ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Афанасьева Ольга Анатольевна
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6 класс» под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2008 г. Программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу. Сборник программно - методических материалов под редакцией Стрельниковой Т.Д. «Краеведческий модуль по географии» в 6 класс, Липецк 2007г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_6_microsoft_word.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6 КЛАСС

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея:

Цель «Начального курса географии» -   заложить основы географического образования учащихся. Расширить географические представления школьников о Липецкой области. Воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде

    Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
  • Создать основу для патриотизма и любви к родному краю.
  • Прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.
  • Познание особенностей природных условий своей местности;
  • Передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  • Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности и население области;
  • Овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе родины (Липецкой области, Усманского района);
  • Формирование практических навыков в изучении природы (погоды, почв, рек, озёр, растительного и животного мира);
  • Формирование приёмов работы с географическими источниками знаний, приборами, инструментами.

Нормативно-правовые документы:

Преподавание предмета в 2014– 2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в  федеральный  компонент государственных  образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный  приказом  Министерства  образования   Российской Федерации  от 5 марта  2004  года  № 1089».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января  2012 года  №69  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 года  №74  «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год,         утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

Методическими письмами  Министерства образования и науки  РФ

  • «О развивающем обучении в процессе изучения географии» № 931/11 – 12 от 08. 06. 1999 г.
  • «О картографическом обеспечении преподавания школьной географии» № 553 – 11 – 13 от 06. 04. 2000 г.
  • «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» № 13 – 15 – 74/13 от 13.06. 2002 г.

Региональный уровень

  • Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г. № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год».
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

Лицейский уровень

  • Устав лицея
  • Программа развития лицея «Школа познания +»
  • Образовательная программа лицея на 2014-2015 уч.г.
  • Календарный учебный график
  • Учебный план на 2014-2015 уч.г.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой

      области.

           Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской  программы  для общеоб-разовательных  учреждений  «Землеведение. 6 класс»  под  редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2008 г. Программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.   Сборник программно - методических материалов под редакцией Стрельниковой Т.Д. «Краеведческий модуль по географии» в 6 класс, Липецк 2007г    

           

        Обоснование выбора авторской программы:

Выбранная авторская программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся по географии. Специфика программы в том, что она способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач лицейского образования. Выбранная авторская программа также соответствует особенностям ученического коллектива 6-А класса, учитывается  профилизация класса (расширенное изучение математики).  Поэтому в рабочей программе по географии сделан акцент на использование математических расчетов при изучении географических оболочек Земли. Программа обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня  и обеспечивает освоение базовых понятий.

         

         Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

В программу внесены некоторые изменения. Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности и определению географических координат. На изучение этих тем планируется увеличить количество часов на определение азимута и географических координат, так как эти вопросы сложно усваиваются в 6 классе, а их знание будет необходимо для сдачи ГИА и ЕГЭ.

В программу внесены изменения в связи с введением краеведческого модуля. Для изучения географического краеведения в программу внесены: темы по изучению природы и населения Липецкой области;  практические работы на местности и по изучению родного края,  экскурсии (по изучению ПК г Усмани), опережающие заданий по подготовке сообщений по Липецкой области; ежедневное наблюдения за погодой и ведение «Дневника погоды» каждым учеником.

           

п/п

Тема урока.

1.

Что изучает география своей  местности

2.

Положение Липецкой области на картах атласа. Ориентирование на местности.

3.

Определение направлений и расстояний по плану своей местности, по административной карте.

4.

Нахождение своего местожительства по координатам на глобусе и карте до экватора, северного полюса, Балтийского, Чёрного морей, Москвы

5.

Ориентирование на местности.

6.

Положение территории липецкой области на Среднерусской равнине и Окско-Донской низменности

7.

Особенности залегания горных пород на территории области. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняки, фосфориты, основные месторождения.

8.

Практическая работа: «Описание горных пород Липецкой области».

9.

Основные формы рельефа Липецкой области.

