Главные вкладки

    Тема урока: Реки. Части реки. Речная система
    план-конспект урока географии (6 класс) по теме

    Дойникова Светлана Вячеславовна

    Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок географии.  6 класс.

    Учитель

    Полякова Светлана Вячеславовна

    Тема урока:

    Реки. Части реки. Речная система

    Цель урока:        

    Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки  I, II и т. д. порядка.

    Оборудование:

    Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полущарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «речная долина», «пойма», "русло". Карточки с изображением рек, репро дукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображе нием различных типов устьев.

    Тип урока: изучение нового материала

            

    Ход урока

    I.        Организационный момент

    II.        Опрос

    Задания на знание определений, понятий

    - Что такое водоносные слой?

         -        Вставь пропущенные слова.

    а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор ными, то это... воды;

        б) реки подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.....

    Какие воды называют минеральными?

    Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря мой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

    Задания на проверку усвоения закономерностей

    Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

    Где будете искать родник во время похода?

    -  Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?

    -  Почему говорят, что родник «бьет»?

    - Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

    Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

    В какой сезон года копают колодцы?

    III. Изучение нового материала

    - Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

    Течет, Течет - не вытечет;    Бежит, бежит - не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.

    Между гор, между дол Бежит белый конь.

    Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)

    Итак, открываем тетради, записываем тему.

    Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова
    «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдогаа, «Большая
    вода» Ц. И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Много
    великих и прекрасных художников изображали в своих карти
    нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом-
    нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде»,
    «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

    - Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они,        

       (Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)

    Это могут быть:

    О,Волга!..Колыбель моя,

    Любил ли кто тебя, как я?                            

                                (Некрасов.)

    Нева всю ночь рвалася к морю...

    И спорить стало ей невмочь...

                                               Но силой ветра от залива-

    Переграждеяная Нева

    Обратно шла, гневна, бурлива,

    И затопляла острова.

                                                               (А. С. Пушкин.)

    - Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни-
    ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река (Дети от
    вечают, дают свои определений,)        

    Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

    Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

     - Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре-
    пользуя в рисунке составные части        

    Один ученик работает у доски.

    На ней изображена река:

                                               

    - Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

    Исток- начало реки, место, с которого появляется постоя1 течение воды в русле.

    Устье - место впадения поток» (реки, ручья) в другую реку, мо ре, озеро, водохранилище.

    Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо,дит сток воды

    Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому  другому.

    Существуют различные виды устьев.

    Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

    Дельта -форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

    - Откройте в атласах физическую карту России полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

                                                                             

    Устье

                                                         дельта                       эстуарии

    Лена,

    - Енисей,

    Волга,

    Темза,

    Миссисипи

    Св. Лаврентия

    -   Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

    -   Где берет начало главная река? (В озере.):

    -   Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

    -   Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

    -   Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

    -   Сколько всего притоков получилось? (Три)

    -   Как их будем различать?

    Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

    -   Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле вый.)                                                           

    Если ученики не отвечают сами тогда ищут ответ в учебнике.

    -   Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

    -   У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые - Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? {Тот, который впадает первым -первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка-второй.)

    -   Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри сунка в тетради. Прочитаете в учебнике, что такое речная сис тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

    -   Поработаем в атласе. Карта РФ.  Найдите р.Обь. Опишите речную систему по плану:

    1) Главная река.

    2) Исток главной реки, устье главной, реки.

    3) Левые и правые притоки.                   

    4) Притоки I, II, III и т. д. притоков.                           

     Ответ:

    1) Обь - главная река.

    2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье -Карское море.                   

    3) Левый приток - Иртыш;

    4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

    -   А теперь попробуем описать речную систему той реки, кото рая протекает в вашей местности.

    Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе па раллелей и меридианов. Предлагает ученикам определять реки.

    -   А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

    -   Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по мощью нитки и линейки.)

    -   Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, подучившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея.

    На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

    -   А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихртворе-нияореках?

    (Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)                                                                           

    -   Название какой реки состоит

    -   Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред лога? (Яна)

    -   Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

    -   Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? {Прут.)

    - Какой приток Дона, носит название дерева?, (Сосна)

    -   Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

    Я - сибирская река,

    Широка и глубока.

     Букву «е» на "у" смени –

    Стану спутником земли.                                            

     (Лена-Луна)

    Ты меня, наверно, знаешь,

    Я сказки Пушкина героя.

    Но если «я» на «н» сменяешь,

    Сибирской стану я рекой.

    (Елисей - Енисей.)

    В Селенгу с буквой «д» впадаю,

    А с «п» вливаюсь я в Оку.

    И в Волгу с «с» я попадаю,

    Но с «ф» я Белую току.

    (Уда-Упа- Уса -Уфа.)

    -   Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

    Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

    IV. Домашнее задание:

    § . Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте.

    Подготовить сообщение о речной долине, принести цветные карандаши.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

    Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

    Части реки. Речная система

    Части реки. Речная системаЦель урока:         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...

    Реки. Части реки. Речная система

    Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

    Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

    Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....

    Тема урока: «Реки Республики Коми. Выявление зависимости основных характеристик реки от рельефа и климата»

    Методическая разработка урока географии.Цель урока:Закрепление знаний о зависимости основных характеристик реки (режим, питание реки, уклон, падение) от рельефа и климата на примере использования крае...

    Река. Части реки. Речная система.

    Изучение материала о реке....