Географическое краеведение
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Мухаметова Зульямал Набиулловна

Урок по географичекому краеведению Тема: Численность населения Курганской области 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislennost_naseleniya_kurganskaya_oblast.docx47.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 1 Общая численность и динамика населения Курганской области.

Цели: создать целостное представление о численности населения Курганской области

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Образовательные: дать общее представление о численности, изменении численности, воспроизводстве населения  Курганской области;
  2. Развивающие: развитие умений самостоятельной работы со статистическими материалами, делать обобщения и выводы, строить диаграммы (линейные, столбиковые, круговые);
  3. Воспитательные: воспитание национального самосознания, патриотизма и гражданственности на основе истории формирования современного населения Курганской области.

Форма урока Комбинированный урок с применением ИКТ

Методы обучения

  • Создание проблемной ситуации;
  • Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
  • Создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений

Оборудование: карта региона, атласы, статистический материал, компьютер, проектор.
      
Практикум. Построение графика изменения численности населения своей местности (области, республики, края).

Ход урока

1.Вступление. Введение в тему урока:

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова:

У каждого есть дом, где он родился

А где родился, там и пригодился

Вот так у нас в народе говорят. ( Н.Дружков)

Сегодня мы начинаем изучение социальной и экономической географии Курганской области. Первый урок  мы начнем с темы: «Население Курганской области и его культура» (число, тема урока – в тетрадь).

География населения тесно связана с демографией и этнографией (этнологией), историей, экологией, культурологией и другими науками. Еще в 40-х годах прошлого века Н.Н. Баранский писал : «Человека забыли!». Этим он показывает значимость социальной географии в курсе всей географической науки.

–Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что такое демографическая ситуация, почему её надо знать.

Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.

Вопрос классу: 

Из каких источников мы узнаем о численности населения?

(Переписи населения)

Какова численность населения в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином регионе?

Определенно этот вопрос задавали люди во все времена. Еще 35-40 тысяч лет назад на Земле, по мнению ученых, проживало около одного миллиона человек. Проходили тысячелетия. Население на планете росло, но темпы роста были невелики. Как и сейчас, в древних цивилизациях подсчитывали население страны, чтобы знать число работоспособного населения, его возраст, на что можно рассчитывать, формируя армию. Еще 4 тысячи лет назад в Индии, Китае, проводили учет населения. В Зарубежной Европе учет стали проводить несколько позднее. С начало 21 века в мире было более 2 тысячи переписей. В настоящее время в мире за исключением (Омана и Катара) не осталось страны, в которых не было бы переписи. Сейчас перепись населения проводится один раз в 10-12 лет.

 Первая перепись в России была проведена в 1897 году. Первая перепись населения РФ проведена в 2002 году. Последняя перепись населения прошла в 2010 году.

Бурный рост численности населения характерен для 20-ого века. За последние 50 лет число жителей Земли удвоилось. Каждые 20 секунд в стране рождается 1 ребенок, каждые 15 секунд умирает 1 человек .Каждую минуту население нашей планеты увеличивается на 150 человек, каждый день- 220 тысяч, каждый год – более чем на 80 миллионов человек.

Что же влияет на резкое снижение численности населения?

Демографический кризис – период резкого снижения численности населения страны вследствие войн, революций, эпидемий, других социальных  потрясений.

2. Работа над новым материалам .

Определим численность населения Курганской области по данным переписи населения.

Численность населения

1970

1979

1990

1995

2000

2006

2012

1085560

1080274

1107280

1099645

1059515

979 908

896 264

Задание 1.Оценка динамики численности населения Курганской области
Инструктивная карта 

  • Вспомните определение естественного прироста населения. Что отражает это понятие?( ЕП=Р-С)
  1. Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости Курганской области на 1000 жителей.

Годы

1970

1980

1990

1995

2000

2006

2012

Число родившихся

15,4

17,1

14,5

9

9,3

10,6

13,8

Число умерших

9,1

12,2

11,4

14,6

15,7

16,4

15,9

Естественный прирост

6,3

4,9

3,1

-5,6

-6,4

-5,8

-2,1

  • Подсчитать естественный прирост населения
  •  Определите годы с наиболее высокой рождаемостью населения, низкой смертностью, высоким ЕП и сделайте вывод.
  • какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?

Проанализировать статистические данные по Курганской области  и ответить на вопросы:

Наблюдаются ли общероссийские тенденции по сокращению рождаемости и

увеличению смертности в Курганской области?