10.

Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственной деятельности людей, на особенности природы. (на примере Липецкой области) Человек и земная кора.

11.

Температура воздуха по сезонам года в Липецкой области Амплитуда колебаний температур

12.

Осадки. Роза ветров своей местности Определение относительной влажности воздуха и атмосферного давления.

13.

Типы погод и сезоны года в липецкой области

14.

Описание погоды своей местности за день, за месяц.

15.

Практическая работа: « Составление картосхемы климатических показателей своей местности»

16.

Климат и человек. Атмосферные явления в жизни человека в вашей местности.

17.

Итоговый урок по теме Атмосфера. Практикум по Усманскому району.

18.

Состав вод суши Липецкой области.

19.

Подземные воды и их виды в Липецкой области.

20.

Озёра, болота, искусственные водоёмы Липецкой области.

21.

Практическая работа. На контурной карте обозначить реки Липецкой области, минеральные источники, ручьи и ключи территории своего проживания.

22.

Роль воды в жизни людей вашей местности

23.

Практическая работа. Описание ГП реки своей местности

24.

Видовой состав растений и животных Липецкой области.

25.

Хозяйственное использование растений и животных.

26.

Красная книга растений и животных Липецкой области.

27.

Главные типы почв области.

28.

Описание природного комплекса своей местности

29.

Заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области»

30.

Население области, его численность и плотность

31.

Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области

32.

Типы населённых пунктов: город, посёлок городского типа, село, деревня.

33.

Обычаи, традиции, ремёсла Липецкой области

34.

Знаменитые люди Липецкой области

35.

Обобщающее повторение

          Определение места и роли курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами:

Курс география «Землеведение» в 6-х классах занимает особое место, так как он знакомит учащихся с новой для них наукой география. Формирует у учащихся представление об окружающем мире. Показывает взаимосвязь природы и общества. Содержание  курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов. Для обеспечения преемственности образовательной политики в Липецкой области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов составляющих региональный компонент введён учебный краеведческий модуль. Это позволит создать основу для патриотизма и любви к родному краю. Узнать особенности природных условий Липецкой области и Усманского района.

          Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа (в соответствии с федеральными государственными стандартами):

Согласно федеральному компоненту учебного плана лицея на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Для обеспечения преемственности образовательной политики в Липецкой области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов составляющих региональный компонент введён учебный материал «географическое краеведение» в объёме 35 часов, т.е. 1 час в неделю.

Рабочая программа по географии  для 6 класса рассчитана на 70 часов из расчёта 2 часа в неделю (1 ч в неделю добавлен из регионального компонента). Дополнительный час используются для краеведческого компонента по отдельным темам всех разделов курса.

       

 Технологии обучения:

Проблемное обучение: Цель, которой: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

Развивающее обучение: Цель, которой: Развитие личности и её способностей. Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм: Вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение: Цель, которой: Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность: Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм: Методы индивидуального обучения.

Концентрированное обучение: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счёт объединения знаний в блоки (повторение). Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности учащихся.

Игровое обучение: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм: Игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность.

Обучение развитию критического мышления. Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные

решения. Механизм: Интерактивные методы обучения: вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трёх этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Проектное обучение. Цель: Создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. Сущность: Состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, учащиеся учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные  ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Механизм: ПРОБЛЕМ -Проблемная ситуация- Выдвижение гипотезы- Исследовательская поисковая деятельность- Защита проекта- Оформление результатов Прогнозирование новых проблем- ;

здоровьесберегающие технологии.

          Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Ценностно-смысловая компетенция. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путём постоянного обращения к окружающей действительности. На уроках рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи, способность видеть и понимать географические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования географических знаний в практической деятельности.

Образовательная. На уроках географии ученик научится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от общественной, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причина работают с опережением или не успевают в полном объёме усвоить учебный материал. Начиная со среднего звена, ученики работают над созданием проектов, ведут научную деятельность. Подготовка проектов формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата.

