  гости к нам приходит,
Хороводы водит,
Новый год встречает,
Деду помогает.
Тонкая фигурка -
Внученька –…

Т.А.Эта внученька Деда Мороза – Снегурочка ( слайд 12)

  Мало кто знает, что Снегурочка не живёт вместе с дедушкой, а дом её очень далеко. И так едем в гости к Снегурочке (слайд 13)

Сообщение ученика  Ситдикова Л

  В некотором царстве, в некотором государстве, в славной Костроме да на Волге-матушке выстроен Терем бревенчатый, Терем сказочный со наличниками да узорчатыми. Живёт-поживает здесь девица-красавица – волшебная Снегурочка. (слайд 14,15)

Чудо волшебное есть в Тереме Снегурочки – зала дивная ,Ледяная, уникальная (слайд 16) Из чистого озерного льда сотворена c озер костромских. Трудились люди мастеровитые, ой, как долго, чтобы волшебство такое создать.
Каждого гостя оденут приветливые Хозяева в шубки веселые, а летом еще и в валеночки. А там красота необыкновенная: скульптуры ледяные, звери сказочные, терема резные. Всё разноцветными огнями играет да глаз радует.  
Ну, и самое главное – угостят всех радушно напитками ледяными и песнями русскими.

Е.Х. А вместе со снежной красавицей проживают в Тереме Снегурочки герои сказочные – ДомовойДомовиха (слайд 17, 18, 19), да ученый кот Баюн (слайд 20)  , да мамки да няньки. Завсегда Вас встретят, по подворью проведут, горницы волшебные покажут, песню споют

 Исполняют ученицы русскую народную песню.(Ансамбль «Горенка»)

Е.Х Найдём на карте город Снегурочки. А кто же наш следующий герой?

Читает ученик: Мещерякова К.

И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
И тройная голова.

Т.А, Теперь мы отправляемся в гости к самому страшному герою русских сказок Змею Горынычу. (слайд 21)

Сообщение ученика:      Дёмин Д.

Село Приволжское в Тверской области, раньше называлось Гадово, из-за большого количества змей, водившихся здесь. По легенде рядом жил и сам Змей Горыныч. Он и сейчас хозяйничает в селе (слайд 22, 23)

Принимает гостей в трактире имени себя любимого, где можно отведать местных деликатесов (слайд 24)

Т.А. Давайте зайдём в трактир. Каково лексическое значение этого слова? (посмотреть в словаре Ожегова)

Обед в трактире «Змея Горыныча»
За столом Вас ждут оригинальные блюда! Такое готовят только здесь! 
ЗАКУСКИ:
- Гадючка на пенечке ( селёдка )
- Мухоморчики / «мышки»
- Холодец из лягушачьих лапок
- Заячья капустка ( салат )
- Супчик молодильный ( борщ )
- Картофельные котлетки с подливкой из мухоморчиков
- Лапы Горыныча ( выпечка )
(слайд 25)

Т.А. Как называются эти существительные? (имена собственные). Почему? Ребята, как правильно сказать, названия блюд или имена? (слово название употребляют, когда речь идёт о неодушевлённых предметах, а слово имя – чаще всего, когда имеют в виду человека) Молодцы! Отправляемся дальше

Е.Х.Итак, кто первый найдёт на карте, где живёт наш герой? ( показывают на карте) А мы едем дальше

Читает ученик: Берихова Ю. (слайд 26)

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!

Видеофрагмент

Е.Х. Ходила молва, что вблизи нынешнего заволжского села Кукобой в Ярославской области жила когда-то старушка, которая помогала путникам и делала чудодейственные снадобья. Поэтому здесь и решили поставить избушку на курьих ножках и поселить в ней Бабу Ягу, её добрую версию (слайд 27,28)

Игра. Нарядить Б.Я.(нахлобучить парик, надеть платок) Она будет ученикам раздавать слова, а те помещать их в сосуды с мёртвой (неодушевлённые) и живой (одушевлённые имена существительные) водой по цепочке.( Ступа, Водяной, метла, помело, Кощей, сказка, сова, черти, болото, Кикимора, избушка, лес, Баюн, тропинка. Змея,  мухомор)  Кто неправильно делает, того  Б.Я. помелом выметает.

