Рабочая программа по географии материков и океанов в 7 классе
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Шимина Надежда Александровна

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана  2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ»,          Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo-7.2013.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО:  

Шимина Н.А.______________        

Протокол № ____  от

«____ »  _________ 2013

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор:  Матвеева Е.А.        

______________________

Приказ № ________  от

« _____»  _____________ 2013 г.

Рабочая программа

по географии материков и океанов в 7 классе

на 2013-2014 учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана

 2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ»,

             Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Составитель:

 Шимина  Н. А.

Учительгеографии

Высшая категория

Куйбышево  2013


Пояснительная записка

Данная  рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с требованиями

  • стандарта основного общего образования по географии 2004 г, № 1089
  • примерной программы для основного общего образования по географии;
  • авторской программы:  И.В.Душиной. География. Программы для общеобразовательных учреждений.  6-11классы /сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2010.

 Рабочая программа    по географии материков и океанов 7 класс составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.В.Душиной,  рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

     Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии.

    О с н о в н а я  ц е л ь курса - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.          

 Для реализации программы использовались методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические. По источнику изложения учебного материала( репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. По логике изложения и восприятия учебного материала (индуктивные и дедуктивные).  

Используемый УМК:

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Тематический план.

Название раздела, темы

Количество часов.

Введение

4

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2часа)

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3час)

Тема 3.Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (1час)

Тема 4. Географическая оболочка (2час)

Тема 5. Освоение Земли человеком. Страны мира. (1час)

9

Раздел 2. Океаны и материки

Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.(2час)

Тема 2. Южные материки(3час)

Тема 3. Африка (10час)

Тема 4. Австралия и Океания (5час)

Тема 5. Южная Америка(7час)

Тема 6. Антарктида (2час)

Тема 7. Северные материки (1час)

Тема 8. Северная Америка (8час)

Тема 9. Евразия (14час)

 

52

Раздел 3.Географическая оболочка – наш дом

Тема 1.Закономерности географической оболочки(1час)

Тема 2. Взаимодействие природы и общества (2час)

3

Итого

68

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

   Что изучают в курсе  «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Практические работы.

1. Обучение простейшим правилам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

  Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Практическая работа.

1.Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

  Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ. Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

Практическая работа.

1.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ

Роль океана в жизни 3емли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа.

1.Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Строение и свойства географической оболочки.

Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа.

1. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

   Тема 5. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа.

1.Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

 Раздел II Океаны и материки (52 ч)

    Тема 1. ОКЕАНЫ: ТИХИЙ. ИНДИЙСКИЙ. АТЛАНТИЧЕСКИЙ. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Практические работы.

  1. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).
  2.  Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

  Тема 3. АФРИКА

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления; осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки, Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы.

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.
  2.  Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
  3.  Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.
  4.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Н а р о д ы и с т р а н ы. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно- Африканская Республика).

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.

Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа.

1.Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 4. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ.

А в с т р а л и я. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия.

   Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов- и англо-австралийцев, Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

О к е а н и я. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического Положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практические работы.

1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. 2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу . История открытия и исследования материка.

Особенности природы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка - величайшая река планеты.

Своеобразие органического мира континента.

Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

Практические работы.

1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. 2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Н а р о д ы и с т р а н ы. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

Практическая работа.

1.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема 6. АНТАРКТИДА

Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Практическая работа.

1. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 7. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ

Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).

Тема 8. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. За- кономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Факторы формирования климата. Влияние на климат, состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода.

Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

   Н а р о д ы и с т р а н ы. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

Практическая работа.

1. Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Тема 9. ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы _ формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие Климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние Климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата . Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.

Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы . Крупнейшие заповедники.

Практические работы.

  1. Сравнение Климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов Климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
  2.  Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Расовый и Этнический состав населения .Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии.

Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции).

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы.

Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия).

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония).

Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).

Практические работы.

  1. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.
  2.  Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Раздел III. Географическая оболочка - наш дом (3ч)

Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Тема 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

 Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практические работы.

  1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.
  2.  Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

Тематическое планирование для 7 класса

п / п

 Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Вид

контроля

Практическ. работы

Введение                                     4

1.

Что изучают в курсе

« География  материков и океанов»

1

УИНМ

Представление о мире в древности

Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и мире.

Современные научные исследования космического пространства

Знать:

Предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

Уметь:

Читать и анализировать географические карты

Фронтальный

Работа с контурной картой

2.

Как люди открывали и изучали Землю 

Практическая работа №1

« Обучение простейшим приемам работы  с источниками географической информации; составление летописей путешествий в разные исторические эпохи

1

УФНЗ

Знать:

Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.