Учебно-образовательная. В процессе работы индивидуально или в группах ученик учится:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Информационно-коммуникативная. Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую. Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу.

Общекультурная компетенция. На первых этапах изучения  - осознание роли науки географии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоение учеником научной картины мира; в дальнейшем – овладение познаниями и опытом деятельности науки географии – как составной части жизни человека и человечества.

Социально-трудовая. Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

           Формы организации образовательного процесса: Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  • классно-урочная: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение.
  • Групповая: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые

творческие задания.

  • Индивидуальная: работа с литературой или электронными источниками

информации, письменные упражнения; выполнение индивидуальных заданий, творческих

работ.

                   Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний:

  • итоговые тесты, географические диктанты, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
  • тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

             Планируемый уровень подготовки на конец учебного года:

В результате изучения географии ученик должен 
знать/понимать 

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов,

уметь 

Оценивать и прогнозировать:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

изменение климатов Земли;

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

 основные взаимосвязи природы и человека;

Объяснять:

особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 особенности расового и этнического состава населения;

 особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 применять в процессе учебного познания основные географические понятия

 Описывать:

основные источники географической информации;

 географическое положение объектов (по карте);

 по схемам круговороты вещества и энергий;

компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

 Определять (измерять):

 географическую информацию по картам различного содержания;

вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

 важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

 основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п.\и, сейсмически опасные территории;

факторы формирования климата;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

страны мира, их столицы, крупные города;

природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Учебник: География. Землеведение, 6кл. В.П.Дронов, Л.Е. Савельева.- 3-е издание. М.: Дрофа, 2009.Учебник открывает содержательную линию под редакцией В.П. Дронова.

Учебник хорошо иллюстрирован и оснащён объёмным методическим аппаратом, включающим вопросы перед параграфами, вопросы и задания внутри параграфов и после них, а также вопросы и задания после каждой темы.

Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в состав Федерального перечня учебников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ.

(1час + 1 час краеведение)

1. Что изучает география.

Развитие географических знаний человека о Земле. Элементы земной поверхности. Образ географического объекта.

Термины: география, географические объекты, явления, процессы, антропогенное воздействие.

Объекты: Развитие географических знаний человека о Земле. Элементы земной поверхности. Образ географического объекта.

2. Что изучает география своей местности.

Изучение своей «малой родины». Как человек осваивал территорию Липецкой области. Организация и обучения приёма работы: оформление календаря наблюдений за погодой. Материалы обрабатываются при изучении темы «Атмосфера».

Называют: многообразие форм земной поверхности, образов географических объектов.

Определяют: процессы и явления, влияющие на географические объекты.

Приводят примеры: природных и географических объектов на территории своего региона.

РАЗДЕЛ 1.

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

(2 часа)

1. Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы.

Земля – часть Вселенной. Галактика «Млечный путь». Ориентирование по звёздам. Солнечная система и её составляющие. Влияние космоса на Землю и людей. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на Земле. Форма и размеры Земли.

Термины: небесные тела, Вселенная, Галактика, Солнечная система, ближний и дальний космос, географические полюса.

Называют: причины смены дня и ночи, времён года в обоих полушариях.

Знают: состав Солнечной системы, развитие географических знаний о форме и размерах Земли.

Определяют: направление сторон горизонта по Полярной звезде.

Приводят примеры: из собственных наблюдений о роли Солнца в жизни людей.

Характеризуют: географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

По данным таблицы решают: задачи на соответствие площадей материков и океанов.

2. Движения Земли. Форма и размеры Земли.

Земля – часть Вселенной. Галактика «Млечный путь». Ориентирование по звёздам. Солнечная система и её составляющие. Влияние космоса на Землю и людей. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на Земле. Форма и размеры Земли.

РАЗДЕЛ  2.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ

10 часов (5 часов + 5 часов краеведение)

1. Глобус. Масштаб.

2. Градусная сеть. Географическая широта.

