Части реки. Речная система
материал по географии (6 класс) на тему

Части реки. Речная система

Цель урока:

         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным знакам, топографическим определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка. Оборудование:

         Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий,  физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображением различных типов устьев.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на знание определений, понятий

-   Что такое водоносные слои?

-   Вставь пропущенные слова.

а)  Если подземные воды находятся между двумя водоупор­ными, то это ... воды;

б)  Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.....

-   Какие воды называют минеральными?

-   Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря­мой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

Задания на проверку усвоения закономерностей

-   Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

-   Где будете искать родник во время похода?

-   Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?

-   Почему говорят, что родник «бьет»?

-   Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

-   Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

-   В какой сезон года копают колодцы?

         Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить зада­ние

№ 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.

 

III. Изучение нового материала

-   Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет;

Бежит, бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

-   Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)

-   Итак, открываем тетради, записываем тему.

-   Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна» Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом­нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

-   Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

         (Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.) Это могут быть:

О, Волга!.. колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

                                (Некрасов.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

...Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

                                (А. С. Пушкин.)

-   Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)

-   Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

         Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть  резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимания на эту деталь определения?

-   Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

         Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-  Подпишите: приток, исток, устье, русло.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-  Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­дит сток воды.

Притокводоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

         Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря доста­точно глубока, так что  накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

- Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

 
 image

 

 

 

 

 


 

                            Лена,

                            Волга

                            Миссисипи

Енисей,

Темза,

Св. Лаврентия

 

 

-   Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

-   Где берет начало главная река? (В озере.)

-   Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

-   Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

-   Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

-   Сколько всего притоков получилось? (Три.)

-   Как их будем различать?

         Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

-   Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­вый.)

         Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.

-   Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

-   У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они левые?)

-   Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого тот, который впадает в приток первого порядка - второй.)

-   Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

-   Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:

         1) Главная река.

         2) Исток главной реки, устье главной реки.

         3) Левые и правые притоки.

         4) Притоки I, II, III и т. д, притоков.

Ответ:

         1) Обь - главная река.

         2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море.

         3) Левый приток - Иртыш;

         4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

-   А теперь попробуем описать речную систему той реки, которая протекает в вашей местности.

         Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе параллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

-   А теперь наша задача - научиться определять длину уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

-   Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)

-   Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем  отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб, длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея.

         На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

-   А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворения о реках?

         (Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

-   Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

-   Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога? (Яна.)

-   Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

-   Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

-   Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

-   Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

                    (Лена - Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                    (Елисей — Енисей!)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

                    (Уда - Упа - Уса - Уфа.)

-   Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур­ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

         Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

 

Домашнее задание

         Г.: § 30 (I пункт); К.: § 53.

         Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте. Подготовить сообщение о речной долине, принести цветные карандаши.

 

Дополнительный материал

 

Крупнейшие реки мира

 

Название

Длина, км

1. Нил с Кагерой (Африка)

6671

2. Миссисипи с Миссури (Сев. Америка)

6420

3. Амазонка с Мараньоном (Юж. Америка)

6400

4. Янцзы (Азия)

5800

5. Обь с Иртышом (Азия)

54510

6. Хуанхэ (Азия)

4845

7. Миссури (Сев. Америка)

4740

8. Меконг (Азия)

4500

9. Амур с Аргунью (Азия)

4440

10. Лена (Азия)

4400

...

..

18. Волга (Европа)

3531

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 33

Речная долина, речной бассейн. Питание и режим рек

Цель урока:

         Сформировать представление о речных долинах, бассейнах,  водоразделах. Научить детей читать карту; определять площадь речных бассейнов, находить водоразделы рек. Через интегрированный урок воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки. Развить умение определять географическое положение реки.

Оборудование:

         Демонстрационная таблица «речная долина» (если нет, но самодельную), речной бассейн; физическая карта России, карта полушарий, карточки с терминами речная долина, пой русло, терраса.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на проверку знаний

-   Что такое исток, устье, приток?

-   Что такое речная система? Из каких частей она состоит?

Или:

-   Дайте определение термина «Речная система», перечислите составные части.

Задания на проверку умений

-   Приведите примеры левых и правых притоков Волги, Енисея, Лены.

-   Заполните таблицу.

 

Притоки

Река

 

 

Притоки

Правые

Левые

Волга

 

 

Лена

 

 

Енисей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  На рисунке изображена речная система, подпишите ее составные части, определите притоки левые и правые, притоки I, II, III порядка.

         По рисунку определите, где у реки исток, а где устье. Какие есть притоки: правые или левые, какого порядка.

- Заполните таблицу:

 

Река

На каком материке

Где исток

Где устье

Волга

 Обь

Лена

Енисей

 

 

 

 

Задания на знание номенклатуры

- Покажите по карте (от истока до устья) следующие реки: Вол­га, Енисей, Амазонка, Нил, Хуанхэ, Инд, Ганг, Обь, Лена, Миссисипи, дон, Днепр.

         Можно вызвать трех учеников, 1 ряд задает реки для показа первому ученику, 2ряд-второму, 3 ряд - третьему.

         Пока ученики с карточками и у карты собираются с мыслями,

можно проверить задания в контурных картах.

 

III. Изучение новой темы

-  Мы продолжаем изучать реки. Что мы уже знаем про реки?

