Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс
    учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс

    к уч. Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_6_klass.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии и соответствует учебной программе 6 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Курской области, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421. География в основной школе является тем предметом, который формирует у обучающихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества через знакомство с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях. Познавая на конкретных примерах многообразие географического пространства, обучающиеся осознают необходимость географических знаний в практической деятельности. Также формируются навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Начальный курс географии 6 класса опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения, а также является базой для изучения общих географических закономерностей. На изучение географии в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): 1час за счет федерального компонента и 1 час - регионального компонента.

    Материал курса представлен следующими разделами:

    1.Введение. 6. Гидросфера.

    2.Земля как планета. 7. Биосфера.

    3. Способы изображения земной поверхности. 8. Почва и геосфера.

    4.Литосфера.

    5.Атмосфера.

    Содержание тем изучаемого курса

    1.Введение. В данном разделе обучающиеся знакомятся с историей и содержанием географической науки, с выдающимися путешественниками прошлого, с географическими открытиями, с источниками географических знаний. На конкретных примерах раскрываются те усилия, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также уделяется большое внимание и вкладу русских путешественников в изучение нашей планеты. Изучение этого раздела опирается на межпредметные связи с историей.

    2.Материал раздела «Земля как планета» не только дает сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает, как свойства планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Этот раздел является пропедевтическим по отношению к курсам физики и астрономии.

    3.В разделе «Способы изображения земной поверхности» обучающиеся знакомятся с принципами построения географических карт, учатся навыкам ориентирования на местности, способам определения расстояний на местности, умению читать план местности и решать практические задачи по плану. При изучении географических координат и масштаба используются знания из курса математики.

    4.В последующих разделах учебника обучающиеся знакомятся с компонентами географической оболочки планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой.

    При изучении данных разделов обучающиеся получают большой объем новой информации, должны усвоить множество понятий и терминов, понять закономерности географической оболочки. Также уделяется должное внимание месту человека в природе, влиянию природных условий на его жизнь, воздействию хозяйственной деятельности на природную оболочку планеты. Материал этих разделов опирается на межпредметные связи с биологией и в тоже время является пропедевтическим для курсов физики, химии, зоологии, которые будут изучаться в последующих классах.

    5.В разделе «Почва и географическая оболочка» обобщаются знания,

    полученные при изучении предыдущих разделов, а также формируется представление о том, что Земля – это множество разнообразных и неповторимых природных комплексов, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом.

    Начальный курс географии тесно связан и с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Синтез этих курсов позволяет рассмотреть широкий круг вопросов: от правил поведения в природе до безопасного поведения при возникновении опасных стихийных явлений (землетрясений, наводнений, извержений вулканов, ураганов и т.п.), а также и глобальную безопасность жизнедеятельности человека в результате его хозяйственной деятельности в целом на планете.

    Цели и задачи учебного предмета:

    - познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

    - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

    - начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

    - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

    - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от местных (локальных) до глобальных;

    - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    - воспитывать любовь к своей местности, своей стране;

    - прививать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде;

    - применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории;

    - самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

    - развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

    - уметь применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

    Требования к уровню усвоения предмета

    Обучающиеся должны:

    1.Называть и показывать:

    - форму и размеры Земли;

    - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

    - части внутреннего строения Земли;

    - основные формы рельефа;

    - части Мирового океана;

    - виды вод суши;

    - причины изменения погоды;

    - типы климатов;

    - виды ветров, причины их образования;

    - пояса освещенности Земли;

    - географические объекты, предусмотренные программой.

    2.Приводить примеры:

    - различных видов карт;

    - горных пород и минералов;

    - типов погоды;

    - взаимовлияния всех компонентов природы.

    3.Определять:

    - стороны горизонта на местности (ориентироваться);

    - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

    - расстояния и направления по плану и карте;

    - осадочные и магматические горные породы;

    - направление ветра. 4.Описывать географические объекты.5.Объяснять особенности компонентов природы своей

    местности.

    Учебно-методическое обеспечение предмета

    1.Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. – Москва, «Русское слово», 2009.

    2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

    3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.

    4.И.И.Баринова, В.Г. Суслов. Рабочая тетрадь «География. Начальный курс». Издательство «Экзамен»- Москва, 2009.

    5.Т.В. Иванова. Тематическое и поурочное планирование по географии. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.

    6.Е.В.Датская, Е.В.Синицына, М.Г. Синицын. Контрольные и проверочные работы по географии. – Экзамен, Москва, 2003.

    7.О.В. Чичерина. Тесты по географии.- Экзамен, Москва, 2005.

    8.Л.Е. Перлов. Дидактические карточки – задания по географии.- Экзамен, Москва, 2005.

    9.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2008.

    10.Г.П. Субботин. Задачник по географии. 500 заданий, тестов, вопросов.

    11.Е.В. Баранчиков. Сборник заданий и упражнений по географии. – Экзамен, Москва, 2006.

    12.О.В.Чичерина. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии. – М.:ТЦ «Сфера». 1999.

    13.Диск «Уроки географии в 6 классе». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

    14.Диск «Начальный курс географии 6 класс».

    Дополнительная литература:

    1. Герасимова Т.Н., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.

    1. В.П. Сухов. Физическая география. 6 класс. Москва «Просвещение», 1995.

    1. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

    1. Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1980.

    1. О.К. Разумовская, Е.Т. Козловский. Занимательная география. – СПб.: Издательство «Кристалл», 1998.

    1. Е.В. Экзерцева. География. Кроссворды для школьников. Ярославль «Академия развития», 1998.

    1. Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. Москва «Просвещение» 1994.

    1. Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: 1996.

    Оценочные практические работы.

    1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

    2.Топографический диктант.

    3.Ориентирование на местности.

    4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

    5.Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

    6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

    7.Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

    Всего практических работ 10, оценочных – 7.

    Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

    Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

    Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

    Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

    Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

    Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

    Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса

    В пояснительной записке отражена структура документа, дана характеристика предмета, цели и задачи, общеучебные навыки и умения, результаты обучения....

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс...

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл

    Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...