3. Географическая долгота, географические координаты.

Градусная сетка на глобусе и карте. Параллели и меридианы – адрес объекта. Необходимость использования масштаба. Виды масштабов: именованный, линейный, численный, их запись. Выбор масштаба. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты, широта, долгота.

4. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты. Использование географических карт. Изображение объектов на географической карте. Условные знаки, легенда карты. Виды географических карт.

5. Положение Липецкой области на картах атласа: физической и административной картах России; физической и политической картах мира.

6. Определение направлений и расстояний по плану своей местности, по административной карте.

7. Нахождение своего местожительства по координатам на глобусе и карте до экватора, северного полюса, Балтийского, чёрного морей, Москвы.

8. Практическая работа: «Определение географических координат, расстояний и направлений»

9. Практическая работа: «Ориентирование на местности»

10. Практическая работа: «Составление плана местности»

Совершенствование приёмов работы с географической картой и планом местности.

Должны уметь: определять объекты, пользуясь условными знаками.

Определять: расстояния, направления, азимут, абсолютную высоту, взаиморасположение объектов, географические координаты.

РАЗДЕЛ  3.

ЗЕМНАЯ КОРА

13 часов (8 часов + 5 часов краеведение)

1. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие рельефа Земли.

Земля и  её недра. Внутреннее строение Земли. Оболочки Земли. Состав земной коры. Породы её слагающие. Литосферные плиты и их движение. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

2. Земная кора и литосфера – каменные оболочки земли. Разнообразие рельефа Земли.

Строение земной и океанической коры. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Литосферные плиты и их движение. Описание рельефа. Относительная и абсолютная высота местности. Их измерение. Изображение рельефа при помощи горизонталей (изогипс). Разновидность высоты местности и её определение.

3. Особенности залегания горных пород на территории области. Практическая работа: «Описание горных пород Липецкой области» Приводят примеры: горных пород и минералов, распространённых в своей местности. Использование человеком горных пород. Районы добычи и их использование.

4. Движения земной коры. Землетрясения вулканизм.

Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Землетрясения. Основные зоны землетрясений. Медленные движения земной коры: горизонтальные и вертикальные. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

5. Вулканизм. Образование вулканов. Типы вулканов. Основные зоны вулканизма на Земле. Действующие и потухшие вулканы.

6.  Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Воздействие внешних сил на рельеф. Основные внешние силы. Выветривание и его виды.

7. Работа текучих вод, ледников, ветра. Работа текучих вод, ледников, ветра в формировании рельефа.

8. Главные формы рельефа суши. Горы и равнины.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа. Изображение рельефа Земли на карте. Различия гор по высоте. Крупнейшие горные системы земного шара. Образование равнин. Изображение равнин земли на карте. Различия равнин по высоте. Практическая работа: «Описание гор и равнин по плану».

9. Положение территории Липецкой области на Среднерусской равнине и Окско-Донской низменности.

Основные формы рельефа. Холмистая равнина, низменность, возвышенность. Движения земной коры на территории области. Средние и мелкие формы рельефа.

10. Основные формы рельефа Липецкой области.

Самостоятельная работа с картами (овраги, балки, долины рек, западины) их происхождение. Наибольшие и наименьшие высоты их происхождение.

11. Рельеф дна океанов.

Рельеф дна Мирового океана. Процессы, образующие рельеф на океаническом дне. Изображение рельефа дна океана на карте. Подводная окраина материков. Материковые острова. Переходная зона. Ложе океана.

12. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственной деятельности людей, на особенности природы. Человек и земная кора (на примере Липецкой области).

13. Итоговый урок по разделу «Земная кора». Практическая работа: «Обозначение на контурной карте гор и равнин».

РАЗДЕЛ 4.

АТМОСФЕРА

12. часов (5 часов + 7 часов краеведение)

1. Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера.

Значение атмосферы для жизни на земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени.