Практическая работа:

2. По статистическим данным своего региона постройте график «Динамика численности населения Курганской области». В опорном конспекте напишите вывод, ответив на вопросы:

  • Увеличилась, уменьшилась (подчеркнуть);
  • Во сколько раз увеличилась или уменьшилась –
  • Периоды максимального увеличения –
  • Периоды максимального уменьшения –

Динамика численности населения- это изменение численности населения во времени и пространстве.

Сделайте вывод: в  Курганской области можно наблюдать следующую динамику в численности населения: в регионе численность населения за период с 1995 года по 2012 года (до … %, сократилась).

Итак, в Курганской области население в наши дни растет неодинаково. Выскажите свои предположения, от каких факторов зависит эта динамика. (От рождаемости, смертности, ЕП).

3.Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Задание 2. Определите к какому типу воспроизводства относится наш регион? ( Современный тип, ЕП- отрицательный)

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.
Сокращение населения происходит из-за убыли населения, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2000годом на 163251 тысячи человек (по данным оперативного доклада Госкомстата России).

В результате анализа таблицы и подсчета естественного прироста учащиеся делают вывод о том, что с начала 90-х годов в Курганской области  снижаются показатели рождаемости и повышаются показатели смертности.
Задание 3. Какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему происходит изменение численности населения в Курганской области ?

Причины сокращения рождаемости:

Эхо войны – 1941-1945- период войны, резкое сокращение рождаемости, отсчитываем два раза по 25 лет и получаем периоды неизбежного снижения рождаемости в 1991-1995г.

-увеличение продолжительности периода обучения

-карьерные соображения

-планирование рождения детей

-низкие доходы

-широкая практика прерывания беременности

-современная мода (одежда, образ жизни)

Причины увеличения смертности:

-старения населения (результат очень низкой рождаемости)
-недостаточный уровень развития сети качественных и общедоступных учреждений здравоохранения

-относительно высокий уровень производственного травматизма (чаще всего вследствие алкогольного отравления)

-алкоголизм и наркомания

-косвенное влияние отрицательных изменений экологической обстановки

-низкая и снижающаяся продолжительность жизни

-падения уровня благосостояния

-повышенные эмоциональные нагрузки, частые стрессовые ситуации
-низкая культура организации досуга

-тревожная криминогенная обстановка

Учащиеся классифицируют выявленные причины (природные, социальные, экономические, политические и др.) и определяют ведущую причину – общественно-экономическое состояние страны.

Задание 4.Сравнить с субъектами Уральского региона и Западной Сибири

Показатели социального и экономического развития областей Уральского федерального округа в сравнении с Российскими показателями за 2010

Российская
Федерация


Курганская
область


Свердловская область


Тюменская
область


Челябинская
область

Территория на 1.01.2012г., тыс. кв. км*


17098.2


71.5


194.3


1464.2


88.5

Численность постоянного населения на 1.01.2012 г., тыс. чел.


143 666 931


877 149[


4 320 677


3 546 345[


3 490 053

Плотность населения на 1.01.2012 г. (число жителей на 1 кв. км), чел.




22.24


2,42


39,42

Общий коэффициент рождаемости


12.5


13.0


13.4


16.1


14,3

Общий коэффициент смертности


14.2


16.0


14.3


9.0


14.2

Естественный прирост населения

-1,7

-3

-0,9

6,1

0,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2012год)


68.7


67.4


68.4


69.5


68.3

По статистическим данным постройте график изменения численности населения по субъектам Уральского округа. Сделайте вывод.

Итог урока.

Используя составленные вами опорные конспекты, кратко дайте характеристику своего региона.

  • Что нового вы узнали об этом регионе?
  • Что вам хотелось бы еще узнать?
  • Что вас поразило, удивило сегодня на уроке? 

IV. Рефлексия.

(Анонимная анкета)

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ.

  1. Понравилось ли работать в группах?
    Да Нет Не знаю
  2. Насколько ваша группа справилась с заданием?
    Полностью.
    Частично не выполнила.
    Не справилась с заданием.
  3. Оцени свою активность в работе группы.
    Был активен (старался везде поучаствовать).
    Был активен большую часть времени.
    Не очень активен.
    Пассивен.
  4. Кто в твоей группе был максимально активен?
    Поставь оценку каждому члену группы.

Спасибо вам за урок.

V. Домашнее задание:

Построить, столбиковую диаграмму роста численности населения за последнее столетие по регионам Курганской области.

Курганская область

Человек

2010 г.

в %

2002 г.

 2010 г.

к  2002 г.