Е.Х Хорошо поиграли. Попробуем теперь с вами найти Ярославскую область, село Кукобой .Затерянный в лесах Кукобой - единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено,  во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы  и русалки (слайд 29)Сама же Баба Яга, при всей  своей внешней непривлекательности, давно уже старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает пироги с чаем.  Имеется  у старушки   и  соответствующая сказочным описаниям избушка (которая к тому же и вертится) с красивой деревянной оградой, заповедная тропа, лесная резиденция «Медвежий угол», музей Сказок. Как в сказке, только здесь можно увидеть  медведя Михайло Потаповича, который  обучает молодецким забавам своих гостей.

Провести физкультминутку

Е.Х.Едем дальше

Читает ученик: Завьялова Я. (слайд 30)

Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной.

 Е.Х. По народному поверью, кикимору считают женой домового или лешего. Она обычно ютится в домах людей под полом или на чердаке. Хотя сейчас в этом отпала необходимость – у кикиморы появился бревенчатый теремок в кировском «Заповеднике сказок».

Родина Кикиморы - город Киров (слайд 31)

Город Вятка (современный Киров) со времени своего основания связан со сказочным персонажем Кикиморой.

Сообщение ученика    Буланов В.

Легенда гласит, что в далёком 14 веке новгородские ушкуйники остановились на крутом брегу реки Вятка, решив основать здесь поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению. И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы, а саму горку назвали Кикиморской.

Е.Х. Тут и поселилась кикимора. Наконец у неё есть куда пригласить гостей на День рождения ( 2 марта) или годовщину свадьба с домовым (15 мая) (слайд 32, 33, 34)

Сообщение ученика. Маханькова И. (слайд 35)Царь из племени Берендеев

Если русскую зиму туристы традиционно встречают у Деда мороза вВеликом Устюге, а весну — у Снегурочки в Костроме, то за летом надо ехать в Переславль-Залесский. (слайд 36)   Город, и без того обладающий внушительным набором достопримечательностей, не устоял перед новой модой — непременно заполучить статус родины или вотчины какого-либо сказочного героя. Теперь в городе встречает туристов царь Берендей.

Т.А.Почему, собственно, царь Берендей здесь обосновался — таким вопросом в Доме не задаются. В окрестностях Переславля когда-то обитало племя берендеев, так почему бы не выделить их царю вотчину?

Е.Х.У царя Берендея несколько прописок. В Переславле-Зелесском есть «Дом Берендея» где проходят праздники: Масленица, 8 марта и встреча сказочного лета 1 июня. А в деревне Васильево, недалеко от Переславля, находится берендеево «Тридевятое царство» (слайд 37, 38)

Рядом с теремом стоит «сказочная верста», на которой обозначено, на каком расстоянии от Берендея живут другие сказочные персонажи. Как только Берендей налаживает связи с новыми персонажами, на версте появляются дополнительные указатели.

Т.А. У каждого народа есть свои сказочные герои.

Саган Убугун (слайд 39)

Саган Убугун (Белый Старец, или Хозяин Года) – у монгольских народов хранитель жизни и долголетия.

Белый Старец, Хозяин Байкала, Покровитель всего живого, бурятский Дед Мороз… Вот сколько имён у Саган Убугуна. Живёт он на Байкале (слайд 40).

Е.Х.Найдём на карте самое глубокое озеро мира.

Увидеть его можно во время празднования Нового года по буддийскому календарю.. Саган Убугун, так же как и наш Дед Мороз, приходит к детишкам на Новый год, но только не зимой, а в начале весны, на монгольский Новый год – Сагаалган (слайд 41)

Т.А.На этом наше путешествие закончилось. (  слайд 42)

Е.Х.Давайте проверим, всех ли героев мы запомнили. Назовите по таблице всех героев, а где они живут, вы нам расскажете, ответив на вопросы теста.

3)  Обобщение. Подведение итогов урока.

1)Тест (слайды). 2)Выставление оценок.3) В конце урока разобрать метлу, на которой путешествовали, на веточки. Сказать, чтобы дети поставили их в воду, дождались листочков и вспоминали о нашем уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

открытый интегрированный урок по логоритмике тема: "Золотая осень"

Цель урока: а) развитие двигательной сферы;                        б) воспитание патриотических чувств, любви к окружающей  прир...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...