2. Нагревание воздуха и его температура. Средние температуры, амплитуда колебаний температур.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Распределение тепла и влаги на поверхности земли. Пояса освещённости.

3. Температура воздуха по сезонам года в Липецкой области. Амплитуда колебаний температур.

Построение графика температур по собственным наблюдениям.

4. Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Превращение водяного пара в конденсат. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования осадков.

5. Давление атмосферы. Ветры.

Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.

6. Осадки. Роза ветров своей местности.

Анализ рисунков. Построение розы ветров. Описание ветров по рисунку.

7. Погода. Климат. Человек и атмосфера.

Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Влажность воздуха. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.

Изображение климата на картах. Климатические пояса. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

8. Типы погод и сезоны года в Липецкой области.

Элементы погоды, способы их измерения. Средние температуры. Причины разнообразия погоды.

9. Описание погоды своей местности за день, за месяц.

Обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды). Местные признаки изменения погоды.

10. Практическая работа: «Составление картосхемы климатических показателей своей местности»

Практические задания: нанести на карту основные климатические показатели.

11. Климат и человек. Атмосферные явления в жизни человека в вашей местности.

Местные признаки погоды. Предсказания погоды. Климат и человек.

12. Итоговый урок по теме: «Атмосфера» практикум по Усманскому району.

РАЗДЕЛ 5.

ГИДРОСФЕРА

11 часов (5 часов + 6 часов краеведение)

1. Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Водная оболочка земли. Части гидросферы. Океаны. Части мирового океана. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения.

Практическая работа: «Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды».

2. Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства вод.

Цвет и прозрачность воды. Температура и солёность вод Мирового океана. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.

3. Движения воды в океане. Волны. Течения.

Движения воды в океане. Стихийные явления в океане. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей.

4. Реки. Жизнь рек.

Реки земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение. Правила обеспечения личной безопасности.

5. Состав вод суши Липецкой области.

Реки Липецкой области. Питание и режим рек.

6. Озёра и болота. Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

Подземные воды, озёра, болота – их образование. Хозяйственное значение озёр, водохранилищ, болот.

7. Подземные воды и их виды в Липецкой области.

8. Практическая работа: «Обозначить на контурной карте реки Липецкой области, минеральные  источники, ручьи и ключи территории своего проживания».

9. Озёра, болота, искусственные водоёмы Липецкой области.

10. Роль воды в жизни людей нашей местности.

11. Итоговый урок по теме: «Гидросфера». Практическая работа: «Описание ГП реки своей местности»

РАЗДЕЛ 6.

БИОСФЕРА

12 часов (6 часов + 6 часов краеведение)

1. Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

2. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

Особенности распространения живых организмов в Мировом океане.

3. Жизнь на поверхности суши. Леса.

Особенности распространения живых организмов на суше. Леса.

4. Жизнь в безлесных пространствах.

5. Видовой состав растений и животных липецкой области.

Видовой состав растительных сообществ в области. Распространение животного мира на территории области Презентации учащихся.

6. Приспособленность растений и животных к условиям обитания.

7. Хозяйственное использование растений и животных.

8. Красная книга растений и животных Липецкой области (творческие проекты).

9. Почва. Человек и биосфера.

Почва – как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривание, их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Образование гумуса.

10. Главные типы почв области. Разнообразие почв Липецкой области.

11. Описание природного комплекса своей местности.

12. Заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области».

РАЗДЕЛ 7.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

2 часа

1. Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

Из чего состоит географическая оболочка. Границы ГО. Изменения, происхождение и происходящие в ГО. Территориальные комплексы и их компоненты. Взаимосвязь компонентов. Географическая среда.

2. Итоговый урок по разделам: «Биосфера», «Географическая оболочка».

РАЗДЕЛ 8.

НАСЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

6 часа

1. Население Липецкой области, его численность и плотность.

Принадлежность населения на территории области к европеоидной расе. Национальный состав.

2. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области.

3. Типы населённых пунктов: город, посёлок городского типа, село, деревня.

