Реки
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично - поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_reki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс

Аннотация

Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично - поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.

Введение

Содержание понятия «река» будет неполным без элементарного знакомства с основными источниками питания. Актуальность вопроса решу проводя  систематическое наблюдения за погодой и изменения водного режима. Содержание этого вопроса изложено в учебнике для ознакомления для выбора режима своей реки. У нас течет река Юшатырь. Так, ребята, наблюдающие в своей местности весеннее половодье, могут сами рассказать о нем.

Что такое река?  Река - водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки.

Река течет по уклону земной поверхности.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

       Н.Палькин.

Работа с картой. Определяют ,на какой высоте он расположен, при каких условиях течет?

Рассказывают о режиме и питания рек.

Технологическая карта урока географии

Тема урока: «Реки»

Технологическая карта урока

Предмет: география Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова .

Класс: 6

Тема урока: Реки

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек

Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:

Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.

Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.

Описывать реку по плану.

Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  , репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2007

 

N п/п           Этап         Время         Методы и формы        Деятельность учителя        Деятельность .                                                                                                                                              учащихся

1         Организационный момент         1 мин.

Диалог:

        Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха        

Готовят рабочее место

2        Проверка выполнения  д/з        5 мин.        индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 уч), фронтальный опрос

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки. Мобилизируют  интерес, внимание

Ученики отвечают на вопросы учителя.

                                        

3        Установка познавательной задачи

        Устное сообщение учителя: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое».

Предлагаю отгадать загадки:

•        Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

•        Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

•        Между гор, между дол

Бежит белый конь.

4 Предлагают варианты ответов.

5         Целеполагание

Изучение нового материала        2 мин.

10 мин.        Диалог

Беседа

Рассказ - вступление

6 Объяснительно – иллюстративный

 Эвристический (частично-поисковый)        Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока…(Реки)

7 Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

8 Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

9 По учебнику,  рассказываем о строении реки, записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

10 Высказывают свои ассоциации со словом «река».

11 Читают определение в учебнике стр. 87

12 Запись определения в тетрадь.

13 Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы

14        Первичная проверка понимания        5 мин.        Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

15        Изучение нового материала        10 мин. Объяснительно–иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый)

16 Игра «Географическая почта»        Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.

17 Проверяет правильность выполнения работы.

1)        420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)

2)        50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)

3)        180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

        Дополняют схему (приложение 3).

Физкультурная пауза. 3-4 упражнения

18 Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма  «Горные и равнинные реки»)

19 Игра «Географическая почта»

20 Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

•        420 с.ш., 780 з.д.

•        50 с.ш., 620 з. д.

•        180 ю.ш., 260 в. д.

21        Закрепление знаний        7 мин.        Фронтальный опрос

        Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

2 2     Конкурс знатоков.

        Выполняют работу

23         Домашнее задание        2 мин.        Инструктаж        Предлагает домашнее задание на выбор:

        § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

24        Составить кроссворд по терминам темы.

25        Нанести на К/К крупные реки мира        Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

26        Подведение итогов.         Беседа. Предлагает дополнить предложение:

Рефлексия

Я знаю, что такое …        Я могу …

Я научился …                      Определяют уровень  достижений своих результатов.          

                                                               Отвечают на вопросы учителя

Приложение 1.

Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …        А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …        Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …        В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …        Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …         Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …        Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …        Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …                         З. подземной водой

Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Заключение

Теперь учащиеся могут ответить , что делает река с горными породами, какие из них и почему разрушаются легче, быстрее, медленнее, и подойти к выводу о том , что река образует свое русло очень медленно, что реки существуют многие тысячи лет.

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река

Широка и глубока

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

(Лена – Луна)

б) Ты, меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина – герой,

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей – Енисей)

в) В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву «к»

Слово все наоборот прочтите,

Город в Подмосковье отыщите.

(Нил + к = Клин)

г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

- Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

- Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

- Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)

 - Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

Рефлексия.

Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока с помощью математических знаков:

+ - эмоции, чувства,

% - нейтральная позиция,

:  -размышления.

Домашнее задание: сочинять рассказ по теме « речка Юшатырь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

река Кобра - река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...