Главные вкладки

    Конспект урока по географии для 6класса "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки"
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Конспект урока по географии для 6 класса на тему: "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки", дополнттельный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл no_31_geo_6kl.docx318.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    6 класс

    Урок№ 31

    Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки.

    Цель:

    -сформировать понятия «природный комплекс», «географическая оболочка»; находить взаимосвязи в природных комплексах; обобщить знания о земных оболочках;

    -развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

    - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос:

    - Что такое атмосфера? Из чего она состоит?

    - Литосфера? Её состав?

    - Гидросфера? Состав?

    - Как на Земле образуется кислород?

    - Из чего образуется известняк, мел?

    - Что такое кораллловые рифы? Кто их строит?

    - Как растения влияют на горные породы?

    - Что такое выветривание?

    - Что называется почвой?

    - Какие компоненты учавствуют в образовании почвы?

    - Из чего состоит почва?

    - Что такое гумус?

    -От чего зависит плодородие почв?

    - В каких природных зонах формируются подзолистые почвы и чернозёмы?

    III. Изучение нового материала

    - Давайте вспомним, какие вы знаете оболочки Земли?

    Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку.

    Свойства географической оболочки:

    1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях

    2. В ее пределах существует жизнь

    3. В ней протекают различные круговороты

    4. Главным источником энергии выступает Солнце 


    Рис.1. Географическая оболочка

    А кто сможет назвать компоненты природы? ( животные, растения, вода, воздух, горные породы)

    В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.

    Схема взаимодействия природных компонентов

    Рис. 2. Схема взаимодействия природных компонентов

    Природный комплекс – сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.

    Земная кора литосферы, воздух атмосферы, вода гидросферы, растительный и животный мир биосферы, а также почва постоянно обмениваются между собой веществом и энергией.

    - Приведите примеры.

    Обмен веществом происходит постоянно, и примеров таких можно привести множество:

    — вода растворяет минералы и горные породы;
    — вода 
    гидросферы является частью живых организмов биосферы;
    — вода в виде пара постоянно присутствует в нижнем слое атмосферы Земли;
    — минералы и горные породы литосферы всегда находятся в живых организмах, в атмосфере (пыль, песок), в воде;
    — углекислый газ воздуха растворяется в воде;
    — организмы биосферы усваивают углекислый газ;
    — накапливаясь на дне океанов, останки организмов биосферы образуют толщи осадочных пород литосферы;
    — кислород в атмосфере и гидросфере является главным источником жизни организмов биосферы.

    Так в природе существует постоянное взаимопроникновение и взаимодействие веществ разных природных компонентов.

    Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.

    Виды природных комплексов

    Рис. 3. Виды природных комплексов

    Самым большим природным комплексом является географическая оболочка Земли.

    1. Закрепление

    Заполнить таблицу: «Взаимосвязи в географической оболочке»

    Литосфера

    Гидросфера

    Атмосфера

    Живые организмы

    Литосфера

    Гидросфера

    Атмосфера

    Живые организмы

    Домашнее задание:  П.50. Сообщение на тему : «Человеческие расы»

    Дополнительный материал

    Выдающийся русский естествоиспытатель В.В.Докучаев, открывший закон географической зональности, отмечал, что в природе отдельные компоненты не просто взаимодействуют между собой, а взаимодействуют между собой «с любовью». Этим метким словом В. В. Докучаев хотел подчеркнуть, что любой природный комплекс, будь то природный комплекс небольшого района или географической зоны материка, слагается из гармоничного взаимодействия шести природных компонентов. Земная кора литосферы, воздух атмосферы, вода гидросферы, растительный и животный мир биосферы, а также почва постоянно обмениваются между собой веществом и энергией.

    Обмен веществом происходит постоянно, и примеров таких можно привести множество:

    — вода растворяет минералы и горные породы;
    — вода 
    гидросферы является частью живых организмов биосферы;
    — вода в виде пара постоянно присутствует в нижнем слое атмосферы Земли;
    — минералы и горные породы литосферы всегда находятся в живых организмах, в атмосфере (пыль, песок), в воде;
    — углекислый газ воздуха растворяется в воде;
    — организмы биосферы усваивают углекислый газ;
    — накапливаясь на дне океанов, останки организмов биосферы образуют толщи осадочных пород литосферы;
    — кислород в атмосфере и гидросфере является главным источником жизни организмов биосферы.

    Так в природе существует постоянное взаимопроникновение и взаимодействие веществ разных природных компонентов.

    Все процессы на Земле происходят благодаря энергии Солнца и внутренней энергии Земли. Обратите внимание: в каждом из рассмотренных нами примеров обмен веществом предполагает и обмен энергией. Энергия растений биосферы, потребляемая животными, создает энергию животного мира. Вечные льды гидросферы охлаждают атмосферу и гидросферу. Благодаря этим процессам в природном комплексе сохраняется определенное равновесие между всеми природными компонентами. Благодаря этим процессам природа имеет удивительную способность к самовосстановлению, самоочищению, саморегуляции. Если в природном комплексе меняется один какой-нибудь компонент, то все другие меняются тоже, при этом стараясь восстановить свое природное равновесие. Одни природные комплексы восстанавливаются быстрее, другие — медленнее. Стремление к самовосстановлению — великое свойство природы. Каждый природный комплекс, независимо от его размеров, представляет собой единое целое.

