Главные вкладки

    Реки. Части реки. Речная система.
    план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

    Софронова Татьяна Геннадьевна

    Урок в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx124.41 КБ

    Предварительный просмотр:

          Тема:   Реки. Части реки.  Речная система.

    Цели урока:

         1. Формировать представление о реке, ее частях, частях речной

    системы.

    2. Учить измерять длину реки по географической карте;                                              

    3.Определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I,          II и т. д. порядка.

    4. Развивать речь у учащихся.

    5. Формировать познавательный интерес.

    Оборудование:

    1. демонстрационные таблицы «Реки, части реки»;
    2. карта полушарий, физическая карта России;
    3. карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система»,  «пойма», «русло».
    4. карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река.

     Тип урока: объяснение нового материала.

     

    Методы обучения:

    1. словесные (беседа, рассказ);
    2. наглядные (демонстрация картин, географические карты, аппликация на доске);
    3. практические  (работа с книгой, с контурной картой).

    МПС: литература.

    Литература:

    1. Герасимова Т. П. Физическая география. Учебу. для 6 кл.
    2. Крылова О. В. Физическая география Учебн. для 6 кл.
    3. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.
    4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 кл.
    5. Энциклопедия по географии.
    6. Журнал «География в школе».

    Ход урока:

            I. Организационный момент.

    II. Опрос.

    Задание на знание определений, понятий.

    Игра – географическое лото.

    III. Изучение нового материала.

                Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

     

                        Течет, течет - не вытечет;

    Бежит; бежит - не выбежит.

    Не конь, а бежит,

     Не лес, а шумит.

    Между гор, между дол

    Бежит белый - конь.

    -Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

    - Итак, открываем тетради, записываем тему.

                   РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА.

            - Обратите внимание на  картину художника «Большая вода» И. И. Левитана.

       Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

    - Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им

            посвятили они.        

    (Проверить творческие задание, прослушать 2 произведения.)

    Это могут быть:        

            О, Волга!.. колыбель моя,

            Любил ли кто тебя, как я?

            (Некрасов.)

                               Нева всю ночь рвалась к морю…

                               и спорить стало ей невмочь...

                               ...Но силой ветра от залива

                               Прегражденная Нева

                               Обратно шла, гневна, бурлива,

                               И затопляла острова.

                                                        (А. С. Пушкин.)

    - Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)

    Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

    Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили  внимание на эту деталь определения?

    - Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

    Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

    - Подпишите: приток, исток, устье, русло.

    - Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

    Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное, течение воды в русле.        

    Устье – место  впадения потока  (реки, ручья)  в другую реку, море, озеро, водохранилище.

    Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

    Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

            

    - Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная  системa? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

    - Где берет начало главная река? (В озере.)        

    - Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

    - Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

    - Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

    - Сколько всего притоков получилось? (Три.)

    - Как их будем различать?

    Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

    - Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)

          Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике. Посмотрите на притоки, берущие начало с гор и болота . Что вы можете сказать о них? (оба правые.)

    У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба правые?)

    - Один из них первого, порядка; а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот  который впадает  в приток первого порядка - второй.)

        Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

            

    - Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите, речную систему по плану:

    1) Главная река.                

    2) Исток главной реки, устье главной реки.

    3) Левые и правые притоки.

    4) Притоки I, II, III и, т. д. притоков.

    Ответ:

    1) Обь - главная река.

    2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье Карское море.

    3) Левый приток - Иртыш;

    4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

    - А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается, сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)        

    - Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)

    - Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант -Енисея.

    IV. Закрепление.

            

            (Можно на этом этапе урока отгадывать  ребусы, анаграммы,

    омонимы.)

    - Название, какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

    - Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)

    - Название, какой реки у тебя во  рту? (Десна.) 

    - Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве? (Прут.)        

    - Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

                                    Я - сибирская река,

                                    Широка и глубока.

                                    Букву «е» на «у» смени –

                                    Стану спутником Земли.

                                              (Лена – Луна)

                   Ты меня, наверно, знаешь,

                                   Я сказки Пушкина героя.

                                   Но, если «л» на  «н» сменяешь,

                                   Сибирской стану я рекой.

                             (Елисей -  Енисей)

                    В Селенгу с буквой «д» впадаю,

                                   И в Волгу с  «с» я попадаю,

                                   Но с «ф» я Белую теку.        

                    (Уда  - Уса - Уфа.)

    - Немного отдохнули и вновь, принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы,  Инд, Ганг, Дон,  Днепр, Амазонка, Миссисипи.        

            Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

      V. Домашнее задание.

            

     §.30 (1 пункт).

            Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте.


    1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?

    2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?

    3.Название, какой реки у тебя во  рту?

    4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?

    5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?

                                   6. Я - сибирская река,

                                       Широка и глубока.

                                       Букву «е» на «у» смени –

                                       Стану спутником Земли.

                  7. Ты меня, наверно, знаешь,

                                    Я сказки Пушкина героя.

                                    Но, если «я» на  «н» сменяешь,

                                    Сибирской стану я рекою.

                  8. В Селенгу с буквой «д» впадаю,

                                     И в Волгу с  «с» я попадаю,

                                     Но с «ф» я Белую теку.        

    _____________________________________________________________________                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

    Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

    Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

    Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

    Части реки. Речная система

    Части реки. Речная системаЦель урока:         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...

    Реки. Части реки. Речная система

    Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

    Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

    Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

    Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

    Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....

    Река. Части реки. Речная система.

    Изучение материала о реке....