Главные вкладки

    Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
    статья (география) по теме

    Московская Татьяна Владимировна

    Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok._moskovskaya.docx70.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Интеграция ОБЖ.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Целевые установки урока (планируемые результаты):

    Предметные результаты: 

    • Продолжить формирование  представлений и знаний об особенностях  и главных черт внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.
    • Знать местонахождение озер и показывать их на карте.
    • Выявить условия безопасного передвижения по льду на водоемах, во время ледового покрытия.

    Метапредметные результаты: 

    • Извлекать информацию из источников, делать и обсуждать доклады, находить в атласе реки, озера и места распространения своей страны.
    • Оценивать эмоционально-эстетическое  впечатление от восприятия водоема (на картине, в природе).
    • Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе
    • Раскрывать значение пресной воды для хозяйственной деятельности человека.
    • Развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.

    Личностные результаты: 

    • Понимать значение озер и ледников  как уникальных при родных явлений мира.
    • Проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне ледников, озер и искусственных водоемов, к их экологическим проблемам, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

    .

    Оборудование: учебник, атласы,  физическая карта мира, презентация, учебные картины, мультимедийная доска,  тетради.

    Структура урока:

    1. Организационный  момент – 1-2 минуты.
    2. Проверка домашнего задания – 8 минут
    3. Изучение нового материала – 20-23 минуты
    4. Закрепление изученного материала – 6-8 минут
    5. Подведение итогов. Выставление отметок -1 минута
    6. Информация о домашнем задании – 1 минута.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте отметим отсутствующих, кого сегодня нет. Тема нашего сегодняшнего урока: «Озера. Ледники. Искусственные водоемы», ее название вы видите на доске, но для начала мы с вами проверим ваше домашнее задание.

    1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по теме: «Реки»).

    Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями рек. Давайте для начала вспомним  определение, что такое река? Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении  - русле реки. (Отвечает 1 ребенок по желанию).

    Учитель: Вспомните, мы  с вами рисовали  схему  «Речной долины». Если из вас желающие, кто хочет показать нам ее на доске.

    Ученик: по желанию выходит 1 ребенок и рисует схему  строения.

    Учитель: (В это же время)  Пока Коля работает у доски вы мне ответьте на вопрос, какой тип питания рек вы знаете? Питание бывает: дождевое, снеговое, смешанное, подземное. Отвечает любой ученик по желанию.

    Учитель: молодцы.  Теперь давайте все вместе  проверим, правильно ли ваш одноклассник изобразил «Речную долину». И в этот же момент я спрашиваю определение всех частей реки.

    1. Что такое устье? Устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище.
    2. Что такое исток? Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение  воды в русле.
    3. Что такое приток? Приток – это водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому. Спасибо садись. За такой хороший ответ , я ставлю тебе «5».

    Учитель: На прошлом уроке, мы с вами изучили тему «Реки» и  ваш одноклассник решил подготовить небольшую презентацию, о том, как нужно вести себя на водоемах в зимнее время. Он расскажет нам не только о реках, но так же мы услышим о мерах безопасности на других водных объектах, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.

    Соболев Николай – показывает презентацию «Безопасное поведение на водоемах в зимний период времени». -3-4 минуты.

    Учитель: Спасибо, Николай, можете садиться. За презентацию вы заработали еще одну «5».

    1. Изучение нового материала.

    Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами,  познакомимся  с другими видами внутренних вод. Послушайте загадку и подумайте о чем она.

    Посреди поля лежит зеркало,

    Стекло голубое, рама зеленая.

    Глядятся в него молодые рябинки,

    Цветные свои примеряя косынки.

    Глядятся в него молодые березки,

    Свои перед ним поправляя прически.

    И месяц и звезды –

    В нем все отражается

    Как это зеркало называется? (Озеро).

    Совершенно верно. Что же такое озеро? Дайте определение своими словами.

    Ученики: Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой. Давайте запишем это определение к себе в тетрадь.

    Учитель: - В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км.

    - С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности. Я выдвигаю карту.

    - Это Северо-запад Русской Равнины или “Озёрный край”, Западная Сибирь, Северо- Сибирская, Индигирская, Колымская и Ленско-Вилюйская низменности. Совершенно верно.

    Учитель: - Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Они делятся на группы  по типам озерных котловин, по режиму и хозяйственному использованию. Давайте подумаем, что же такое озерная котловина.

    Ученики: Озерная котловина – это углубление, котором находится озеро.

    Учитель: Озерные котловины очень разнообразны. Мы сегодня с вами познакомимся с несколькими типами. Давайте запишем названия этих котловин в виде схемы.

    Озерные котловины

    Тектоническая        Ледниковая        Вулканичекая

    1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал.

    2) Озера ледникового происхождения.  Тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Примерами таких озер могут служить: Ладожское и Онежское озера.

    3)  Вулканическое озеро – озера, занимающие кратеры потухших вулканов (Кроноцкое и курильское озера на Камчатке).