4. Обычаи, традиции, ремёсла Липецкой области.

5.Знаменитые люди Липецкой области

6. Обобщающее повторение.

Учебно - тематический план

(70 часов)

раздела                    

Наименование разделов

ГЕОГРАФИЯ

Всего часов

экскурсии

Введение

2

-

-

1.

Земля во вселенной

2

-

-

2.

Географические модели Земли

10

-

3

3.

Земная кора

13

-

3

1

4.

Атмосфера

12

1

1

5.

Гидросфера

11

3

1

6.

Биосфера

12

1

7.

Географическая оболочка

2

      8.        

Население Липецкой области

6

1

Итого                               70        2           10              4

Требования к уровню подготовки

1.        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  • форму и размеры Земли (длина окружности);
  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  •   характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  •  связей между элементами погоды;
  •   изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • горных пород и минералов, их использования человеком;
  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Литература:

  • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /В.П.Дронов, Л.Е.Савельева . - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 221с.
  • Атлас География 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  •  Контурные карты География 6 класс. – М.: Дрофа, 2011. Смирнова М.С.

Дополнительная литература:

  • Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с. 2. Петрова Н.Н.
  •  Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с. 3. Пятунин В.Б.
  •  Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
  •  Сиротин В.И. Практические работы и самостоятельные работы по географии (6-10 классы): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997.
  •  Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010.
  •  Элькин Г.Н. География. Тесты 6-7 классы – С-Пб: Паритет, 2005
  • Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007
  • Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания:

  • География 6-10 классы . Библиотека электронных наглядных пособий
  • Страны мира (справочные сведения + таблицы)
  • Большая энциклопедия географических карт
  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
  • Мультимедиа учебник. География. Материки, океаны, народи страны  7класс (авт. Петрова Н.Н.)

Интернет ресурсы:

  • http: //www.gao.spb.ru/russian
  • http: //www.fmm.ru
  • http: //www.mchs.gov.ru
  • .http: //www.national-geographic.ru
  • .http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus
  • http: //www.unknowplanet.ru
  • http: //www.weather.com

Календарно – тематическое планирование для 6-А класса

Урок

Тема урока

Дата

план

Дата

Факт

1/1

2/2

ВВЕДЕНИЕ.

2 часа

1.Что изучает география.

2.Что изучает география своей  местности

03.09

05.09

3/1

4/2

Раздел 1.

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

2 часа

1.Земля и космос. Земля — часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю.

2.Движения Земли.

 Форма и размеры Земли.

10.09

12.09

5/1

6/2

7/3

8/4

9/5

10/6

11/7

12/8

13/9

14/10

Раздел 2.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ

10 часов

  1.Глобус. Масштаб.

2.Градусная сеть. Географическая широта.

3.Географическая долгота. Географические координаты

4.Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты. Азимут.

5.Положение липецкой области на картах атласа. Ориентирование на местности.

6.Определение направлений и расстояний по плану своей местности, по административной карте.

7.Нахождение своего местожительства по координатам на глобусе и карте до экватора, северного полюса, Балтийского, Чёрного морей, Москвы

8.Практическая работа «Определение географических координат, расстояний и направлений».

9. Практическая работа Ориентирование на местности. Азимут.

10.Практическая работа «Составление плана местности».

17.09

19.09

24.09

26.09

01.10

03.10

08.10

10.10

15.10

17.10

15/1

16/2

17/3

18/4

19/5

20/6

21/7

22/8

23/9

24/10

25/11

2612

27/13

Раздел 3.

ЗЕМНАЯ КОРА

13 часов

1.Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород.

2. Земная кора и литосфера, каменные оболочки Земли. Разнообразие рельефа Земли.

3. Особенности залегания горных пород на территории области. Практическая работа «Описание горных пород Липецкой области»

4.Движения земной коры. Землетрясения.

5.Вулканизм.

6.Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.

7.Работа текучих вод, ледников и ветра.