Уметь:

Показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты открытий путешествий и научных открытий

Составление сводной таблицы

Практическ. работа №1

3

Как люди открывали и изучали Землю

1

УФНЗ

Индивидуаль

ный

4

Карты материков и океанов.

Практическая работа № 2

« Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координатах различных точек»

1

УФНЗ

Знать:

Историю создания карт, свойства и виды карт, способы

Изображения явлений и процессов на карте

Уметь:

Называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №2

Главные особенности природы Земли     9час

5.

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов.

1

УИНМ

Геологическая история

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов.

Соотношение суши и океана на Земле, их распространение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах.

Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах.

Знать:

Строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору

Теорию литосферных плит

Зависимость между рельефом

Тектоническим строением  и размещением полезных ископаемых.

Уметь:

Показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма.

Объяснять признаки понятий « платформа»,

« рельеф»

Индивидуаль

ный

6.

Рельеф земной поверхности.

Практическая работа № 3

« Определение по картам направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет»

1

Практи

кум

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №3

7.

 Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле.

1

Практи

кум

Перемещение  поясов атмосферного давления   и воздушных масс  по сезонам. Влияние природных особенностей материков  и океанов на климат Земли.

Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта . Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Знать:

Гипотезу происхождения атмосферы

Пояса освещённости

Тепловые пояса

Климатообразующие факторы

Типы климатических поясов

Уметь:

Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

Фронтальный

Работа с контурной картой

8.

Климатообразующие факторы

1

Практи

кум

Индивид.

9.

Климатические пояса Земли

Практическая работа № 4

« Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов»

1

УИНМ

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №4

10

Роль океана в жизни Земли.

 Практическая работа №5

« Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально – аквальных природных комплексов»

1

УИНМ

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане

Правила обеспечения  личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.

Морской транспорт, порты, каналы.

Источники загрязнения вод океана

Меры по сохранению качества вод и биоресурсы Мирового океана

Знать:

Мировой океан

Свойства водных масс

Различие в природе частей Мирового океана, воды суши

Уметь:

Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей

Объяснять его роль в жизни Земли

Свойства вод

Образование течений

фронтальный

Практическ. работа №5

11

Строение и свойства географической оболочки.

1

Практи

кум

Разнообразие растительного и животного мира Земли

Особенности распространения живых организмов  на суши и в Мировом океане.

 Границы биосферы  и взаимодействие компонентов природы.

Природно – антропогенное равновесие, пути его сохранения и  восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания.

Знать:

Гипотезу возникновения жизни на Земле

Расселение по Земле растений, животных и человека

Природные комплексы  и географическая зональность

Уметь:

Анализировать карту природных зон

Анализ схем

12

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие

 Практическая работа № 6

« Анализ схем круговоротов веществ и энергии»

1

Практическ. работа №6

13

Расселение человека по материкам

Практическая работа № 7

« Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграции людей в прошлом и настоящее время.»

1

Урок путешествие

Численность населения планеты,

Размещения народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности.

Уметь:

Показывать крупнейшие народы Земли

Крупные города и их столицы

Фронтальный

Работа  картами

атласа

Практическ. работа №7

Океаны и материки                   52час

Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый                                     2час

14.

 Тихий и  Индийский океаны

Практическая работа № 8

«Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).»

1

УИНМ

Знать:

Особенности природы каждого  из океанов Земли

Рельеф дна

Образование течений

Влияние океанов на природу материков

Ресурсы и будущее океанов

Уметь:

Показывать океаны и их части на карте

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ.

Работа № 8

15.

Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Практическая работа № 9

« Сравнительная характеристика природы двух океанов»

1

Практи

кум

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 9

Южные материки                         3час

16

Географическое положение и особенности природы южных материков.

1

УИНМ

Фронтальный

Работа с контурной картой

17

Общие черты рельефа, климата и внутренних вод.

1

УИНМ

Анализ карт

18

Сходство и расположение природных зон. Карта почв мира.

1

УИНМ

анализ

Африка                                              10час

19

Географическое положение Африки. История исследования материка.

Практическая работа № 10

« Определение географических координат крайних точек, протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка»

1

Практи

кум

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно- хозяйственные и историко – культурные  регионы

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 10

20

Особенности природы. Рельеф  материка.

Практическая работа № 11

« Обозначение на контурной карте  крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

1

Практи

кум

Знать:

особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь:

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

Месторождения полезных ископаемых

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 11

21

Климат.

Практическая работа  № 12

« Оценивание климатических  условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района»

1

Практи

кум

Знать:

Особенности климата материка

Уметь:

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды

Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Чтение климатических диаграмм

Практическ. работа № 12

22

Внутренние воды, их значимость от рельефа и климата.