    Учитель: - Назовите важнейшие условия для образования озёр.

    Ученики: Это наличие котловин и благоприятный климат влажный климат.

    Учитель: Правильно, - это наличие котловин и благоприятный климат.

    Сточные озёра - озёра, в которые реки втекают и вытекают. Показываю озера на карте и предлагаю детям самостоятельно найти такие озера и показать на карте у доски. (Байкал,  Верхнее, Виктория, Ладожское, Онежское, Онтарио, Гурон).  Как, правило, они пресные, так как реки, вытекающие из озера, выносят соли.  Они как правило пресные.

    Учитель: - В сухом климате озёр меньше и качественно они другие: менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие (озеро Чад в Африке), очень часто засоленные. Бессточные озёра - это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают. Примеры показываю на карте. (Каспийское, Балхаш, Чад, Эйр). В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой или горькой.

    Учитель:    Вода  - это самый распространенный на поверхности земли минерал. Действительно, у снега и льда много общего с веществом твердой оболочки Земли. Однако,  в отличие от всех других минералов, вода при замерзании расширяется и становится легче жидкой воды, поэтому лед плавает.

       Сегодня на уроке мы с вами попробуем изучить эту новую тему по методу смыслового чтения. Мы с вами  это делали уже на прошлых уроках.  Откройте учебник на стр. 120, § 32. Давайте разделим класс по рядам, что бы у каждого была своя позиция этого метода. 1 ряд – составляет блок-схему, 2 ряд – составляет 5 вопросов по этой теме,  а 3 ряд – выписывает основные слова, которые передают основное содержание этого текста. Внутри ряда разделитесь на 4 человека и приступайте к работе. На это у вас у всех не более  5 минут.  Все время пошло.

    Учитель: Все время вышло. Смотрим, что  получилось. И мы с вами пришли к выводу, что независимо от того, какую позицию делали на каждом ряду, все вы использовали в основном одни и те же понятия.

    Учитель: Следующий вид внутренних вод, который мы с вами должны изучить – это искусственные водоемы. Искусственные водоемы – это сооружения, созданные руками человека. Они бывают 3 видов  - это каналы, водохранилища и пруды.

      Канал – это искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение. Например: канал им. Москвы, Волго-Балтийский канал, Беломорский канал.

    Учитель:  А что же такое пруд и водохранилище, нам расскажет ваш одноклассник Слесарев Дмитрий.

    Ученик: Доклад учащегося – на2-3 минуты.

    1. Закрепление изученного материала.

    Раздаю листочки каждому на парту с заданиями.

    Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные  - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

    Задание 2. Заполните схему.

    .

    Задание 3. Виды искусственных водоемов?

    А теперь давайте  обменяемся своими работами соседом по парте и сверим ваши ответы с ответами на доске.  На доске висят правильные ответы  критерии  оценок.

    1.  Выставление отметок

    Учитель: Мы с вами целый урок говорили о различных видах внутренних вод. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Ученики: Дети отвечают.

    Учитель: Как вы думаете, знания, полученные на уроке пригодятся вам в дальнейшей жизни?

     Ученики: Дети высказывают свое мнение.

    1. Информация о домашнем задании.  Пишу на доске.

    § 31.32.33, записи повторить.

    Приложение  к уроку.

    Задание 1. Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

    Задание 2.

    .

    Задание 3. Канал, водохранилище, пруд.

    Критерии оценок.

    Без ошибок  – «5»

    1-2 ошибки – «4»

    3-4 ошибки – «3»

    Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные  - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

    Задание 2. Заполните схему.

    .

    Задание 3. Виды искусственных водоемов?

    Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные  - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

    Задание 2. Заполните схему.

    .

    Задание 3. Виды искусственных водоемов?

    Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные  - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

    Задание 2. Заполните схему.

    .

    Задание 3. Виды искусственных водоемов?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самоанализ урока английского языка по теме "Education in Great Britain"

    После проведения урока по теме "Education in Great Britain"  в 9 классе ( учебник О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой English VIII, тема Education: The World of Learning) мне было предложено дат...

    Самоанализ урока физической культуры по теме Баскетбол 5 класс

    Урок по теме "Баскетбол" является началом изучения нового  материала. Цель:Передача и ловля мяча двумя руками от груди  и совершенствование ведения мяча....

    Самоанализ урока английского языка по теме "Моя семья"

    Самоанализ урока английского языка по теме "Моя семья"...

    Самоанализ урока по геометрии по теме: "Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение".

    Урок проведен в 7а классе. Количество учащихся 19. На уроке присутствовали 16 учащихся. Данный урок является первым в изучении темы «Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение»....

    Пример самоанализа урока

    Приведен самоанализ урока физики по теме "Скорость при равноускоренном движении"...

    Конспект урока по географии на тему "Озера" - 6 класс

    Конспект урока и презентация по географии на тему "Озера" 6 класс, с учетом требований ФГОС...