8.Главные формы рельефа суши. Горы и равнины. Практическая работа «Описание гор и равнин по плану»

9. Положение территории Липецкой области на Среднерусской равнине и Окско-Донской низменности

10.Основные формы рельефа Липецкой области

11.Рельеф дна океанов.

12.Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственной деятельности людей, на особенности природы. Человек и земная кора.

13.Итоговый урок по разделу «Земная кора». Практическая работа Обозначение на контурной карте гор и равнин

.

22.10

24.10

29.10

31.10

13.11

14.11

19.11

21.11

26.11

28.11

03.12

05.12

10.12

28/1

29/2

30/3

31\4

32/5

33/6

34/7

358

36/9

37/10

38/11

39/12

Раздел 4.

АТМОСФЕРА

12 часов

1.Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера.

2.Нагревание воздуха и его температура.

Средние температуры, амплитуда колебаний температур.

3.Зависимость температуры воздуха от географической широты.

4.Температура воздуха по сезонам года в Липецкой области Амплитуда колебаний температур

5.Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

6.Давление атмосферы. Ветры.

7.Осадки. Роза ветров своей местности Определение относительной влажности воздуха и атмосферного давления.

8.Погода. Климат. Человек и атмосфера.

9.Типы погод и сезоны года в липецкой области

10.Описание погоды своей местности за день, за месяц

11. Практическая работа Составление картосхемы климатических показателей своей местности

12. Человек и атмосфера. Атмосферные явления в жизни человека в вашей местности

12.12

17.12

19.12

24.12

26.12

14.01

16.01

21.01

23.01

28.01

30.01

04.02

40/1

41/2

42/3

43/4

44/5

45/6

46/7

47/8

48/9

49/10

50/11

Раздел 5.

ГИДРОСФЕРА

11 часов

1.Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Практическая работа Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

Человек и гидросфера.

2.Мировой океан — основная часть гидросферы.

3.Свойства  океанических вод.

4.Движения воды в океане. Волны. Цунами, течения.

5.Реки. Жизнь рек. Река - главная часть состава суши

6.Состав вод суши Липецкой области. Реки. Практическая работа: описание реки по плану.

7.Озера и болота. Подземные воды.

8.Подземные воды и их виды в Липецкой области

9.Практическая работа. На контурной карте обозначить реки Липецкой области, минеральные источники, ручьи и ключи территории своего проживания. Роль воды в жизни людей вашей местности

10.Ледники и многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

11.Итоговый урок по разделам «Атмосфера» и «Гидросфера».

06.02

11.02

13.02

18.02

20.02

25.02

27.02.

04.03

06.03

11.03

13.03

51/1

52/2

53/3

54/4

55/5

56/6

57/7

58/8

59/9

60/10

61/11

62/12

Раздел 6.

БИОСФЕРА

12 часов

1.Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

2.Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

3.Жизнь на поверхности суши. Леса.

4.Жизнь в безлесных пространствах.

5.Видовой состав растений и животных Липецкой области.

6.Приспособленность растений и животных к условиям обитания. Хозяйственное использование растений и животных

7.Красная книга растений и животных Липецкой области

8.Почва. Человек и биосфера.

9.Главные типы почв области

10.Описание природного комплекса своей местности

11.Заполнение таблицы: «Флора и фауна Липецкой области»

12.Итоговое повторение

18.03

20.03

01.04

03.04

08.04

10.04

15.04

17.04

22.04

24.04

29.04

06.05

63/1

64/2

Раздел 7.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

2 часа

 1.Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

2.Территориальные комплексы Липецкой области.

08.05

13.05

65/1

66/2

67/3

68/4

69/5

70/6

Раздел 8.

Население липецкой области

6часов

1.Население области, его численность и плотность

2.Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области

3.Типы населённых пунктов: город, посёлок городского типа, село, деревня.

4. Обычаи, традиции, ремёсла Липецкой области

5 Знаменитые люди Липецкой области

6. Обобщающее повторение

15.05

20.-5

22.05

27.05

30.05