1

Практи

кум

Знать:

Основные речные системы, озера материка

Уметь:

Показывать внутренние воды на карте

Фронтальный

Работа с контурной картой

23

Природные зоны.

Практическая работа № 13

 « Определение причин разнообразия природных зон материка.

1

Практи

кум

Знать:

Особенности природных зон материка

Уметь:

Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 13

24

Народы и страны

Практи

кум

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Африки.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Адаптация человека к окружающей природной среды. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать:

Описание географического положения страны

1

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

25

Природные богатства Африки и их использование

1

путешествие

Знать:

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион

Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия

Крупные города

Описание географического положения страны

26

Страны Северной Африки

1

путешествие

Описание географического положения страны

27

Страны Западной и Центральной Африки.

1

путешествие

Описание географического положения страны

28

Страны Юго- Восточной Африки. Практическая работа № 14

 « Описание по картам природных условий, населения и хозяйственной деятельности одной из африканских стран»

1

путешествие

Описание географического положения страны

Практическ. работа № 14

Австралия и Океания               5час

29

Географическое положение  Австралии. История открытия.

Практическая работа № 15

« Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов »

1

УИНМ

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно- хозяйственные и историко – культурные  регионы

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №15

30

Особенности компонентов природы континента.

1

УИНМ

Знать:

особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь:

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

Месторождения полезных ископаемых

Фронтальный

Работа с контурной картой

31

Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата.

1

путешествие

Фронтальный

Работа с контурной картой

32

Население Австралии.

Австралийский Союз.

Практическая работа № 16

« Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения»

1

Практи

кум

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Австралии.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Адаптация человека к окружающей природной среды. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

фронтальный

Практическ. работа № 16

33

Океания. Географическое положение.  

1

Практи

кум

Особенности географического положения Океании. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории.

Знать:

Особенности природы, населения Океании

Фронтальный

Работа с контурной картой

Южная Америка                7час

34

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования.

1

путешествие

Особенности географического положения Южной Америки Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно- хозяйственные и историко – культурные  регионы

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

35

Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Практическая работа № 17

«  Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки»

1

Практи

кум

Знать:

особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь:

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

Месторождения полезных ископаемых

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 17

36

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса.

1

УИНМ

Знать:

Особенности климата материка

Уметь:

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды

Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Фронтальный

Работа с контурной картой

37

Внутренние воды Южной Америки.

Практическая работа № 18

« Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек»

1

УИНМ

Знать:

Основные речные системы, озера материка

Уметь:

Показывать внутренние воды на карте

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 18

38

Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира.

1

Практи

кум

Знать:

Особенности природных зон материка

Уметь:

Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

39

Народы  и страны.

Практическая работа № 19

 «  Составление описания   природы , населения и хозяйственной деятельности одной из  стран материка»

1

исследование

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Южной Америки.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

фронтальный

Практическ. работа № 19

40

Деление континента на крупные части

1

УИНМ

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

фронтальный

Антарктида              2час

41

Географическое положение

Исследование Антарктиды.

1

УИНМ

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории.

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

42

 Особенности природы.

Практическая работа № 20

« Сравнение природы Арктики и Антарктики, защита проектов практического использования Антарктиды и Северного  Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности »

1

путешествие

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа № 20

Северные материки        1час

43

Общие особенности географического положения северных материков

1

УИНМ

Фронтальный

Работа с контурной картой

Северная Америка          8час

44

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования.

1

УИНМ

Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно- хозяйственные и историко – культурные  регионы

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

45

Строение поверхности континента.

1

Практи

кум

Знать:

особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь:

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

Месторождения полезных ископаемых

Фронтальный

Работа с контурной картой

46

Факторы формирования климата..

Практическая работа № 21

« Сравнения климата  отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

Практи

кум

Знать:

Особенности климата материка

Уметь:

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды

Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №21

47

Основные речные и озерные системы.

1

Практи

кум

Знать:

Основные речные системы, озера материка

Уметь:

Показывать внутренние воды на карте

Фронтальный

Работа с контурной картой

48

Особенности проявления зональности на материке.

1

исследование

Знать:

Особенности природных зон материка

Уметь:

Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

49

Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

1

исследование

50

Народы и страны. Основные народы Северной Америки

Практическая работа № 22

« Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформление картосхемы маршрута описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования»

1

Урок

путешествие

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Северной Америки.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Географич.

Описание страны

Практическ. работа №22

51

Страны Северной Америки

1

Семинар

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Северной Америки.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Географич.

