Конспект урока на тему: "Воды недр"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Клочкова Екатерина Юрьевна

Данный конспект будет интересен педагогам, работающим в 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_vody_nedr_6_klass_2100.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клочкова Екатерина Юрьевна - учитель биологии и географии

МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона

Конспект урока географии на тему:

 «Воды недр» (6в класс)

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной      информации средствами технологии проблемно-диалогического обучения.

Образовательная задача: содействовать формированию представления  об условиях образования подземных вод, видах подземных вод, свойств горных пород и применении подземных вод в жизни и хозяйственной деятельности человека.

 Развивающая задача: способствовать  развитию  умений формулировать проблему, выдвигать гипотезы, анализировать текст, выделять существенные признаки,   аргументировано излагать свою точку зрения, делать выводы,  а также, способствовать развитию ключевых образовательных компетенций организационно - деятельностной, информационной и  коммуникативной.

Воспитательная задача: содействовать формированию научной картины мира, ответственного отношения к природе и  коммуникативной культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: проблемно-диалогический урок

Оборудование: учебник «География. Мир Земли», рабочая тетрадь на печатной основе компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

Побудительная мотивация:

Когда хочется пить – она сладкая.
Когда лечишься –  она соленая
Когда к ней склоняешься в жаркий день – она холодная,
Когда назначает врач – она теплая, но всегда чистая.

Как вы думайте, о чем сегодня мы буде говорить? Учащиеся определяют тему и цель урока. Если у учащихся возникает затруднение с определением темы урока, учитель использует подводящий диалог.

Создание проблемной ситуации:

Известно, что в пустынях самый жаркий и сухой климат планеты, однако в пустыне встречаются оазисы или одинокие растения. Как они выживают в таких условиях? Откуда они берут воду для жизни?

Версии: выслушиваются версии учащихся. Можем ли мы достаточно правильно ответить на поставленный вопрос? Как вы думаете, каких нам знаний не хватает?

Актуализация: Что мы уже знаем по этой теме? Фронтальный опрос:

  1. Что относится к понятию воды суши?
  2. Где можно наблюдать выход подземных вод?
  3. Какова может быть температура у этой воды?
  4. Есть ли выход подземных вод в нашей местности?
  5. Приходилось ли вам пить воду из колодца или родника? Опишите,  какая она?

Смысловые блоки:

1.Виды пластов земной коры

2. Виды подземных вод

3.Значение подземных вод для человека

Поиск решения

Учитель: С поверхности океанов и морей испаряется громадное количество воды, часть которой переносится на сушу. Под Землей находится в 40 раз больше воды, чем на суше. Большая часть подземных вод образована атмосферными осадками. Часть вод образуется из магмы. Демонстрация слайдов презентации. Выполнение задания №1 в рабочей тетради.

1.Чем образована земная кора? (горными породами)

2. Чем различаются горные породы? (свойствами)

3. Демонстрация опыта с  песком и глиной. Что лучше пропускает воду? Какую горную породу можно назвать водопроницаемой и водонепроницаемой?

Все горные породы литосферы содержат в себе воду. Если порода рыхлая, такая как песок, то она хорошо пропускает воду. Такую породу называют водопроницаемой.

Если порода плотная, кристаллическая, то в ней вода может располагаться только в трещинах. Пласты, не пропускающие воду, называются водоупорными.

Выполнение задания №2 в рабочей тетради.

Следующий блок учебной информации, учащимся предлагается поработать самостоятельно с текстом не ст. 189-190 и заполнить названия в схеме на стр.57 в рабочей тетради.

Какие воды называют грунтовыми, а какие межпластовые?

Выполнение задания №3 в рабочей тетради.

Обсуждение: Как человек использует подземные воды? Выслушиваются ответы учащихся.

Выражение решения: В начале урока, мы попытались решить проблему. Можем ли мы сейчас ответить на поставленную проблему?

Известно, что в пустынях самый жаркий и сухой климат планеты, однако в пустыне встречаются оазисы или одинокие растения. Как они выживают в таких условиях? Откуда они берут воду для жизни?

Учащиеся: Оазисы в пустынях и одиноко растущие растения, могут существовать в пустыне за счет близко подходящих к поверхности подземных вод, а именно грунтовых вод.

Подведение итогов и формулирование выводов:

Ребята, какие итоги мы можем подвести на уроке?

-Подземные воды образуются за счет атмосферных осадков и выделения ювенильной воды из магмы;

-Горные породы, которые не пропускают воду, называются водонепроницаемыми или водоупорными (глина, гранит, мрамор);

-Горные породы, которые пропускают воду, называются водопроницаемыми (песок, щебень, галька);

-Подземные воды могут быть грунтовыми и межпластовыми;

-Подземные воды имеют огромное значение для человека и его хозяйственной деятельности, человек должен заботиться о чистоте подземных вод;

Закрепление:

Дифференцированный подход при закреплении знаний:

Карточка для учащихся.    Выберите задания того уровня, с которым ты справишься.

Базовый уровень:

1.Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы,  прямой - водоупорные: глина, песок, галька, гравий, базальт, гранит.

2.Откуда появляется вода под землей?

3.Как называется пласт, который пропускает воду и не пропускает воду?

Повышенный уровень:1.Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась. Где будете искать родник?

2.Почему родник выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, ключ бьет?

Высокий уровень сложности: 1.Почему колодцы копают зимой?

2. «Уже более суток наша колонна двигается в Каракумах. Привал сделали у колодца. Солдаты заглянули в колодец и не увидели дна, проверили по карте его глубину – 250 метров! Вот это да! Расскажи о такой глубине где-нибудь в Калуге - не поверят». Почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зависит уровень подземных вод?

Обсуждение ответов на поставленные вопросы.

Домашнее задание:

Базовый уровень: п.41, ответить на вопросы после параграфа, доделать задания в рабочей тетради;

Повышенный уровень: выполнить задания базового уровня и подготовить сообщение на тему: «Артезианские источники подземных вод», «Способы очистки подземных вод»,  «Как выбирать минеральную воду?» на выбор.

Высокий уровень сложности: выполнить задания базового уровня и ответить на вопрос: Как изменяется уровень грунтовых вод по временам года? Свой ответ выразить в виде рисунка, схемы, модели и презентовать итог своей работы на следующем уроке. 

Рефлексия: Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал____________________________________________________________________

На уроке мне было_________________________________________________________________________

Я считаю, что _______________________ новый материал.

Мне бы хотелось самостоятельно узнать что такое________________________________________________

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.

План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...

Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".

Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Конспект урока по теме "Вода"

проектная технология...

Конспект урока по теме "Вода"

На уроке всесторонне рассматриваются состав и строение молекулы воды, ее свойства и применение, основные загрязнители природной воды и способы ее очистки. Учащиеся сами формулируют тему урока на основ...

Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТДидактическая цель: создать условия для первичного ус...

План-конспект урока по теме: "Вода" для учащихся 8 класса

Формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений....