Главные вкладки

    Река. Части реки. Речная система.
    план-конспект урока по географии (6 класс)

    Татьяна Ивановна Халенева

    Изучение материала о реке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Река. Части реки. Речная система85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Халенева Т. И. МБОУ СОШ с. Чаадаевка

    Урок географии в 6 классе по теме:

    «Река. Части реки. Речная система»

            

    Выполнил: Халенева Т. И.

    Класс: 6

    Тема: Реки. Части реки. Речная система.

    Цели:

    Образовательная:

    • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  вод суши
    • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

    Развивающая:

    Продолжить формирование:

    • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
    • умений: называть и показывать реки,  давать характеристику речной системы по плану.

    Воспитательная:

    • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению природы

    • Продолжить систему экологического воспитания учащихся

    Оборудование:

    Карта полушарий, физическая карта России, презентация к интерактивной доске, мультимедийный комплекс

    Тип урока по дидактическим  целям:

    Урок комбинированный.

    Тип урока по характеру познавательной деятельности:

    Не проблемный.

    Методы:

    -частично-поисковый;

    -репродуктивный;

    -исследовательский.

    Структура урока.

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся.

    1. Организационный

    момент.

    1. Изучение нового материала.

    Вводная беседа.

    1 слайд

    Понятие река.

    2 слайд.

    Понятия «речная долина, пойма, надпойменная терраса».

    3 слайд.

    Понятие «исток»

    4 слайд.

    Понятие «устье»

    5 слайд.

    Направление течения реки.

     

    Физкультпауза

    6 слайд

    Верхнее, среднее и нижнее течение реки.

    7 слайд.

    Приток, левые, правые притоки, речная система.

           

    8 слайд.

    Понятия «бассейн», «водораздел».

    9 слайд.

    Реки горные и равнинные.

    10 слайд

    Пороги и водопады.

    11 слайд.

    Питание рек.

    12 слайд.

    Режим рек.

    13 слайд.

    Закрепление.*

    14 слайд.

    Рефлексия.

    15 слайд.

    Домашнее задание.

    Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

    Сегодня со мной произошёл интересный случай. В окошко нашего класса постучался Капитошка. Это маленькая капелька дождя. Капитошка пришёл к нам вместе со своим другом Волчонком. Он пожелал помочь нам узнать много нового и интересного.

    Капитошка приготовил нам загадку:

          «Чуть дрожит на ветерке

              лента на просторе.

              Узкий кончик в роднике,

              А широкий в море».

    Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

    Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки».

    Сегодня на уроке мы:

    -  узнаем, что такое река.

    - научимся находить на карте  исток, русло, устье реки.

     - узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

     - Научимся определять направление течения по карте.

         Ребята! Обратите внимание на слайде фотография нашей реки Суры.

    Ребята! давайте попробуем  ответить на вопрос: что такое река?

    Итак , вспомним схему для составления определения.

    Итак, какое слово будет определяемым?

    Давайте назовём существенные признаки.

    Прочитаем определение на слайде.

       -  Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем, что записано в учебнике.

           Запишите определение в тетрадь.

         

                    

     

    -Что делает река с горными породами?

    Итак, река размывает горные породы медленно, иногда многие тысячи лет.

    Обычно русло находится на дне широкого понижения в рельефе, выработанном рекой за очень продолжительной время. Это понижение называется речной долиной.

    Во время разлива река заливает часть речной долины. Этот участок называется поймой.

    Посмотрите на рисунок и скажите, как река образует надпойменные террасы?

    -Посмотрите на слайде фотография долины Суры.

       - Вы знаете, как называется начало реки?

      Правильно, именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

    .

    -  А что  может служить истоком  рек?

       Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в  болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

    Учитель показывает истое реки на карте:

    Вот от сюда. именно отсюда,

    Из глубин лесного родника

    Выбегает голубое чудо –

    Русская великая река.

        А теперь запишите в тетради, что может служить истоком реки.

    У реки выделяют устье.

         -   Кто из вас видел устье?

         -   А что это такое?

          Устье, ребята, это место, куда,

           Впадает ручей-караван.

           Это может быть море, другая река,

            Это может быть весь океан.

    Запишите, куда может впадать река.

    Существуют различные виды устьев.

    Демонстрирует определение:

    Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

    Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

          Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

    Запишите понятие «дельта», «эстуарий»

    -Подумайте, при каких условиях река может течь?