Описание страны

Евразия        14час

52

Общие особенности географического положения северных материков

1

УИНМ

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы .Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно- хозяйственные и историко – культурные  регионы

Знать:

Приемы определения географического положения материка

Имена исследователей континента и результаты их работы

Уметь:

Определять географическое положение материка

Крайних точек

Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Фронтальный

Работа с контурной картой

53

Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков.

1

Практи

кум

Знать:

особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

Уметь:

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

Месторождения полезных ископаемых

Фронтальный

Работа с контурной картой

54

Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

1

Практи

кум

Фронтальный

Работа с контурной картой

55

Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки.

Практическая работа №23 «Сравнение Климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.»

1

Практи

кум

Знать:

Особенности климата материка

Уметь:

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды

Выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

Фронтальный

Работа с контурной картой

Практическ. работа №23

56

Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата.

1

Практи

кум

Знать:

Основные речные системы, озера материка

Уметь:

Показывать внутренние воды на карте

Фронтальный

Работа с контурной картой

57

Природные зоны Евразии.

Практическая работа № 24

«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.»

1

Практи

кум

Знать:

Особенности природных зон материка

Уметь:

Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

Практическ. работа №24

58

Особенности природы зон континента.

1

УАЗИУ

Фронтальный

Работа с контурной картой

59

Неравномерность распределения населения.

1

путешествие

Численность и размещение  населения. Историко – географические этапы заселения Евразии.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Знать:

Численность, плотность, особенности размещения населения

Современную политическую карту

Уметь:

Определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Географическое описание страны

60

Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны.

1

путешествие

Знать:

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион

Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия

Крупные города

Географическое описание страны

61

Зарубежная Европа.

Практическая работа № 25

« Обозначение на контурной карте стран, сгруппированным по различным признакам»

1

путешествие

Географическое описание страны

Практическ. работа №25

62

Зарубежная Азия.

Практическая работа № 26

«Составление по картам и другим источникам описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.»

1

Практи

кум

Географическое описание страны

Практическ. работа №26

63

Япония. Китай.

1

УИНМ

сообщения

64

Страны Южной Азии

1

путешествие

Географическое описание стран

65

Индонезия

1

Практикум

Сообщения

Географическая оболочка –наш дом 3час

66

Закономерности географической оболочки.

Практическая работа № 27

«Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия»

1

УИНМ

Этапы развития географической оболочки

Состав географической оболочки

Связи между ее компонентами

Знать:

Этапы развития географической оболочки

Уметь:

 Называть состав географической оболочки

Связи между ее компонентами

Практическ. работа №27

67

Значение природных богатств для человека

Практическая работа № 28«Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы

1

Практи

кум

Знать:

Как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу

Практическ. работа №28

68

Изменение природы хозяйственной деятельности населения.

1

Практи

кум

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

в результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

• основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы (богатства);

• различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;

• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;

• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделятъ, описыватъ u объяснятъ по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;

• находитъ в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;

• nриводитъ примepы: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;

• составлятъ краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 

• для свободного чтения карт различного содержания;

• для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;

• для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Список литературы.

  1. Коринская  В.А, Душина И.В, Щенев В.А. Учебник  География материков и океанов 7 класс.М.:Дрофа, 2010.
  2. Душина,И.В. География материков и океанов, 7класс, : рабочая тетрадь к учебнику В.А.Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов». М.:Дрофа, 2007.
  3. Географический атлас. 7класс.М..:Дрофа, 2006.
  4. Н.А.Никитина  Универсальные поурочные разработки по географии 7класс. –М, :ВАКО, 2009.

       5.География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11классы/сост. С.В.Курчина.- М. :Дрофа,2010.-62. 

Лист изменений в программе

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

Рабочая программа по географии материков и океанов 7 класс

Здесь представлена рабочая программа по географии материков и океанов для 7 класса по учебнику/ Земля. Материки, океаны, народы и страны, И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев, которая рассчитана на 70...

Рабочая программа по географии «География материков и океанов» 7 класс. (2 учебных час в неделю).

Рабочая программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы. С целью реализации принципа компетентного подхода к обучению географии.Число часов на изучение тем дано из расчета 2 ча...

Рабочая программа по географии материков и океанов для 7 класса

Рабочая программа по георафии материков и океанов для 7 класса по учебнику В.А.Коринской составлена на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из пояснительной записки и календарного планир...

Рабочая программа по географии материков и океанов 7 класс.

Рабочая программа состваленна для 7 общеобразовательного класса, в расчёте на 2 в неделю....

Рабочая программа учебного курса по географии: «География материков и океанов. 7 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...

Рабочая программа по географии " География материков и океанов" 7 класс ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» для 7-го класса составлена и скорректирована на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы а...