    географическая оболочка, как вы уже знаете, это целостная и непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, поверхностные толщи литосферы, вся гидросфера и биосфера. Таким образом, географическая оболочка — это планетарный, охватывающий всю поверхность Земли природный комплекс. Она подразделяется на природные комплексы более низких рангов.

    Поверхность Земного шара делится на материки и океаны, и с этим связаны самые заметные различия в природных условиях. Разные сочетания тепла и влаги в прибрежных и внутренних частях материков являются причиной образования природных зон, которые в свою очередь можно подразделить на подзоны и другие, более мелкие природные комплексы, например ландшафты.

    Ландшафт (от нем. Land — земля и schaft — взаимосвязанный) — относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов, особенностями сочетания и связей более низких территориальных единиц. Многими учеными ландшафт рассматривается в качестве основной единицы в иерархии природно-территориальных комплексов.

    Особенности различных ландшафтов формируются под воздействием как зональных, так и азональных факторов. К зональным относят климат, воду, почвы, растительность и животный мир; к азональным — рельеф, геологическое строение, горные породы. Например, карстовые ландшафты, сфагновые болота в тайге и т.д.

    Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т. е. городов, заводов, каналов, транспортных магистралей и др.

    Географической средой называется та часть природы Земли, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

    Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.

    В последнее время наряду с понятием о географической среде в научный обиход вошло также понятие об окружающей среде.

    Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности общества, весь окружающий человека материальный мир, включая как естественную (природную), так и искусственную (техногенную) среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только ее природная составляющая, правильнее говорить об окружающей природной среде.

    Природное окружение всегда было источником существования человека. Однако взаимодействие человека и природы менялось в разные исторические эпохи.

    2 млн лет назад первобытные люди находили в природном окружении все необходимое для жизни. Это были охотники и собиратели плодов. Их деятельность называлась собирательством. Люди охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни луковиц и растений, собирали ягоды, личинки насекомых, опустошали птичьи гнезда, забирали мед у пчел, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском побережье. В поисках пищи собиратели кочевали с места на место. Именно поэтому они строили легкие хижины из веток и жердей. Индейские племена Северной и Южной Америки, бушмены Африки, аборигены Австралии до сих пор живут собирательством.

    Появление и развитие земледелия 7 тыс. лет назад положило начало массовой вырубке лесов на Земле. По оценкам ученых, к моменту появления человека на Земле леса занимали 60 % ее поверхности, а сейчас — только 30 %. В настоящее время не тронутые человеком леса сохранились в тайге России, Канады, а также в тропических лесах Амазонии. В наибольшей степени леса сведены в Евразии и Северной Америке. По мере расширения пахотных земель и пастбищ быстрыми темпами вырубаются тропические леса Африки, Юго-Восточной Азии, Амазонии. Древесина повсеместно используется в качестве дешевого топлива.

    Пастбищные земли наиболее сильно подвержены опустыниванию. Этот процесс характерен для всех материков Земли. По оценкам специалистов, человек радикально изменил и освоил 56 % территории суши, причем это наиболее благоприятные для жизни районы. Природу некоторых географических зон Земли можно наблюдать только в заповедниках.

    Итак, в процессе хозяйственной деятельности человека его природное окружение стремится к самовосстановлению. Если это ему удается, то можно говорить о наличии природно-антропогенного равновесия в процессе взаимодействия человека и природы. Если природное окружение «не справляется» с результатами деятельности человека и гибнет, такую ситуацию необходимо рассматривать как экологический кризис (от греч. ecos — жилище, местообитание, logos — учение), необходимо принимать меры по восстановлению этого равновесия. Контроль за природно-антропогенным равновесием осуществляется природоохранными службами.

    В условиях, когда рост загрязненности окружающей среды и расхищение природных ресурсов стали препятствием для развития производства, когда началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды, большинство экономически развитых и некоторые развивающиеся страны стали проводить государственную экологическую политику, политику природопользования. Были приняты природоохранные законы, разработаны системы штрафов, увеличены расходы на охрану природы, составлены долгосрочные программы, созданы министерства охраны среды или другие аналогичные государственные органы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

    Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

    Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

    Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

    "Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса

    "Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса. Урок разработан на основе ФГОС и направлен на формирование универсальных учебных действий....

    Конспект урока по географии "Строения Земного шара".

    Сформировать представление о внутреннем строении Земли и способы его изучения; дать элементарные представления о земной коре; сформировать понятия «мантия», «ядро», « литосфера»....

    Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

    Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

    Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"

    Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...

    Конспект урока по географии "Воздушная оболочка Земли"

    Конспект урока по географии по теме "Воздушная оболочка Земли" для 5 класса...