    Показывать реку нужно всегда от истока к устью!

    Реку условно можно разделить на несколько отрезков.

    Отрезок, прилегающий к истоку- верхнее течение, к устью- нижнее течение. Между ними- среднее течение.

    -Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, что такое «приток»

    -Объясните пословицу: «Ока-Волги правая рука».

    -Чтобы узнать, как отличать правые притоки от левых , поработаем с учебником. стр. 88

    -Итак, как же отличать друг от друга правые и левые притоки?

    Главная река с притоками – это речная система.

    Запишите схему в тетрадь.

    На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

    -Сравните речные системы Амазонки и Нила.

    На стр. 88 прочитайте и ответьте на вопросы: что такое «бассейн  реки» и «водораздел».

    Запишите определения этих понятий в тетради.

      -   Что вы записали в определении «Бассейн реки»?

    «Водораздел»?

    Важной характеристикой бассейна является площадь. Например, площадь Амазонки с притоками составляет 7 млн. кв. км.

    Выполним задание в учебнике стр. 90

    -Наша река Сура- равнинная. Опишите характер её течения.

    А теперь в учебнике на стр. 92 найдите описание горной реки Терек.

    Назовите отличия горной и равнинной рек .

    Сейчас  мы посмотрим видеофрагмент о водопаде Кивач. После просмотра, попробуйте ответить на вопрос, как же образуются водопады и пороги.

    (во время просмотра рассказ)

    Кива́ч  — водопад на реке Суна в Карелии.

    Высота водопада около 11 метров (причём, вода падает с нескольких уступов). Водопад Кивач — третий по величине водопад Европы.

    Кивач был воспет Гаврилой Державиным в стихотворении «Водопад»:

    Алмазна сыплется гора
    С высот четыремя скалами,
    Жемчугу бездна и сребра
    Кипит внизу, бьет вверх буграми;
    От брызгов синий холм стоит,
    Далече рев в лесу гремит.

    Название водопада происходит от финского «kiivas», что означает «мощный, стремительный».

    -Итак, как же появляются в  русле реки пороги? А как  рождается водопад?

    Найдите в атласе на карте  полушарий водопады, фотографии которых представлены на слайде.

    Источниками питания рек служат: талые снеговые воды, подземные воды, талые воды горных ледников, дождь. Большинство равнинных рек нашей страны, в том числе и река Сура, имеют смешанное питание

    -Объясните, что такое режим? А что означает понятие «режим реки»?

    От питания зависит режим реки.

    -Вспомните, что представляет собой половодье на Суре.

    -Прочитайте на стр. 91, что такое «паводок».

    -Итак, что же это такое?

    Есть ещё одно понятие – это межень – низкий уровень воды в водоёме. Для нашей реки Суры характерна летняя и зимняя межень. Как вы думаете, почему?

    Запишите понятия «паводок» и «межень» в тетрадь.

    Выполните задание 1 на стр. 94.*

    (если достаточно времени для объяснения хода работы и проведения самой работы)

    § 30 (чтение и пересказ), стр. 95, задание 6 (контурная карта), задание 8 (письменно)

     

    Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

    Река.

    Учащиеся записывают тему урока в тетради.

    Поток воды

    Текущий в выработанном им углублении – русле.

    Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

    -размывает

    -постепенно углубляя свою долину.

    Исток.

    Отвечают.

    Работают с атласом.

    .

    Это место, где река впадает в другую реку, море, озеро или океан.

    Работа с атласом

    Запись в тетради

    Исток находится выше устья.

    -река, впадающая в главную реку.

    Ока впадает в Волгу справа.

    Работа с учебником

    -Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.

    Запись в тетрадь

    Работа с атласом.

    Речная система Амазонки более густая

    Бассейн реки - площадь, с которой  главная река собирает воду.

    Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек

    Выполнение работы

    рассказывают

    называют

    Есть выступы твёрдых пород в русле , которые река не разрушила –это пороги. А водопад образуется, если вода реки падает с уступа.

    Озвучивают варианты.

    Как «ведёт себя» в течении года.

    рассказывают

    отвечают

    отвечают

    запись в тетрадь

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

    Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

    Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

    Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

    Части реки. Речная система

    Части реки. Речная системаЦель урока:         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...

    Реки. Части реки. Речная система

    Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

    Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

    Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

    Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

    Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....