Научно-поисковая работа при изучении географии материков и океанов в VII классе
статья по географии (7 класс) по теме

Плево Людмила Леонидовна

Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я разработала научно-поисковые исследовательские уроки в курсе географии VII класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-поисковая работа при изучении географии материков и океанов в VII классе

Плево Л.Л., учитель географии ГБОУ СОШ№512 г. Санкт-Петербург

Подросток по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я разработала научно-поисковые исследовательские уроки в курсе географии VII класса. Класс-экспедиция работает под руководством научного совета. Формируются экипажи для плавания по просторам Мирового океана, составляются лоции, изучаются морские термины, азы морского дела, каждый работает по определенной специальности (разработаны планы-задания). Работа отражается в судовом журнале, оценивается в баллах. Работает пресс-центр, бюро переводчиков. Критерий оценок и основные требования, предъявляемые каждому, устанавливает научный совет: пройти на паруснике по следам кругосветных путешествий, повторить тот или иной маршрут, выполнить задание по телеграммам, спасти другое судно, перейти экватор, решить экологическую проблему, знать кодекс чести, правила Морской лиги, раскрыть тайну “Марии и Целесты”, спеть морскую песню, написать письму барку “Крузенштерн” и расшифровать текст на английском языке, - это далеко не полный перечень заданий, которые выполняются при изучении раздела “Мировой океан”. Мы живем на берегу залива, моря и ощущаем близость его во всем и таким уроки помогают нам. Никто не боится, что получит “2” или вдруг его внезапно спросят. Учащиеся знают, что их выручат товарищи. В сложной ситуации можно попросить помощи, но соблюдается главное условие- у тебя всегда есть, что предложить из прочитанного: на парте – справочник, энциклопедия, популярные журналы, которыми можно воспользоваться во время выполнения заданий. Но если ты подвел членов своего экипажа – быть тебе “списанным на берег”.

Проведение тестовых, контрольных работ показывает, что такие уроки дают прочные знания, повышают интерес к обучению, формируют личность ученика.

Продолжается исследовательская работа и при изучении материков, но меняются специальности в экспедиции, формы передвижения. Перед нами – страны, народы со своими традициями, бытом. Появляются новые задания: провести исследование причин разных природных явлений, проявить себя в области геологии, климата, гидрологии, изучить, детально отработать карту, составить памятку туриста, рекламу, репортаж, визитную карточку страны и многое другое.

Но больше всего нравится ученикам задание: снять фильм. Появляются сценаристы, операторы, режиссеры. Кадр за кадром оживает природа изучаемых стран и континентов. Научные, приключенческие фильмы, хроника и мультфильмы – можно представить любой (но короткий) фильм. Время урока не позволяет широко развернуться творческой мысли детей, но успех подобных уроков обеспечен. Нельзя забывать, при планировании такой программы нужно постоянно направлять усилия детей на отработку опорных умений и навыков учебной работы, не увлекаясь внешней развлекательностью. Уроки должны носить деловой характер, поэтому в VII классе использую семинарские занятия, диалоги-диспуты, “политический бой” (по “горячим” точкам), где учимся принимать решения, анализировать происходящие события с помощью периодической печати. Параллельно с изучением стран знакомимся с их системой образования.

Активность учащихся возрастает от умения учителя создать обстановку постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску. Как правило, члены научного совета – это знатоки клуба “Что, где, когда?”, которые имеют дополнительные знания по изучаемым темам. Участники клуба выручают класс в трудных ситуациях, делают различные научные сообщения.

Идет время, подрастают новые участники олимпиад, успех которых обеспечивает  надежный фундамент знаний, заложенный в начальном курсе географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая контрольная работа по курсу "География материков и океанов"

ДКР по курсу географии (7 класс) составлена с учетом особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Итоговая контрольная работа за курс географии материков и океанов

Данная тестовая контрольная работа позволяет проверить знания учащихся. Таким образом, учащиеся постепенно начинают готовиться к ГИА по географии....

Темы творческих работ для курса географии материков и океанов

Темы творческих работ для курса географии материков и океанов...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью Предмета «География материков и океанов» для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛ...

Рабочая программа по географии материков и океанов в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана  2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «...

Годовая контрольная работа за курс географии материков и океанов 7 класс

Годовая контрольная работа за курс географии материков и океанов, 7 класс с анализом данной работы и ответами...

Комплексная характеристика региона при изучении географии материков и океанов в 7 классе (на примере стран Северной Европы)

В контексте нового ФГОС страноведение приобрело особую значимость, т.к. именно в рамках этого курса метапредметность, особенно ее межпредметная составляющая, выражена наиболее ярко и многогранно. В ра...