Все население

1019532

910807

89,3

Городское население

574381

548820

95,5

Сельское население

445151

361987

81,3

Городской округ город Курган

345515

333606

96,6

Городской округ город Шадринск

80865

77756

96,2

Альменевский муниципальный район

15240

12412

81,4

Сельское население

15240

12412

81,4

Белозерский муниципальный район

21128

16934

80,1

Сельское население

21128

16934

80,1

Варгашинский муниципальный район

23255

19919

85,7

Городское население

9953

9254

93,0

Сельское население

13302

10665

80,2

Далматовский муниципальный район

35176

29476

83,8

Городское население

14972

13911

92,9

Сельское население

20204

15565

77,0

Звериноголовский муниципальный район

11755

9518

81,0

Сельское население

11755

9518

81,0

Каргапольский муниципальный район

34854

31832

91,3

Городское население

12923

12667

98,0

Сельское население

21931

19165

87,4

Катайский муниципальный район

28099

23991

85,4

Городское население

15836

14003

88,4

Сельское население

12263

9988

81,4

Кетовский муниципальный район

56488

55427

98,1

Сельское население

56488

55427

98,1

Куртамышский муниципальный район

38176

32155

84,2

Городское население

18154

17099

94,2

Сельское население

20022

15056

75,2

Лебяжьевский муниципальный район

21178

16557

78,2

Городское население

6891

6452

93,6

Сельское население

14287

10105

70,7

Макушинский муниципальный район

23978

18116

75,6

Городское население

9942

8338

83,9

Сельское население

14036

9778

69,7

Мишкинский муниципальный район

22076

17684

80,1

Городское население

8914

8034

90,1

Сельское население

13162

9650

73,3

Мокроусовский муниципальный район

15379

13115

85,3

Сельское население

15379

13115

85,3

Петуховский муниципальный район

24253

20493

84,5

Городское население

12661

11292

89,2

Сельское население

11592

9201

79,4

Половинский муниципальный район

16295

12255

75,2

Сельское население

16295

12255

75,2

Притобольный муниципальный район

17596

14592

82,9

Сельское население

17596

14592

82,9

Сафакулевский муниципальный район

16957

13120

77,4

Сельское население

16957

13120

77,4

Целинный муниципальный район

23058

17187

74,5

Сельское население

23058

17187

74,5

Частоозерский муниципальный район

7762

5924

76,3

Сельское население

7762

5924

76,3

Шадринский муниципальный район

33331

27360

82,1

Сельское население

33331

27360

82,1

Шатровский муниципальный район

23009

18446

80,2

Сельское население

23009

18446

80,2

Шумихинский муниципальный район

33051

28499

86,2

Городское население

19083

17819

93,4

Сельское население

13968

10680

76,5

Щучанский муниципальный район

26392

23547

89,2

Городское население

10602

10973

103,5

Сельское население

15790

12574

79,6

Юргамышский муниципальный район

24666

20886

84,7

Городское население

8070

7616

94,4

Сельское население

16596

13270

80,0

 

Информация учителя о населении Курганской области.

На 1 января 2012 года численность населения Курганской области составила 896,3 тыс. человек, большая часть из которых – 60,4% - проживала в городах.
В 2012 году улучшились демографические показатели. Естественная убыль сократилась на 0,9 промилле, а рождаемость увеличилась - на 1,1 промилле. Соотношение числа умерших и родившихся сократилось в сравнении с уровнем 2011 года и составило 1,1 раза (в 2006 году умерло в 1,6 раза больше, чем родилось; в 2007 году - в 1,4 раза; в 2008 и 2009 годах - в 1,3 раза, в 2010 и 2011 годах – 1,2 раза).

В Курганской области родилось 12 400 детей, что на 7% больше уровня 2011 года. Область вошла в первую двадцатку субъектов Российской Федерации с наилучшими показателями по росту рождаемости.

В 2012 году население области сократилось на 10,4 тыс. человек, в том числе за счет миграционной убыли на 82,6%, за счет естественной убыли – на 17,4%. Миграционная убыль населения снизилась по сравнению с 2011 годом на 13,4%. Основные миграционные потоки сформировались с областями Уральского федерального округа,  причём из Курганской области выбывало в регионы округа больше мигрантов, чем прибывало.
В области реализуются Закон «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области», «Концепция государственной семейной политики в Курганской области на период до 2015 года», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы». В целях стимулирования рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения, сохранения и укрепление здоровья утверждена «Концепция демографического развития Курганской области на период до 2025 года». В Законе Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» установлены дополнительные меры социальной поддержки детей из многодетных и малоимущих семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Использование ЭОР на уроках географического краеведения

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...