         На доске:

image                                         Знаем!       Узнаём!

 
 image

 

 

 

         Учитель вызывает к доске одного ученика, а оставшиеся ему дик­туют, что записывать в колонку «Знаем».

-   Откроем учебники, прочтите, что мы должны еще узнать и за­пишем в колонке «Узнаем».

         По мере того, как поднимаются руки желающих ответить, учи­тель предлагает выходить и записывать.

-   Что же мы должны узнать? (Читает версии один ученик.)

-   Правильно, мы должны узнать, что такое речная долина, реч­ной бассейн, водораздел, питание реки. Кроме того, мы долж­ны научиться определять географическое положение рек.

-   Чтобы все успеть сделать на уроке, как мы должны работать? (Быстро, не отвлекаться, активно)

image         Учитель вывешивает демонстрационную таблицу «Речная долина». На ней сделаны прорези, куда будут вставляться карточки «русло», «пойма», «терраса».

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа, зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте ее составные части.

         После объяснения один ученик выходит и закрепляет карточки с  терминами «русло», «пойма», «речная долина», «терраса».

         Учитель сообщает:

Речная долина - относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу  воды. Речная долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло - самая низкая часть долины, занятая водным потоком. Глубокие места русла называются плесами, а мелкие перекатами.

Пойма - нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье. На крупных реках ширина поймы достигает 15-20 км, иногда больше.                                               

Терраса - естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка. Террасы бывают одиночные или в виде ступеней. Террасы - это остатки старого днища реки.

image-  Итак, проверим, что же у нас получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Поработаем в парах. Сформулируйте устно определения терминов русло, пойма, терраса, речная долина.

- Но вернемся к тому, что нам предстоит узнать еще (Речной бассейн.)

- Прочтите в учебнике, что такое речной бассейн. (Речной бассейн - это участок земной поверхности, с которого стекает в реку.)

- Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Здесь показаны 4 реки. Вы прочитали внимательно в учебнике, а кто не запомнил, может прочитать еще раз. Задание такое: прорисовать границы бассейнов этих рек.

         После этого одного ученика вызвать к доске, и он маркером про­черчивает линии, а чтобы эту демонстрационную таблицу можно было использовать еще раз - обтянуть полиэтиленом. Можно не ис­пользовать таблицу, а престо начертить на доске.

-   А теперь поработаем с контурными картами, вы уже отметили дома р. Обь, Лену и Енисей, поэтому вам не составит особого труда найти их. Закрасьте в синий цвет бассейн р. Обь, в зеле­ный - Енисей, в красный - р. Лены (можно использовать дру­гие цвета), Волги - в желтый цвет.

- А теперь сравним с физической картой России, откройте атла­сы. Что является бассейном р. Обь? (Западно-Сибирская рав­нина.)

- Что разделяет р. Енисей и Лена, р. Обь и Волга? (Среднеси­бирское плоскогорье, г. Урал.)

- Прочтите в учебнике, как называется граница между речными бассейнами (можно дать задание детям придумать термин са­мим).

- Заполните схему, вставьте снова вместо вопросительных зна­ков. Ответ поясните.

         На доске:

речная долина - понижение в рельефе;

речной бассейн - ? (понижение);

речной водораздел — ? (повышение).

- И последнее, что мы сегодня узнаем - это питание. Нужен доброволец, им будет Миша. Представь, что ты - река, чем ты будешь питаться? Вот тебе карточки.

         На карточках нарисованы: озеро, родник, горный ледник, дождь, снег.

-   Как ты думаешь, чем питается река?

         Ученик выбирает: родник, ледник, снег, дождь.

         На этом этапе урока можно поработать в бригадах, тогда наборов карточек должно быть столько, сколько групп в классе.

-   А если ты Амазонка? Чем ты не будешь питаться? Почему?

-   А если ты Сырдарья, берущая начало в горах?

-   А если ты Колыма, протекающая в мерзлых почвах?

         Можно также поработать в группах:

1  гр. - Амазонка;

2 гр. - Волга;

3 гр. - Колыма;

4 гр. - Сырдарья (Меконг, Инд);

5 гр. - местная река.

- Чем будут питаться ваши реки, а чем нет. Ответ поясните.

Амазонка - дождевыми и ледниковыми водами; нет - снегового питания. Волга - снеговыми, дождевыми, подземными; нет - ледниковыми.

Колыма - все, кроме подземных.

Сырдарья - преобладать будет ледниковые (горы), подземное (пустыня).

-   Итак, что мы с вами узнали сегодня на уроке? Чему научились?

 

Домашнее задание                                                      

         Г.: § 30 (II); К.: § 54, 55.

                                     

Дополнительный материал

Крупнейшие реки (по площади водосборного бассейна)

 

Название

Площадь водосборного бассейна (тыс. км2)

1. Амазонка

7180

2. Конго

3691

3. Миссисипи

3268

4. Обь

2990

5. Нил

2870

6. Парана (Ю. Америка)

2663

7. Енисей

2580

8. Лена

2490

9. Нигер

2092

10. Амур

1855

..........

..

15. Волга

1360

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tkachuk_k.s.reki_.6_klass.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....

Река. Части реки. Речная система.

Изучение материала о реке....